Технологии и компоненты

2008 КИЛОМЕТРОВ НА МЕТАНЕ

Именно такое расстояние,

причем без дозаправки,

преодолел тягач IVECO Stralis NP

Технологии и компоненты

2008 КИЛОМЕТРОВ НА МЕТАНЕ

Именно такое расстояние, причем без дозаправки, преодолел тягач IVECO Stralis NP

Александр Солнцев, ООО «Ивеко Руссия»

Есть национальный рекорд дальности!

Несмотря на известные плюсы использования природного газа в качестве моторного топлива, у машин на сжатом метане (CNG) имеется и существенный недостаток – небольшой пробег между заправками. Он составляет от силы 400-500 км. Для самосвалов, работающих на коротком плече, и развозной городской техники этого запаса автономного хода вполне достаточно.
А вот для «дальнего боя» альтернативы сжиженному метану (LNG) нет. Заявленный IVECO запас хода тягача Stralis NP с двумя 540-литровыми криогенными баками, способными в общей сложности вместить 390 кг газа, составляет 1630 км. Правда, непонятно, этот пробег достигается в составе автопоезда полной массой 40 т или же речь идет только о «голове»?
Как бы там ни было, ивековцы решили показать, что и это расстояние далеко не предел, и замахнулись аж на 2000 км! Дескать, метановый Stralis NP способен обеспечить бизнесу важнейшие конкурентные преимущества: экологичность, автономность и беспрецедентно низкую стоимость владения благодаря уменьшенному расходу топлива, а также невысокой стоимости природного газа и технического обслуживания.

Седельный тягач Stralis NP (4×2) оснащен 12,9-литровой рядной «шестеркой» Сursor 13 NP (Евро-6), развивающей 460 л.с. при 1900 об/мин (2000 Нм при 1100–1600 об/мин). Двигатель работает в паре с 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач Hi-Tronix

В качестве аргументов приводятся следующие расчеты. При розничной стоимости ДТ в размере 49,80 руб./л в столичном регионе на каждые 100 км пути требуется 1295 руб. при фактическом среднем расходе 26 л/100 км. Заправка метаном сулит существенную экономию. На 100 км пробега требуется 24 кг LNG, что при стоимости сжиженного природного газа в 29 руб. за килограмм составляет 696 руб. Иными словами, на преодоление одинакового расстояния затраты на топливо метанового тягача почти вдвое (в 1,86 раза) меньше, чем у такого же тягача с дизельным двигателем.
Понятно, что есть и оборотная сторона медали, в частности, более высокая стоимость метановой машины, дополнительный вес криогенных баллонов, соответственно, минус полезная нагрузка. «Отбить» разницу в цене по сравнению с дизельным аналогом получится не раньше, чем года через три-четыре, при условии интенсивной эксплуатации. Впрочем, LNG-техника и сама по себе не любит длительных простоев. Рабочее давление в «термосе» после заправки порядка 10-11 атм, если автомобиль стоит, происходит нагрев его содержимого (давление повышается примерно на 1 bar в день), и по достижении предельных 16 атм излишнее давление стравливается через предохранительный клапан. Тут и «обсохнуть» недолго.

Для чистоты эксперимента перед началом пробега заправочную горловину криобака опечатали

И еще один существенный момент – зачаточное состояние заправочной инфраструктуры LNG. Количество станций со сжиженным метаном пока можно пересчитать буквально по пальцам. Кстати, в Перми, а точнее, в деревне Канюсаты, конечной точке маршрута, с декабря 2014 года действует комплекс по малотоннажному производству и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) ООО «Газпром СПГ технологии».

Евгения Швецова, директор по маркетингу ООО «Ивеко Руссия», и Станислав Мартынов, опытнейший водитель и владелец транспортной компании «Дейли Хироуз»

Рекордный результат зафиксирован в Книге рекордов России

Для равномерного распределения сил водителя маршрут пробега разделили на четыре этапа: Санкт Петербург — Череповец (570 км, 7 часов), Череповец — Кострома (370 км, 6 часов), Кострома — Киров (610 км, 7 часов), Киров — Пермь (510 км, 7 часов). Тягач Stralis NP оснастили всеми необходимыми системами для эффективного и экономичного вождения. В их числе адаптивный круиз-контроль, система оценки стиля вождения, регулировка отдачи двигателя Ecoswitch и т.д. Тем не менее в компании все же решили на всякий случай подстраховаться, дабы позорно не встать по дороге, и пригласили в качестве водителя небезызвестного Станислава Мартынова, лукаво представив его для СМИ блогером. Между тем Стас действующий водитель с многолетним стажем, владелец транспортной компании «Дейли Хироуз» и неоднократный победитель конкурсов по экономичному вождению Volvo Trucks. Да и с газовым Стралисом он был знаком не понаслышке. До этого уже брал машину на тест (см. «От первого лица»). Посему неудивительно, что рекорд состоялся. Более того, на финише в «термосах» еще плескалось некоторое количество сжиженного газа.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
14,5 КГ НА 100 КМ

Такой расход сжиженного метана, который, как известно, измеряется в килограммах, привез Stralis Мартынова по итогам четырехдневного пробега.
«Ехал очень осторожно, применяя все известные мне навыки экономичного вождения, – поделился впечатлениями Станислав. – В повседневной жизни я так, конечно, не езжу. Скажем, на подъем захожу более резво, поэтому при таком же пробеге расход был бы, наверно, на кило поболее». Впрочем, у Мартынова есть и конкретные цифры расхода в реальных условиях эксплуатации. Он уже брал Stralis NP на тест и в составе автопоезда с загрузкой 18,5 т на плече Москва – СПб на круг привез 18,6 кг.

Какие ощущения от вождения газового тягача? «Они двоякие, – ответствовал Станислав Мартынов. – Понравился тихий двигатель, экономичность. Учитывая разницу в стоимости дизтоплива и метана, газовая машина примерно вдвое дешевле по расходу топлива. Однако её начальная цена процентов на двадцать выше, и мне пока еще до конца не понятна экономика владения, например, стоимость и периодичность ТО. Из минусов – двигатель работает по циклу Отто, и, несмотря на, казалось бы, внушительную мощность (460 л.с.) и «короткую» главную пару, крутящего момента (2000 Нм) на подъемах порой не хватает. С загрузкой в 20 т машина начинает “кланяться”. Еще один фактор, почему я не беру себе в парк газовые тягачи, – это отсутствие развитой инфраструктуры заправки. Но уверен, что, как только эта проблема будет решена, продажи такой техники резко пойдут в гору».

P.S. По данным Russian Automotive Market Research, в 2020 году в РФ удалось реализовать в общей сложности 6,3 тысячи грузовиков на компримированном природном газе и 370 ед. – на сжиженном. За пять месяцев нынешнего года картина следующая: 1,4 тысячи ед. на сжатом метане (+68% к АППГ) и 18 ед. – на сжиженном (–63% к АППГ).
С начала года реализовано 33 газовых IVECO (данные ООО «Ивеко Руссия»).