В Челябинске создается центр по развитию автопромышленности на новых местах – ГлававтоЗИС во главе с Иваном Лихачевым, директором МосЗИСа. Поначалу автомоторное производство планировалось разместить в Троицке. Затем возникла кандидатура Миасса. Здесь, по соседству с поселком старателей Мелентьевка, в сосновом бору обнаружили заброшенную стройку шарикоподшипникового завода. Наличие минимальной инфраструктуры, видимо, и решило вопрос в пользу Миасса.
Завод задумывали в тесной кооперации с другими производствами. Поковки и детали холодной штамповки он должен был получать из Челябинска, карбюраторы, радиаторы, бензонасосы и другие узлы – из Шадринска. Миасс, в свою очередь, подрядили поставлять шадринцам стальное и цветное литье, Ульяновскому и Московскому автозаводам – чугун и двигатели. Надо ли говорить о том, что строительство, несмотря на ужасные бытовые и климатические условия, продвигалось ударными темпами, и уже через полгода после принятия решения о его создании завод выпустил первый мотор.
В феврале сорок третьего Миасский автомоторный решено было преобразовать в автомобильный завод. Попутно отметим, что выпуск собственных двигателей там продолжался вплоть до второй половины семидесятых годов. К моменту появления первых уральских грузовиков завод освоил выпуск усовершенствованных по сравнению с «родными» зисовскими моторов ЗИС-5М с повышенной на три «лошадки» мощностью. Готовилось производство еще более мощных двигателей ЗИС-МФ (миасский форсированный).
После войны завод расширяет гамму продукции, выпуская различные модификации ЗИС-5, получившие обозначение УралЗИС. В апреле сорок шестого с конвейера сходит необычный автомобиль – газогенераторный ЗИС-21А, грузоподъемность 2,5 тонны. Работавшая на древесном топливе машина с двигателем в 45 л.с. развивала скорость до 48 км/ч. Увлечение альтернативными видами топлива по причине дефицита бензина приняло тогда серьезный оборот: по решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод был даже определен ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе ЗИС-5.
В 1956 году появляется УралЗИС-355, имевший усиленный передний мост, топливный бак на 110 л, 12-вольтовое электрооборудование и ряд других конструктивных особенностей. Он стал предтечей этапного для УралАЗа грузовика – УралЗИС-355М (Урал-355М), серийный выпуск которого начался в 1958 году. Этот далекий потомок ЗИС-5 (если не сказать больше – АМО-2, история которого, в свою очередь, начинается с американского Autocar 1929 года) с цельнометаллической кабиной оснащался двигателем мощностью 95 л.с., а его грузоподъемность была 3,5 т. Автомобиль оборудовался отопителем и вентиляцией кабины и имел по сравнению с допотопными вариациями на тему ЗИС-5 вполне современный вид и технико-эксплуатационные параметры. На «эмках», как любовно окрестили машину, осваивали целинные земли Казахстана и Сибири, недаром её называли «покорителем целины».
Серийное производство «эмки» продолжалось вплоть до 1965 года, когда на конвейере её сменил «король бездорожья» Урал-375 (впрочем, серийный выпуск последнего стартовал еще в январе 1961-го). С него началась новая история автозавода в Миассе.
P.S. В юбилейный для себя год завод в Миассе рассчитывает выпустить 8700 грузовиков, в следующем году увеличить эту цифру до 9000 ед., а к 2025 году достичь выпуска 14 000 автомобилей в год. Для достижения таких показателей несомненно требуются запасы ресурсов и мощностей. Автозаводу предстоит серьезная работа по реструктуризации производства, организации закупочных складов, модернизации и автоматизации оборудования, внедрению инновационных технологий. Только за последний год размер инвестиционного фонда превысил два млрд. рублей. В ближайшие пять лет завод намерен вложить в свое развитие более 20 млрд. рублей.