Напомним, что стартап Nikola (названный так в честь Николы Теслы) был зарегистрирован в 2014 году и всегда заявлял себя конкурентом Tesla Motors. Причем в отличие от компании Илона Маска, здесь основная ставка делалась на водородные технологии...
Были разработаны три (или четыре?) грузовика.
- Два капотных 6х4: Nikola ONE - со спальником (на одном из двух публикуемых фото) и Nikola TWO - с «короткой» кабиной.
- Также заявлялся и бескапотный Nikola TRE 4х2 - это уже исполнение для Европы.
- В Сети также можно найти изображения некого бескапотного прототипа с низкопольной кабиной (шасси для мусоровоза?), который якобы разрабатывался совместно с GM - иных данных по машине нет...
Дополнительно напомним. Кроме производства техники, для продвижения водородного транспорта в США, компания заявляла о планах строительства в стране еще и собственной сети из порядка 1500 заправок с узнаваемым логотипом «N».
Вернемся в деталям события. Всего Большое жюри рассматривало несколько случаев предумышленного обмана. Например, в их числе упомянуты:
- подделка видео с якобы реальных испытаний Nikola ONE. На деле комплектный автопоезд был отбуксирован на вершину холма и дальше просто двигался под уклон. Здесь приведем слова представителей стартапа, достойные быть высеченными на камне в назидание новым инвесторам данного и иных, не менее амбициозных стартапов. Ибо, как выяснилось в судебном заседании оказывается(!) в данном случае они и «не утверждали, что грузовик двигается на собственном двигателе»;
- еще одно обвинение связано с тем, что компания многократно объявляла о создании собственного пикапа (видимо речь идет о Nikola Badger). На деле ничего кроме компьютерных изображений машины не существует;
- и, кроме того, экспертами и документами было опровергнуто утверждение компании о том, что она уже обладает собственной технологией получения водорода.
Например, Hindenburg Research назвала большую часть продуктов Nikola «подделками», а рекламу - ложью с целью выдать технологии стартапа за передовую. Фирма обратила внимание на то, что грузовик Nikola с надписью «Zero Emission Hydrogen Electric», гласившей о его водородной силовой установке, на самом деле во время показательных тестов ехал на сжатом природном газе. Также упоминается, что и комплектующие для своих моделей Nikola разрабатывает не сам, а закупает на стороне (включая открытый рынок) и затем, фактически «заклеивает» названия производителей.
Осторожно напомним...
В прошлом году Nikola Motors получала поддержку со стороны концерна General Motors, однако на сегодня всякое его сотрудничество со стартапом прекращено без формального объяснения причин.
Также известно, что известный производитель грузовиков Iveco (CNH Industrial NV) и американский стартап Nikola Motor, как утверждали СМИ, пытались объединить свои усилия в области разработки электрогрузовиков, когда в сентябре 2019 года, первый инвестировал в стартап 250 млн. USD. Машина совместного производства должна была появиться во второй половине нынешнего года.
Впрочем, возможно не все потеряно, и учитывая опыт специалистов Iveco в строительстве грузовиков и силовых агрегатов, с которым мы знакомы не по наслышке, в данном случае и до появления официальный релизов - без комментариев.
Однако не будем завершать на печальной ноте. Ибо несмотря на все обвинения и отсутствие реального производства, Nikola Motors, который до сих пор не выпустил ни одной машины, на момент публикации новости, ... по прежнему котируется на бирже по рыночной стоимости в 4,79 миллиарда USD. И это больше, чем, например, стоимость Mitsubishi Motors!!!
Обычно мы не задаем вопросов в новостях. Но нарушим традицию:
А не считаете ли вы, что внезапный интерес к безуглеродным технологиям, почему-то резко усилившийся во время снижения экономической активности из-за пандемии COVID'2019 на самом деле никакого отношения к экологии не имеет?
Пример перед глазами... Согласитесь, что «пустышка» (красивый офис + амбиции + красивые картинки машинок) при всей своей «капитализации» в реальности не может стоить столько же, сколько крупная автомобилестроительная компания со всеми своими составляющими...
Мы ошибаемся?