Компания MAN Truck & Bus отчиталась о появлении новой системы активной безопасности, по информации из официального релиза, не имеющей аналогов у конкурентов. Она получила название MAN SafeStop Assist (SSA-аббревиатура?) и с IV квартала 2024 года будет доступна как опция для автобусов MAN Lion's Intercity, MAN Lion's Coach, NEOPLAN Tourliner и NEOPLAN Skyliner. Мы понимаем, что эти машины пока не доступны российским эксплуатационникам, но тем не менее считаем, что любая информация по системам помощи водителю, активной и пассивной безопасности может быть полезной как специалистам, так и общественности...
И так SSA... . «Ни один другой производитель не предлагает такую систему для всех современных моделей автобусов. Однако это не причина, по которой она является одним из важнейших нововведений модельного года 2024, а скорее потому, что она может предотвратить серьезные аварии», - заявил на презентации Хайнц Кисс (Heinz Kiess), руководитель отдела маркетинга подразделения автобусов в MAN Truck & Bus.
В основе работы SSA анализ внимания, поведения и изменений манеры вождения водителя с учетом фактической дорожной ситуации. С помощью датчиков, встроенных в переднюю часть машины, и камеры, расположенной за ветровым стеклом, система непрерывно отслеживает удержание полосы движения, а также расстояние, положение и относительную скорость объектов впереди. «Все собранные данные объединяются и оцениваются. Таким образом, SafeStop Assist может определить статус активности водителя и, следовательно, также возможное его бездействие» (цитата из пресс-релиза).
Если система обнаруживает, что водитель потерял контроль над ситуацией, она вмешивается в процесс вождения (курсив будет объяснен ниже) с каскадом предупреждений и торможений. На первом этапе водителю предлагается взять управление на себя с помощью предупреждающего символа и текстовых сообщений на дисплее комбинации приборов, а также легкой вибрации рулевого колеса. Если он этого не делает, к визуальным и тактильным предупреждающим сообщениям добавляется звуковое предупреждение. Одновременно система выполняет частичное торможение. Если водитель также не реагирует, MAN SafeStop Assist инициирует экстренную остановку и тормозит автобус до полной остановки в пределах полосы движения - даже если она меняет направление, но без ее смены или выезда на край дороги. Это все узнаваемо, не правда ли, если, например, припомнить АВА (Active BrakeAssist) основного конкурента. Но дело в том, что SSA не просто вмешивается в процесс вождения, а еще активирует адаптивный круиз-контроль (ACC Stop & Go), фактически... исключая резкие маневры и необдуманные движения водителя. Хотя...
«Разумеется, водитель может в любой момент вернуть себе управление, если это возможно. Экстренную остановку, инициированную системой, можно немедленно прервать с помощью кик-дауна» (еще одна цитата из пресс-релиза). Она же на английском (для протокола): «An emergency stop initiated by the system can be aborted immediately with a kick-down». Комментарий редактора: кик-даун это резкое нажатие на педаль газа, которое при использовании АКП приводит к переключению передачи на ступень «вниз», как помните... Грамотный совет, кстати: сразу жми на газ, если вдруг пришел в себя после того, как чуть задремал или отвлекся...
Однако если аварийная остановка не отменена, система автоматически включает огни аварийной остановки, чтобы предупредить следующих участников дорожного движения. Сразу после остановки MAN SafeStop Assist также обеспечивает невозможность скатывания автобуса. Для этого она включает нейтральный режим трансмиссии и электронный остановочный тормоз. Она также разблокирует двери (даже при остановке туманной/дождливой ночью в левом ряду на автобане? - ред.) и включает внутреннее освещение, чтобы можно было без проблем оказать помощь в экстренной ситуации.
На этом мы завершим описание очень интересной и без сомнения - эффективной системы активной безопасности MAN Truck & Bus для автобусов. Впрочем, к сожалению, «осадочек остался». Посему в качестве дополнения и рамках обсуждения в ближайшее время мы планируем опубликовать перевод статьи Яна Берграта «Прикоснуться к смерти» (нем. «Taster in den Tod» из журнала для водителей-дальнобойщиков «Fernfahrer», Германия)...