Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, неделю назад, 12 ноября 2024 года одобрил поправку в проект бюджета, предусматривающую выделение 87,8 млрд рублей на разработку национальной модульной платформы для производства автомобилей.
Средства будут направлены институту Минпромторга ФГУП «НАМИ» в период с 2025 по 2027 год. Как писала РБК (публикация от 13.11.2024), финансирование проекта распределено следующим образом: по 25,6 млрд в 2025 и 2026 годах и 36,6 млрд в 2027 году. Оно выделяется в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Речь идет о разработке модульной платформы для автомобилей гольф-класса, среднего и бизнес-сегментов. Особый акцент будет сделан на создание базы для последовательных гибридов и электромобилей... Можно предположить, что в перспективе, например, службы курьерской доставки, получат неплохие LLCV - легкие коммерческие автомобили на платформе легковых...
В числе лоббистов проекта отметилась, например, компания «ТВЭЛ» (одна из дочерних структур «Росатома»). Она, кстати, строит в Калининградской области гигафабрику мощностью 4 ГВт·ч в год для производства аккумуляторных ячеек и батарей. Здесь же можно упомянуть, например, НТИ «Автонет», эксперты которого почему-то утверждают, что при достижении 80-процентной локализации производства реализация проекта позволит создать более 300 тыс. новых рабочих мест.
Для понимания. Теоретически платформа это порядка 60% стоимости электромобиля. Разумеется, по разработке НАМИ иллюстраций пока нет, посему мы публикуем схожее решение Volkswagen. В общем случае платформа это: накопители, тяговый мотор-генератор, силовая электроника, элементы ходовой части, управления и активной безопасности... Отличия (как правило и данном в случае): в типе кузова, числе блоков накопителей и колесах...
Однако. Как представляется АвтоВАЗ, «Соллерс» и ряд других более мелких отечественных автопрозводителей, уже вложили определенные (или все-таки - значительные?) средства в разработку электромобилей. И судя по отсутствию комментариев за 10 дней в СМИ, равно и на официальных сайтах, они вероятно(?) не в восторге от попытки навязать им некую разработку, которую потом еще предстоит адаптировать к их собственным производственным процессам, включая технологическое оборудование, склад, логистику, а потом еще и опробовать на дороге, как во время заводских, так и эксплуатационных испытаний с вероятной последующей доводкой. Плюс - официальные дилеры... Разве не окажется, что средства на собственные разработки отечественных предприятий (а возможно - то были средства акционеров) были потрачены зря?
И немного цифр. «По данным «Автостат Инфо», в октябре этого года российские покупатели приобрели 1387 новых электромобилей (BEV), что на 20,5% меньше, чем они купили годом ранее - 1745 машин. За десять месяцев текущего года в стране было продано 15 704 «электричек», что пока еще превышает прошлогодние продажи (10 672 ед.)» (цитата из новостей Автостат Инфо). Уточним с учетом цифр из того же источника: цифра продаж «электричек» за 10 месяцев это 1,19% от всех продаж легковых автомобилей в РФ за тот же период. Причем последние заметно выросли по сравнению с 2023 годом... Как думаете: такой объем продаж требует дополнительных 87,8 миллиардов инвестиций?