Актуальная информация

SCANIA ЗА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ В РОССИИ

Компания «Скания-Русь» приняла участие в обсуждении Концепции по развитию производства и использования электротранспорта на период до 2030 года, которую разработало Минэкономразвития РФ.

Мероприятие проходило на круглом столе в Москве, в Общественной палате Российской Федерации. В ходе дискуссии представители Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ подчеркнули, что необходим системный подход при разработке мер, направленных на развитие электротранспорта в России. Меры должны быть нацелены на минимизацию вреда для окружающей среды со стороны транспортной отрасли. В частности, следует предусмотреть создание полноценной системы безопасной утилизации и вторичного использования аккумуляторов электротранспорта.
Сама Концепция находится на рассмотрении в Правительстве России. Ее реализация оценивается в 750 млрд. рублей. В списке пилотных регионов по внедрению электротранспорта – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Калининград, Казань и Нижний Новгород.

Директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами ООО «Скания-Русь» Вахтанг Парцвания в рамках дискуссии отметил, что обсуждаемые меры нужно предпринимать в России достаточно быстро, чтобы соответствовать темпам роста мирового рынка электромобилей. И, согласно зарубежной практике, необходимо начинать со стимулирования покупательского спроса на электрический транспорт. «Важно стимулировать именно спрос, а не предложение, причем без привязки к стране происхождения электромобилей. Это особенно важно в течение ближайших 4-5 лет, пока рынок находится на стадии формирования. А уже потом можно регулировать его развитие, давая преференции отечественным производителям. Принятие мер по повышению спроса приведет к активизации конкуренции, а это полезно и для рынка с точки зрения технологических инноваций, снижения издержек, создания конкурентоспособных российских моделей электромобилей» (цитата спикера из официального релиза).

Также г-н Парцвания также добавил, что по примеру крупных зарубежных городов следует не только увеличивать долю электротранспорта в структуре пассажирских перевозок. Важно уже сейчас привлекать и другие городские службы к освоению техники на электротяге. К примеру, запускать в эксплуатацию электрические мусоровозы и крюковые погрузчики для вывоза коммунальных отходов, постепенно переходить на электрические развозные грузовики и рефрижераторы для доставки продуктов питания и других товаров в магазины.

«Что касается системы утилизации и переработки аккумуляторов электромобилей, то ее формирование должно идти одновременно с внедрением мер по развитию самого рынка электрической техники. Это необходимо, чтобы избежать накопления токсичных отходов на территории страны, – пояснил г-н Парцвания, – А когда переработка литий-ионных батарей в России будет налажена, можно рассмотреть возможность экспорта полученных ценных редкоземельных металлов в зарубежные страны. Такой подход позволит усилить экспортную составляющую в рамках российской стратегии развития электрического транспорта».

***
Это была официальная информация. Далее - наш небольшой анонс: в одном из ближайших номеров журнала «КТТ» мы попытаемся упомянуть некоторые (непубличные) проблемы внедрения электротранспорта.

Пока упомянем, что полноценной системы переработки и утилизации литий-ионных батарей не существует нигде в мире (тем более - в России). Максимально достижимый уровень сегодня не превышает 50%. Причем речь идет о самой батарее в сборе, а не отдельных ее элементах. Для них наиболее массовая технология: измельчение, плавка всего что есть, обработка сильными кислотами, а вот потом, что останется... (а может быть по сравнению с данной технологией дизель Euro-0 бы не так уже и плох?). К сожалению, пока также не удается вторично использовать литий из батарей. Особенно за пределами лабораторий... Кстати, по предварительным данным к 2040 году с учетом роста популяции электромобилей общая масса использованных батарей будет достигать 8,0 млн. тонн в год.

Посему призыв стимулирования спроса на электромобили (кстати, за чей счет - они ведь пока освобождены даже от транспортного налога), особенно «без привязки к стране происхождения» как минимум приведет к появлению в России значительных объемов химических отходов. И чтобы не забыть. При переработке батарей очень велика доля ручного труда, а это без сомнения потребует увеличение квот для мигрантов, а учитывая что им придется работать с химотходами - следует задуматься об особом медицинском обслуживании (за чей счет?).

Также апологетам электротранспорта надо помнить, что по данным Росстата в последний допандемийный год  64,2% электроэнергии, выработанной в России, приходилось на тепловые электростанции; на ГЭС - 17,1%, на АЭС - 18,6% и всего лишь 0,1% на геотермальные, солнечные и ветровые. Увеличение популяции электромобилей естественно приведет к увеличению спроса на электроэнергию, и легко догадаться каким именно типом электростанций он будет обеспечен... С такими проблемами уже столкнулась Германия - подробнее здесь.

И о вторичном использовании. Обычно под ним подразумевается использование отработавших свой срок (потерявших емкость), равно имеющих иные проблемы, накопителей электромобилей, например, в качестве буферных в солнечных и ветровых электростанциях для компенсации цикличности их работы. Но, например, британская Westermost Rough Wind Farm, расположенная у побережья Холдернесса в Северном море, имеет генерирующую мощностью около 210 МВт. Если в качестве буферных использовать накопители Tesla Model S, то при остаточном ресурсе в 50%, их нужно 5250 единиц. Естественно все потребуют предварительной, а позже - регулярной диагностики, возможно - ремонта, периодической замены. И помещения с отоплением и вентиляцией. Разумеется по мере старения число батарей придется увеличить...
Насколько это все экономически оправдано - открытый вопрос...

Новости