Актуальная информация

МЕТАНОВЫЙ ODIN

Компания «Скания-Русь» провела тест-драйв своей техники для горнодобывающей, лесной, нефтегазовой и строительной отраслей на территории Мансуровского карьероуправления в Московской области. «Гвоздем» мероприятия стала демонстрация первого в РФ самосвала на метане Scania ODIN S CNG(6х4), предназначенного для перевозки угля. Он оснащен 13-литровым газовым двигателем уровня Евро-6 (410 л.с., 2000 Нм) в паре с 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач Scania Opticruise. Сжатый метан размещен в восьми стальных баллонах, каждый емкостью 118 л., по пакету из четырех баллонов с левой и правой стороны рамы. Суммарного запаса газа хватает для того, чтобы преодолеть примерно 300 км без дозаправки.

Напомним, что впервые «карьерники» Scania на базе машин новой строительной серии XT, получившие имена собственные из германо-скандинавского эпоса, были представлены в 2019 году на выставке «Mining World». Самосвалы Odin предназначались для перевозки угля, а Hagen - для перевозки руды и вскрышных пород. Новые модели отличались усиленными подвеской и рамой (толщина лонжеронов 9,5 мм плюс 8-миллиметровые вставки-усилители по всей длине), мощными силовыми агрегатами и тщательно подобранными надстройками, а также тем, что предлагались в комплексе с услугами и сервисами, необходимыми горнодобывающим предприятиям для повышения эффективности бизнеса. Такое решение пришлось здесь явно ко двору, потому как в общей сложности на данный момент компании удалось реализовать в России уже порядка 1000 «Одинов» и «Хагенов».

Их плюс и в том, что при цене в 12-18 млн. рублей в зависимости от комплектации, они в ряде случаев не уступают по эксплуатационным характеристикам негабаритным и более дорогим «карьерникам» грузоподъемностью 30-50 т, включая шарнирно-сочлененные самосвалы. Здесь мы подразумеваем как некоторые возможные особенности маршрутов возки, вроде использования участков дорог общего пользования, так и весовые ограничения (особенно на мостовых переходах), условия для маневрирования на местах погрузки-разгрузки и по маршруту. Равно и техническое обеспечение сервисных зон транспортных предприятий, квалификацию персонала и прочее...

Специально для метановой версии Odin подмосковным заводом «Бецема» был разработан оригинальный кузов из износостойкой стали Hardox с развитым козырьком защиты кабины и откидным задним бортом. Его геометрическая вместимость 25 куб. м. Для подъема использована гидравлика Hyva Alpha, но уже c цифровой системой мониторинга Hyva Smart. Последняя состоит из компактного основного блока управления, установленного на лонжероне рамы самосвала, нескольких датчиков и съемного планшета на передней панели в кабине водителя. Система позволяет отслеживать и контролировать целый ряд параметров работы самосвальной установки, включая угол подъема платформы, боковое отклонение (крен), вес груза и т.п.

Таким образом, представленная в России газомоторная линейка Scania состоит теперь не только из седельных тягачей, развозных городских фургонов, коммунальных машин вроде мусоровозов и крюковых погрузчиков, но и из автомобилей строительного назначения и лесовозов. Справедливости ради надо отметить, что первым метановым самосвалом в ней был все же не Odin, а тяжелый самосвал G410 B8x4/4 с задней тележкой типа Tridem, показанный еще в 2019-м.

Кстати, Россия, потеснив Францию, вышла на первое место среди рынков сбыта газомоторной техники шведской компании. В прошлом году здесь было реализовано 402 метановые Скании (в том числе одна на сжиженном метане). В нынешнем поставлено уже более 300 ед. Таким образом, в целом парк автомобилей с Грифоном на альтернативных видах топлива превысил 1000 ед. Стало быть, спрос на газовую технику есть, вопреки тому, что правительство РФ отнюдь не поощряет импорт экологически более чистых, нежели дизельные, метановых грузовиков зарубежного производства. Судите сами, ввозная пошлина на газовые шасси полной массой свыше 20 т составляет 15%, в то время как на тягачи с дизельными двигателями всего пять процентов.

Что же касается героя нашего повествования, то Scania ODIN S CNG отправится на работу в карьер в Белгородской области, где будет перевозить мел. Подробности в следующем номере журнала «Коммерческий транспорт и технологии»...
Новости