АВТОПРОМ / ООО МЗ «ТОНАР»
ЧЕМ ЖИВЕТ ТОНАР
Новинки подмосковного завода
АВТОПРОМ / ООО МЗ «ТОНАР»

ЧЕМ ЖИВЕТ ТОНАР
Новинки подмосковного завода
Николай Марков, Александр Солнцев, фото авторов
«С Европой и Америкой больше не работаем!» – таким был лейтмотив выступления Юрия Вайнштейна, отца-основателя и технического директора ООО МЗ «Тонар», на традиционном заводском «Дне открытых дверей». Оно и понятно, слишком велики риски остаться у разбитого корыта вследствие санкционных ограничений. Причем речь идет не только о комплектующих, но и о станочном парке. Ниже – рассказ о том, чем жило предприятие в последнее время и в какую сторону планирует развиваться дальше.
На протяжении трех последних лет Тонар стабильно демонстрировал рост объемов производства на 20-25%, и к началу известных событий смог выйти на темп сборки 34 единицы техники в сутки. К концу этого года за счет совершенствования технологических процессов и более широкого внедрения робототехнических комплексов завод планировал нарастить суточный темп до 40 единиц, что позволило бы поднять и оборот с 16 миллиардов рублей по итогам 2021-го до примерно 20 миллиардов. Но очевидно, что теперь эти планы придется корректировать в сторону снижения оборота до 13-14 миллиардов. На глазах меняется и структура выпуска, но благо, что у Тонара производство диверсифицировано: в гамме давно присутствуют магистральные, сельскохозяйственные, строительные и специализированные модели прицепной техники.
На пике спроса контейнеровозные полуприцепы раскупались по 6-7 штук в день, однако сейчас спрос просел. Зато это обстоятельство дало возможность заняться их модернизацией! В частности, универсальные контейнеровозы Тонар-99891 (под три типа перевозимых контейнеров) уже сделали более технологичными, передав их сварку роботизированным комплексам
На сварку роботами переводится и изготовление коников для сортиментовозов Тонар-9445. После реализации этого мероприятия завод будет в состоянии производить более трех единиц лесовозной техники в день
Ранее локомотивом роста выступали «магистральники», спрос на которые постоянно рос. Внутренний рынок по ним превышал 30 тысяч штук в год, и Тонар не без оснований планировал в недалеком будущем довести здесь свою долю до 50%. Для этого в Губино рядом с существующими производственными помещениями собрались построить фактически еще один завод, чтобы развести производство разных видов техники по разным цехам и ликвидировать существующие «узкие места». Под новый завод даже начали расчищать площадку, но в феврале эту работу пришлось пока поставить на паузу, сосредоточившись на решении других первоочередных задач – в частности, замещении узлов европейского производства.
Юрий Вайнштейн: «Я запретил применять европейские и американские комплектующие. Европа нас ограбила, пропали 35 контейнеров с нашими деталями»
Продажи шторных полуприцепов, рефрижераторов и контейнеровозов – то есть традиционной «тонаровской» крупносерийной продукции – в последние месяцы заметно снизились. Это обусловлено переизбытком провозных возможностей за счет возвращения на внутренний рынок международных перевозчиков, значительной части которых отказано в праве пересекать границу со странами ЕС. Зато начал расти интерес к сельскохозяйственным моделям, а также к узкоспециализированной прицепной технике, в том числе создаваемой по индивидуальным заказам. Так, например, для компании «Стройсервис» из Кемеровской области недавно был разработан полуприцеп Тонар-9984 для перевозки крупногабаритных шин. Не нарушая весовых и габаритных ограничений, на нем можно увезти четыре шины размерности 40R57 или шесть более мелких 33R51. А прямо сейчас вовсю идет работа по созданию полуприцепа-стекловоза.
Самая последняя новинка в линейке специализированной прицепной техники – Тонар-9984 для перевозки крупногабаритных шин для карьерных самосвалов.
Ожидают на заводе и повышения спроса на полуприцепы-скотовозы: в этой нише Тонар занимал 45% внутреннего рынка, но теперь все конкуренты ушли. А на рынке техники для перевозки живой птицы Тонар уже смог довести свою долю до 98%. Не останавливаются и работы по текущей модернизации серийной техники и оптимизации технологических процессов. Например, шторные полуприцепы недавно получили Г-образный профиль тента, а также исполнение с подъемной крышей, позволяющей производить загрузку прямо до уровня поперечных балок. В линейке изотермических полуприцепов еще в апреле 2021 года появилась удлиненная 16,5-метровая модификация, позволяющая перевезти 41 паллету (ранее были освоены «изотермы» на 33 и 36 паллет). Остается, правда, открытым вопрос, какими холодильными машинами будут дальше комплектоваться тонаровские рефрижераторы. Поставка традиционных агрегатов Carrier из Франции сейчас стала затруднительна, а отечественных аналогов пока просто не существует. Поэтому на предприятии подумывают взять на пробу один образец холодильной установки китайского производства, чтобы провести испытания и оценить качество.
Шторные «магистральники» Тонар-9888 теперь существуют и в версии с подъемной крышей, что позволяет осуществлять их загрузку до уровня поперечных балок
Новинка в линейке изотермических полуприцепов – «четырехосник» Тонар-97855 с кузовом 16,5-метровой размерности
На полуприцепы-скотовозы Тонар-9827 до недавнего времени приходилось 45% продаж на российском рынке подобной техники. Однако теперь все зарубежные конкуренты самоустранились, а значит, стоит ожидать значительного повышения спроса
А среди техники для перевозки живой птицы в клетках на долю продукции Тонара приходится уже 98%!
Что касается самосвальной техники, то тут процесс замещения европейских комплектующих идет чуть более успешно. Изготовление платформ, в частности, уже ведется из отечественной высокопрочной стали, которую начала поставлять Северсталь. И это очень хорошо: не приходится решать головоломку с покупкой и доставкой сталей Domex или Hardox из Европы. Прекратилась и поставка гидрооборудования из Италии. Пока все самосвальные прицепы и полуприцепы, что встретились нам на площадке готовой продукции, были укомплектованы гидроцилиндрами Interpump Hydraulics (Penta), некоторое количество которых еще остается на складе. Но взамен них тонаровцы уже закупили на пробу партию китайских гидроцилиндров, а также начали сотрудничество с отечественным производителем. И как заверил Ю.П. Вайнштейн, работа в этом отношении продвигается успешно. В частности, совместно уже подобраны отечественные трубы с зеркалом нужного класса чистоты.
В последнее время повысился спрос на сельскохозяйственные самосвалы Тонар-9594 с алюминиевыми платформами прямоугольного сечения. Потребность рынка на текущий момент более 350 ед. в год. Завод может обеспечить бесперебойную поставку 264 единиц, что покрывает 70% рынка. Для дальнейшего наращивания темпов на производстве требуется внедрить больше сварочных роботов
Вся самосвальная прицепная техника на площадке готовой продукции – пока еще с итальянскими гидроцилиндрами Interpump Hydraulics (Penta). Однако скоро вместо них будут применяться цилиндры российского и китайского производства. На фото – полуприцеп Тонар-952342 с 60-кубовой платформой
Кроме полуприцепов, на заводе сохраняется и производство прицепов, хотя и в меньших объемах. На фото слева – тракторный прицеп Тонар-БС17 с гидрофицированной передней стенкой кузова, справа – автомобильный прицеп-самосвал Тонар-85792
Очень серьезный вопрос, затрагивающий абсолютно всю номенклатуру автомобильных прицепов и полуприцепов марки Тонар – замещение электронной тормозной системы TEBS, которую поставляла ушедшая с нашего рынка компания «WABCO». Даже до известных событий многие потребители столкнулись с жестким дефицитом компонентов TEBS, что было вызвано глобальным кризисом на рынке полупроводников. А теперь поставки прекратились окончательно. Единственная альтернатива тут – китайские компании. Система TEBS для китайцев пока в новинку, и если скопировать WABCO по «железу» они смогли весьма оперативно, то разработка оригинального программного обеспечения требует куда больше времени. Китайские электронные тормозные системы уже применяются на моделях полуприцепов с трехосной тележкой; теперь идет работа над вариантом для комбинации осей 1+3, где требуется быстрый автоматический подъем передней вынесенной оси для уменьшения износа шин при маневрах. В свое время WABCO такую программу подготовила: передняя ось хоть и не успевала подняться при маневрах полностью, но нагрузка на нее кардинально снижалась. Скоро можно будет посмотреть, как с аналогичной задачей справятся китайцы.
Все более широкое распространение на технике Тонар находит система контроля за осевыми нагрузками в виде стрелочных манометров, показывающих давление в пневмоподвеске
Лишь несколько изготовителей прицепной техники в мире могут похвастаться собственным производством осевых агрегатов и тормозных механизмов; и как раз Тонар – в их числе!
Только что собранные и окрашенные мосты собственной конструкции для шарнирно-сочлененных самосвалов и очередная изготовленная «раздатка» на обкаточном стенде
А перспективы сбыта у этой техники широкие. Одна только компания Алроса, оставшись без сервисной поддержки крупного парка своих автопоездов Volvo и Scania, заказала сразу 28 внедорожных «многозвенников» в составе полноприводного седельного тягача Тонар-7401 и двух самосвальных полуприцепов с боковой разгрузкой. Три таких монстра длиной 28,5 метров уже не первый год трудятся на Верхне-Мунском месторождении в Якутии на плече 170 км, доставляя алмазосодержащую породу на горно-обогатительную фабрику № 12 в Удачном. И вот теперь их парк увеличится практически десятикратно! Причем если в первых образцах использовались дизели Cummins QSK19 и «автоматы» Allison, то уже на седьмом тягаче будет стоять китайский дизель Yuchai, а чуть позже будет заменена и американская коробка.
Очередной тягач Тонар-7502 для Алросы почти готов. Этот экземпляр – пока еще с дизелем Cummins QSK19, однако скоро завод перейдет на двигатели Yuchai
А двухзвенный полуприцеп-самосвал для этого тягача уже готов. В каждую из двух платформ, разгружающихся на левую сторону, можно загрузить 36 кубометров руды. С полной нагрузкой масса комплектного автопоезда Тонар-7502 достигает 200 тонн!
Продолжается и производство 60-тонных самосвалов-углевозов Тонар-7501: недавно завод отгрузил очередную партию таких машин для своего постоянного заказчика – кемеровской компании «Стройсервис». Однако более серьезные надежды тонаровцы возлагают на свои новые шарнирно-сочлененные самосвалы моделей Т-35 и Т-45 (цифры в индексах соответствуют грузоподъемности в тоннах). Друг от друга они отличаются, главным образом, колесами, шинами, платформами и балками мостов, оставаясь при этом широко унифицированными по остальным узлам. Как объяснил Ю.П. Вайнштейн, сама идея освоения новой рыночной ниши возникла у него после изучения программы развития российской угольной отрасли. Там планируется большой экспорт сырья на восток, а это – необходимость строительства новой железнодорожной ветки Байкало-Амурской магистрали. На реализацию одного только этого проекта потребуется не менее 240 шарнирно-сочлененных самосвалов! В общем, к возможному тендеру тонаровцы решили подойти во всеоружии, и работа закипела…
Тонар Т-35 в экспозиции выставки СТТ-2022
Первый опытный образец самосвала Тонар Т-35 построили еще в 2021-м. В настоящий момент он проходит цикл эксплуатационных испытаний на собственном тонаровском карьере во Владимирской области, куда для знакомства с ним регулярно приезжают и потенциальные клиенты. Вторую машину собрали в минувшем мае аккурат к выставке СТТ-2022 (см. КТ № 3/2022). А теперь на заводе задумались и о создании шарнирно-сочлененного самосвала для подземных работ. Одним словом, жизнь на Тонаре бурлит!
МИМОЕЗДОМ
ТОНАРЫ МИНУВШИХ ДНЕЙ
Сегодня об этом уже мало кто помнит, но во второй половине нулевых на Тонаре решили попробовать свои силы в производстве целой гаммы дорожных грузовиков. Кабины, мосты, коробки передач и рулевые механизмы для них закупали в Китае, двигатели – в Китае или России (Cummins, Weichai или ЯМЗ), а рамы и самосвальные платформы на Тонаре делали самостоятельно. До 2015 года собрали около полутора сотен машин в варианте седельных тягачей, шасси и самосвалов с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4, 8х4 и даже 10х4. В «дикой природе» эти грузовики давно стали краснокнижной редкостью, однако на самом заводе несколько экземпляров до сих пор поддерживаются на ходу и активно эксплуатируются по прямому назначению. Причем несколько «седельников» 6х4 переделаны в терминальные тягачи с подъемным седлом для перетаскивания готовых полуприцепов по заводской территории.
Это шасси Тонар-6428 2012 года постройки переделано в длиннобазный транспортер с безбортовой платформой и единственным ведущим мостом – самым задним
Тонар-6428 2011 года, переделанное в терминальный тягач для быстрого перетаскивания полуприцепов по заводской территории
Здесь в кадре уместились сразу три самосвала Тонар-6528, причем с разными типами платформ. Экземпляр с белой кабиной построен в 2008 году, два других – в 2012-м
А вот седельные тягачи Тонар-5422 с колесной формулой 4х2 встретились уже только в виде «призраков», списанных и частично разобранных на запчасти. Выпущены они были в 2012 году