Напомним, что до 2013 года КАМАЗ практически не был представлен на российском рынке грузовых автомобилей в самом крупном его сегменте - магистральных седельных тягачей. После вывода на рынок в третьем квартале 2013-го КАМАЗ-5490, ситуация начала довольно быстро меняться. По словам Сергея Колесникова, директора департамента маркетинга ПАО «КАМАЗ», уже по итогам 2015-го KAMAЗ вышел на первое место по продажам в сегменте седельных тягачей на рынке РФ. Развитием модельного ряда «5490» стало появление КАМАЗ-65209 с колесной формулой 6х2, тягача с задней подъёмной осью. В 2016-м доля челнинского завода в сегменте магистральных тягачей составила уже 25%. Сей результат, кстати, дал повод для горьких шуток у представителей европейской «Большой семерки», в России, мол, уже не «семерка», а «Большая восьмерка». Годом позже на рынке появился модернизированный КАМАЗ-5490 с приставкой Neo. Он вобрал в себя все изменения автомобиля за первые три года эксплуатации. В частности, отличался от первенца большей колёсной базой, лучшей развесовкой по осям, усиленной передней подвеской и прочими улучшениями потребительских свойств.
Появление магистрального тягача нового поколения К5 - КАМАЗ-54901 датируется 2020 годом. Челнинские грузовики наконец-то обзавелись собственной современной кабиной модульного типа, позаимствовав её каркас от Mercedes-Benz Actros IV поколения. Линейка включала в себя как флагманскую дальнобойную кабину шириной 2500 мм, так и узкую коммунально-строительную (2300 мм). Еще одним революционным решением стало появление собственной рядной «шестерки» объемом 11,946 л (диапазон мощности 400-550 л.с.). К преимуществам нового тягача также можно было отнести и наличие сервисного контракта, входящего в стоимость автомобиля, гарантии (3 года или 540 тыс. км пробега) и обратный выкуп. Спустя год на рынок вывели его трехосную версию - КАМАЗ-65659 (6х2).
Неудивительно, что, по данным Департамента маркетинга КАМАЗа, по итогам 2021 года доля компании в сегменте магистральных тягачей выросла до 31 %. В том году удалось реализовать 6010 КАМАЗ-5490 и 1675 КАМАЗ-54901. Весьма удачно складывалось и начало нынешнего года. Если верить статистике ООО «Автостат Инфо», представители семейства магистральных тягачей сумели подвинуть с третьего места популярное семейство КАМАЗ-65115 (6х4) в общем объеме продаж челнинского завода в первом квартале, уступив только «вездеходам» КАМАЗ-43118 (6х6)…
Что можно сказать о перспективах камских «магистральников» в нынешних условиях? «5490», скорее всего, уже до конца нынешнего года покинет заводской конвейер по мере того, как будет выбран имеющийся у Челнов запас машкомплектов. Что касается производства КАМАЗ-54901, то сейчас идёт интенсивный процесс локализации импортных комплектующих и, по сведениям Департамента продуктового менеджмента ПАО «КАМАЗ», уже к 2023 году завод обещает представить обновлённый локализованный тягач.