Итак, водород для олимпийского автопарка поставляла компания «Sinopec». Несмотря на обязательство не указывать, какой тип водорода использовался для заправки подвижного состава, независимым экспертам стало известно, что примерно 62% водорода производится ею из каменного угля (т.н. «черный» водород). При этом выбросы углекислого газа у водородных автомобилей, заправленных черным водородом, с учетом всей технологической цепочки его производства, в шесть (!) раз больше, чем выбросы у обычного автомобиля, работающего на бензине. А как известно, килограмм бензина при сгорании выделяет около 3,5 кг углекислого газа. Отсюда первое уравнение:
3,5х6=21 кг. Причем на 100 км пробега.
Еще 19% ежегодного производства водорода в Китае (именно по Sinopec, увы, данных нет) приходится на т.н. «серый» водород. Здесь при использовании на автомобилях с учетом всей технологической цепочки производства выбросы составляют 8-12 кг углекислого газа на килограмм водорода. Ниже мы будем использовать среднюю цифру - 10 кг. Остальное: «зеленый» водород (продукт электролиза воды за счет использования «чистой» электроэнергии - солнечной и ветровой).
Предположим, у нас автобусный парк, в котором 100 единиц техники.
= При этом 62 машины, отнесем их к 1-й колонне, используют «черный» водород (пропорционально его доле в производстве). Отсюда второе уравнение:
21х62=1302 кг - это суммарные выбросы 1-й колонны на 100 км пробега с учетом технологической цепочки производства топлива.
= Вторая колонна использует «серый» водород. Её выбросы составят
19х10=190 кг.
= Третья колонна (остальные 19 машин из 100) - использует «зеленый» водород и ее автобусы имеют нулевой уровень выбросов углекислого газа:
19х0=0.
Отсюда выводы.
■ Первое. Все наши водородобусы сами по себе, разумеется, не имеют вредных выбросов, но суммарный расчет, с учетом технологий производства «черного» и «серого» водорода, показывает, что по нашему парку выбросы углекислого газа составят 1492 кг на каждые 100 км пробега (1302+190=1492).
■ Второе. Если бы наши 100 единиц имели бензиновые двигатели, суммарные выбросы на каждые 100 км пробега составили бы всего 350 кг.
Иными словами: 1492:350=4,263.
■ Третье. Если мы по парку хотим иметь уровень вредных выбросов, как в случае использования автобусов с бензиновыми двигателями (!), то 81 автобус у нас парке должен использовать «зеленый» водород... Увы, здесь расчет в несколько действий:
1492:(62+19)=18 кг - средние выбросы на единицу подвижного при использовании «грязного» (черного и серого) водорода;
350:18=19 - число машин, работающих на «грязном» водороде, «способных» произвести выбросы углекислого газа, равные по массе выбросам «бензинового» парка;
100-19=81 - остаток: это общее число машин, которые должны работать на «зеленом» водороде, чтобы весь парк не превысил цифру выбросов в 350 кг/100 км.
Иными словами, лишь только в случае если не менее 81% подвижного состава будут использовать «зеленый» водород, можно будет говорить о реальном снижении выбросов углекислого газа за счет применения «водородной» техники...
Да, мы рассматривали только один пример использования водородной техники и только одного, хотя и очень крупного поставщика. Тем не менее, вопрос: так может быть все-таки электробусы? «Топливо» для них существенно дешевле, стоимость их приобретения ниже, да и эксплуатационные затраты на 1 км пробега меньше. Цифры, например, здесь.