Подвижной состав

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН


Малотоннажник Соболь

получил приставку NN

Подвижной состав

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Малотоннажник Соболь получил приставку NN
После того как в прошлом году российский рынок LCV покинули 12 из 14 брендов, присутствовавших на нем еще в 2021-м (Соллерс, впрочем, вскорости вернулся с новым продуктом), малотоннажники Соболь, и Соболь NN в частности, остались единственными представителями сегмента однотонных фургонов. Ну не сравнивать же их всерьез с ветхозаветной ульяновской «буханкой». Вот и выходит, как заметил в свое время Президент РФ, правда, по иному поводу, что «и поговорить-то не с кем».
Мы познакомились с 2,5-тонным цельнометаллическим фургоном Cоболь NN, получившим заводское обозначение A31S12-420.

Александр Солнцев,

фото автора, Павла Солнцева и Группы ГАЗ

Облегченная версия цельнометаллического фургона «Cоболь NN» (A31S12-420). Ограничение полной массы до 2,5 т позволяет ему без ограничений передвигаться в Москве за пределами «грузового каркаса» и внутри Третьего транспортного кольца

Сразу скажем, что помимо него «соболиное» семейство NN представлено сегодня ещё 3,5-тонным цельнометаллическим фургоном с тем же заводским индексом А31S12-420 и грузопассажирской версией А32S12-420 с семиместной кабиной. Не за горами и старт серийного производства микроавтобуса на его базе, шасси под монтаж спецнадстроек, а там, глядишь, и до полноприводной версии дело дойдет.

Помимо 2,5-тонной машины семейство NN представлено сегодня ещё 3,5-тонным цельнометаллическим фургоном с тем же заводским индексом А31S12-420 и грузопассажирской версией А32S12-420 с семиместной кабиной

Зачем понадобился «облегченный» вариант Соболя NN? А затем, что с такими массогабаритными характеристиками (полная масса 2,49 т или грузоподъемность до тонны) автомобилю не возбраняется передвигаться в пределах «грузового каркаса» (ограниченный перечень улиц в Белокаменной, по которым разрешено движение грузовых автомобилей) и ТТК (третье транспортное кольцо). Согласитесь, что для городской развозной машины это весьма важный фактор.

У переднего бампера из неокрашенного пластика свои несомненные преимущества: царапины, следы незначительных повреждений (постоянные спутники плотного городского движения) менее заметны и не требуют дорогостоящего ремонта ЛКП. Конструктивно он разделён на три части, что облегчает и удешевляет ремонт при незначительных ДТП. Остается пожалеть, что в нем не предусмотрели удобной ступеньки, на которую можно было бы встать, чтобы, например, протереть ветровое стекло или заменить дворники

Другое дело, что поначалу потенциальный покупатель 2,5-тонного Соболя NN может быть немало озадачен. Ведь его паспортная грузоподъемность, если вычесть из полной массы (2499 кг) снаряженную (2360 кг), составит всего-навсего… 139 кг. Не пугайтесь, в реальности это честная однотонка, как и её 3,5-тонная версия, полезная нагрузка которой при снаряженной массе в 2501 кг составляет 999 кг.

Что же потребовалось поменять ради того, чтобы вписаться в сертификационные требования, сохранив при этом грузоподъемность? Начнем с кабины. Здесь вместо двойного пассажирского сиденья установили одинарное. В грузовом отсеке пришлось отказаться от декоративной облицовки стен, а также фанерного настила пола. Кроме того, жертвой «липосакции» пало и запасное колесо.

Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах, с винтовыми пружинами, гидравлическими амортизаторами и стабилизатором. Большой угол поворота передних колес обеспечивает фургону маневренность «легковушки». Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса 5,4 м. К слову, Соболь NN обут в шины размерности 235/65R16C – то есть более широкие, чем двухскатная ГАЗель NN

Задняя зависимая подвеска на продольных рессорах, с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором

Резонно было бы сравнить 3,5-тонного представителя соболиного семейства NN (ЦМФ H2L1) с хорошо знакомой моделью под именем Бизнес. К слову, ГАЗ выпускает сейчас сразу три поколения малотоннажников! Картина следующая. NN заметно крупнее по всем параметрам: длине (+300 мм), ширине (+156 мм), высоте (+230 мм) и величине колесной базы (+245 мм). Соответственно, и внутренний объем грузового отсека у него на 1,4 куба поболее. Тем не менее, характеризуя автомобиль, производитель делает упор на его компактность и маневренность. Дескать, низкая крыша (H2, 2445 мм) делает для него городские подземные паркинги более доступными, а небольшой радиус разворота (5,4 м) – маневренным в условиях плотной городской застройки.

Внешние зеркала заднего вида со сферической нижней секцией отличаются приличной обзорностью, но для безопасного движения задним ходом фургон лучше все-таки оснастить камерой заднего вида или парктроником. Последний, впрочем, с марта уже вошел в число заводских опций

С последним сложно не согласиться, в этом Соболь NN сопоставим, с легковыми автомобилями, а то и превосходит их: у той же Lada Vesta, например, этот показатель составляет 5,5 м. А вот по поводу доступности подземных паркингов и моек ситуация не столь однозначная. У себя в районе (Северо-восточный округ Москвы) мне пришлось объехать четыре мойки, прежде чем попытка вернуть автомобилю товарный вид после трех сотен «грязных» километров по М8 увенчалась успехом. Так что рекомендую заранее выбирать доступный заезд под крышу, дабы не терять время и впустую не «наматывать мили на кардан».

Экстерьер унифицированной кабины поколения NN. Регулировка рулевой колонки только по вылету не мешает подобрать подходящую посадку большинству водителей, поскольку кресло Pilot (российского производства) регулируется в 18 (!) направлениях, с учетом перемещений подлокотников, подголовника, регулировки длины подушки, её передней и задней части по высоте, наклона спинки, а также поясничного подпора…

Что касается технической начинки, то и здесь сравнение будет не в пользу поколения Бизнес, ведь новый Соболь – плоть от плоти семейства NN, первым представителем которого еще в 2021-м стала ГАЗель NN. А это современная электронная архитектура, полностью обновленный интерьер кабины, новая 6-ступенчатая КП и еще несколько десятков конструктивных и технологических изменений, направленных на увеличение ресурса и надежности ключевых узлов, равно как и сокращения расхода топлива.

Разного рода ниш для смартфонов, пластиковых карт, стаканов кофе и бутылок с водой великое множество, плюс охлаждаемый и запираемый нижний ящик, а еще шесть точек подключения мобильных устройств. Но к подстаканникам на передней панели приходится тянуться

В верхней части передней панели имеется карман для документов и бумаг формата А4 с удобным держателем смартфона

В то же время представлять Соболь уменьшенной копией ГАЗели неверно. У него порядка 150 оригинальных деталей, включая кузовные, раму, стояночную тормозную систему, стабилизатор задней подвески, карданную передачу и задний мост типа Спайсер, который прочнее, легче и технологичнее прежней конструкции. Жаль, последний из-за пресловутых санкций лишился Eaton’овской блокировки дифференциала, но завод уже готовит альтернативу.

Рычаг МКП с тросовым приводом на приливе передней панели. Рядом с ним – клавиша электромеханического ручника и пульт управления предпусковым подогревателем. Электронный «ручник» заметно увеличивает свободное пространство кабины. Главное, чтобы он не глючил, у меня пару раз, увы, это случалось. Кстати, запуск двигателя здесь бесключевой

Спидометр и тахометр – с аналоговыми, хорошо читаемыми шкалами. В помощь водителю на тахометре размечена зеленая зона. Полка максимального крутящего момента, 320 Нм, простирается в диапазоне 1400-2700 об/мин

Раз уж речь зашла о ведущей оси, уместно рассказать о подвеске и других особенностях ходовой части. Передняя подвеска независимая, на поперечных рычагах, с винтовыми пружинами, гидравлическими амортизаторами и стабилизатором, задняя – зависимая, на продольных рессорах, с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором. Рулевой механизм – реечный, с гидроусилителем. Тормоза: рабочие – дисковые на всех колесах, с двухконтурным гидроприводом с диагональным разделением контуров, вакуумным усилителем и ABS, стояночный – с электромеханическим приводом на задние колеса.

В моторном отсеке Cоболя рядная «четверка» Cummins ISF 2.8, установленная продольно. Её мощность – 139 л.с. Компанию китайскому Камминзу в недалекой перспективе могут составить новый локализованный дизель и бензиновый Evotech 3.0

А что у Соболя NN под капотом? Старый знакомый – Cummins ISF 2.8: рядная «четверка» мощностью 139 л.с., выдающая на-гора 320 Нм максимального крутящего момента. Обещают, что компанию ему в недалеком будущем составят новый локализованный дизельный двигатель и уже известный бензиновый Evotech 3.0. Мотор стыкуется с 6-ступенчатой коробкой передач, рассчитанной на передачу крутящего момента до 450 Нм. Это собственная разработка Горьковского автозавода, производство которой началось в 2021 году. В целом такой тандем работает весьма слаженно. При этом Cummins очевидно любит высокие обороты, и переключать передачи надо не меньше, чем на 2000 об/мин.

Мультимедийная система с 9-дюймовым экраном. Все интуитивно понятно, ничего «не тормозит», подключение смартфонов и Bluetooth не вызывает проблем. Качество звучания так себе. Встроенные карты Navitel, конечно, на любителя, но главное, что они есть и работают. Зато осведомленность этой навигации о дорожных знаках на пути следования – выше всяких похвал!

Коробка же оставила двойственное впечатление из-за того, что переключения передач порой требовали повышенных усилий. Но польза от перехода на шесть ступеней, конечно, очевидна. За счет более «короткой» первой передачи стало проще маневрировать в стесненных условиях и трогаться на подъем с высокой нагрузкой. А шестая экономическая ступень позволила не только сократить расход топлива в трассовом режиме эксплуатации, но и снизить уровень шума.

В отличие от кресла водителя, пассажирское сиденье в 2,5-тонном фургоне не имеет амортизации и регулируется только по наклону спинки. Зато под подушкой скрывается вместительный отсек. Кроме того, есть еще ниши под правым и левым (для инструмента) порогами

Говоря о ездовых впечатлениях, надо отметить практически полное отсутствие вибраций на руле, в первую очередь на холостых оборотах. Двигатель, разумеется, слышен, но в пределах нормы. Звуковой комфорт естественным образом ухудшается по мере роста скорости, когда к баритону двигателя начинают примешиваться аэродинамические и прочие шумы. Однако даже на неровной дороге водителю не досаждают никакие посторонние звуки со стороны грузового отсека, что свидетельствует о высокой жесткости кузова и хорошей шумоизоляции. А вот колейность на дороге досаждать вполне может: из-за нее на скоростях выше 90 км/ч пустой автомобиль, по субъективным ощущениям, может немного «плавать». Видимо, это следствие короткой колесной базы и оборотная сторона отменной маневренности в городе.

Размеры проема сдвижной боковой двери 1044х1670 мм, а проема задних дверей – 1608х1560 мм. Двери распахиваются под углом 90° и 180°. Объем грузового отсека – 7,8 м³

Руль, к слову, у машины весьма «острый», от упора до упора меньше двух оборотов. И, что интересно, на левую спицу руля у 2,5-тонного Соболя NN выведен пульт управления мультимедиа. И уже привычно для владельцев любых дизельных ГАЗелей и Соболей на торце левого подрулевого рычажка присутствует кнопка фиксации скорости – этакий простенький и полезный аналог круиз-контроля, только без возможности корректировки заданной скорости.

Благодаря односкатной ошиновке колес заднего моста расстояние между колесными арками 1350 мм, на 34% больше, чем у ГАЗели NN. Таким образом, в кузов Соболя можно без проблем загрузить три европалеты. Для длинномеров в передней перегородке предусмотрен люк. Ради снижения полной массы пришлось отказаться от декоративной облицовки стен грузового отсека и фанерного пола. Такелажные петли, однако, на месте. Впрочем, внутреннюю обивку и «запаску» вместе с ее лебедкой можно установить как дилерскую опцию после покупки автомобиля

Несомненный плюс с учетом сурового российского климата – наличие в базовой комплектации подогревателя двигателя Бинар (отечественный аналог Webasto). Причем он может работать как в режиме предпускового подогревателя, включаясь по таймеру за некоторое время до предполагаемой поездки, так и в режиме автоматического догревателя. В этом случае он самостоятельно включается в тех случаях, когда температура двигателя падает ниже 72 градусов, и отключается при нагреве охлаждающей жидкости до 80 градусов. Удобно, а главное – при его работе в кабине тепло в мороз даже при работе двигателя на холостом ходу.

У Соболя NN классный свет, который обеспечивают светодиодные фары (основные, противотуманные и ДХО)

Паркуясь в городе на тесных стоянках среди легковушек, не раз добрым словом поминаешь «соболиные» зеркала – крупные, со сферическими нижними секциями и электрической регулировкой: жизнь водителю они облегчают знатно! Тем не менее я бы точно не отказался еще и от парктроника или камеры заднего вида. Тестовая машина – еще из самых первых выпусков – подобного оснащения не имела. Однако для машин, собранных с марта, парктроник уже предлагается как заводская опция. Следом обещают еще и появление радаров слепых зон. А там, глядишь, и до возвращения ESP дело дойдет вместе с такой полезной подсистемой, как Hill assist – то бишь системой помощи при трогании на подъем.

***

В заключение несколько слов о стоимости автомобиля и гарантии производителя. Цена нашего «подопытного» фургона стартует от 2,695 млн руб., 3,5-тонной версии – от 2,790 млн руб. В свою очередь, комби стоит дороже – от 2,905 млн руб. Немало, но надо понимать, что за эти деньги машина сразу предлагается в очень богатой комплектации – с электропакетом, кондиционером, подогревом ветрового стекла, зеркал и сидений, головным устройством и т.д. При этом для всех версий предусмотрена опция – окраска «металлик» (+25 тыс. руб.).

В смешанном цикле (город + шоссе) пустой фургон продемонстрировал, если верить показаниям бортового компьютера, расход в 11,9 л на сотню при средней скорости 50 км/ч

Условия гарантии весьма привлекательные: четыре года или 200 тыс. км! После этого не удивляет и 12-летняя гарантия от сквозной коррозии, если учесть, что в конструкции кузова и кабины использовано 68 деталей из стального листа с двухсторонней оцинковкой и 28 пластиковых деталей, а сам корпус проходит катафорезную обработку.