Актуальная информация

ПЕРЕВОЗЧИКИ, ВАМ ОПЯТЬ ПЛАТИТЬ

Минтранс РФ на Федеральном портале проектов нормативных актов разместил проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения», позволяющих увеличить предельное время работы за рулем для водителей грузовиков, автобусов и такси при наличии «аппаратно-программного средства, обеспечивающего контроль и поддержание состояния работоспособности». Речь идет о системах, определяющих степень усталости водителей и выявляющих признаки засыпания, например, с помощью лазерных датчиков, установленных в кабине.

Похоже, подразумевается нечто вроде системы «Антисон», которой оснащены все автобусы ГУП «Мосгортранс». Она с помощью компьютерного зрения контролирует моргание, повороты головы и взгляд водителя. Правда, используемая в ней инфракрасная подсветка, вызвала нарекания и жалобы водителей, в числе которых неприятные ощущения, зуд, покраснение глаз и ухудшение зрение. Независимая экспертиза, кстати, показала, что норматив по инфракрасному излучению превышен в 300 раз, но... но все закончилось заявлением работодателя, что водители просто не хотят работать под постоянным контролем...

Вернемся к инициативе Минтранса. Как мы все помним, согласно правилам режима труда и отдыха водителей, время непрерывного управления в сутки на междугородных и международных перевозках не может превышать девять часов, причем его следует разбить на два интервала по 4,5 часа с 45-минутным перерывом между ними (var: три перерыва по 15 минут). Далее время непрерывного отдыха - 11 часов. В исключительных случаях допускается 10-часовой рабочий день, но лишь два дня в неделю и с последующей компенсацией за счет увеличения времени отдыха. В свое время Минтранс выпустил приказ, позволяющий в определенных случаях увеличить продолжительность работы до 12 часов.

В рамках поправок, которые мы обсуждаем, Минтранс планирует прописать в ПДД возможность управлять более 10-12 часов для водителей любых ТС при условии, что в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу... В пояснительной записке приводятся некие цифры по аварийности, и даже делается вывод, что, несмотря на фактическое разрешение увеличения времени непрерывного управления, аварийность снизится, причем, благодаря именно черным коробочкам...

Увы, но у нас (разумеется, из-за недостатка знаний и опыта) почему-то есть вопросы:

■ Мы помним, что ЕСТР - это единое соглашение о работе водителей автомобилей, которые осуществляют грузовые и пассажирские перевозки на территории стран Европы. Цифровые тахографы ЕСТР являются сертифицированным и защищенным от внешних воздействий инструментом, допускается их использование в России при условии наличия у компании лицензии на международные перевозки. Что изменится, если приборы контроля работоспособности водителя, а в их числе могут быть и некие браслеты, вдруг получат канал связи с тахографами, как предусматривает проект? Какова степень защищенности канала и можно ли связать с ним некие новые/ не изученные возможности для внешнего злоумышленного воздействия на тахографы? И кстати, а можно ли его будет по-прежнему считать отвечающими требованиям ЕСТР?

■ Складывается ощущение, что связь между прибором контроля работоспособности и тахографом нужна лишь для того, чтобы фактическая переработка, зафиксированная «закрытой и защищенной системой» (которым является тахограф), стала разрешенной... Но, как будет согласовываться приказ Минтранса и известная процедура по ст. 12 Постановления 561/2006/ЕС (компенсация переработки - отдыхом)? Или водителя, а равно и владельца техники, ждут «сюрпризы» сразу после пересечения границы? Например, в Беларуси или Казахстане, не говоря уже о ЕС. Кстати, в Евросоюзе контролирующие органы вправе наказать за нарушение режимов труда и отдыха, как водителя, так и перевозчика в течение 28 дней после его совершения, причем, не зависимо от «географии». Ссылка на приказ Минтранса РФ будет ли аргументом для защиты в суде одной из европейских стран и можно ли рассчитывать на бесплатную помощь его юристов?

■ Предполагается, что указанным выше контрольным оборудованием придется оснастить все коммерческие автомобили полной массой более 3,5 тонн и такси. По оценкам Минтранса, стоимость одной «коробочки» составит от 25 до 80 тысяч рублей (с установкой и 3-летним контрактом на обслуживание). Значит заплатят все? Включая и те транспортные компании, где и «до того как» строго соблюдались нормативы времени труда и отдыха водителей, используется спутниковый мониторинг и системы контроля их состояния вроде Montrans DVR (подробнее «КТТ» №3/2021 «Усилить «слабое звено»?»).

Минтранс планирует, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Новости