Подвижной состав

ПОД БРЕНДОМ СМ



Смоленские мусоровозы

Подвижной состав

ПОД БРЕНДОМ СМ

Смоленские мусоровозы
Открывая в 2020 году новое для себя направление – производство мусоровозов с задней загрузкой, маркетологи Смоленского завода КДМ, не мудрствуя лукаво, обозначили название бренда коротко и ясно: СМ («Смоленский Мусоровоз»). К слову, общий объем инвестиций в проект составил порядка 250 млн руб.

Александр Солнцев, фото автора

«Когда на заводе встал вопрос о диверсификации производства, – вспоминает Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины», – мы провели анализ рынка и сделали выбор в пользу мусоровозов, так как для их выпуска не надо было кардинальным образом перекраивать производство и закупать дополнительное дорогостоящее оборудование. Мусоровозы и KДМ мирно уживались в рамках одной технологической цепочки».

Мусоровоз с задней загрузкой: СМ16-03 на шасси JAC N200S. Надо признать, что китайское шасси отлично сбалансировано (колесная база 4200 мм) и не нуждается в доработке для того, чтобы установить надстройку. Речь в данном случае об оптимальной развесовке по осям – нет необходимости устанавливать противовесы за кабиной, дабы избежать потери управляемости и вывешивания передней оси при полной загрузке машины

Снаряженная масса мусоровоза СМ16-03 – 6228 кг, грузоподъемность шасси – 13 750 кг, технически допустимая полная масса – 19 980 кг.

Габаритные размеры шасси – 7632×2522×3048 мм.

Радиус поворота – 7,7 м. В моторном отсеке 271-сильный дизель Weichai объемом 6,7 л, работающий в паре с 8-ступенчатой МКП Fast Gear.

К слову, слаженная работа силового агрегата в ходе короткой поездки по территории предприятия оставила приятные впечатления. Ходы и четкость переключения передач МКП с тросовым приводом не вызвали нареканий

От себя добавим, что помимо минимизации производственных издержек свою весомую роль в выборе нового направления сыграла и проводимая в стране реформа отрасли обращения с коммунальными отходами, призванная решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор мусора и значительно сократить вывозимые на полигоны объемы. Её реализация потребовала не только иной организации технологического процесса, но и замены существующего парка мусоровозов на более производительную и надежную технику. Стало быть, в отрасль пришли инвестиции, которые стимулировали спрос.

Производство мусоровозов. Здесь варят надстройки, а на соседнем участке устанавливают их на шасси. Ранее в этом цехе размещалось литейное производство

К разработке новой для себя темы в Смоленске подошли основательно, тщательно изучив лучшие образцы продукции GeesinkNorba, Zoeller, Faun… «Мы понимали, – продолжает Ольга Соловьева, – что, используя европейские комплектующие, лучшие типы стали, при этом реализуя машины по конкурентоспособной цене, мы сможем создать достойную альтернативу импортным моделям и наша продукция будет пользоваться спросом». Таким образом, можно констатировать, что смоленские мусоровозы вошли в премиальный сегмент рынка, где в ценовом диапазоне заняли промежуточное положение между «европейцами» и отечественными производителями.

Пульты управления процессом загрузки/прессования/выгрузки отходов с левой стороны машины (пульт, установленный вертикально, отвечает, в частности, за управление портальным механизмом). Всего их семь с учетом дублирующих с правой стороны и установленного в кабине. Гидроцилиндры вынесены на внешнюю сторону кузова, так как внутри него агрессивная среда, да и обслуживать их так удобнее. Высокое рабочее давление в гидравлической системе, 250 бар, делает полный цикл прессования максимально коротким – 21 сек

Сегодня завод производит четыре модели мусоровозов с задней загрузкой: СМ8, СМ16, СМ18, СМ22 с объемом кузова от 8 до 24 м³. Они представлены в 10 модификациях на шасси КАМАЗ, МАЗ, ГАЗ и JAC (до санкций и на ISUZU). Нынешние мощности завода позволяют выпускать до 250 мусоровозов в год.

180-литровый бак для гидравлики установлен на передней стенке мусоровозной надстройки. Сверху первый распределитель. Всего их три

Гидронасос с LS (Load sensing) управлением позволяет минимизировать потребление мощности. Иными словами, он подает в систему ровно столько масла (поток и давление), сколько требуется в данный момент исполнительным органам

Самая популярная модель в этой линейке – СМ16 (в нашем материале она представлена на шасси JAC). Это универсальный среднетоннажный мусоровоз с полезным объемом бункера 17,5 м³ (масса перевозимых отходов – восемь тонн) и с высоким коэффициентом прессования – 1:7. Последний, кстати, регулируемый. Машина оснащена удобной системой управления пультами, камерами заднего вида, укомплектована портальным подъемником и загрузочным устройством, усиленным за счет применения стали Hardox 450. Благодаря свой универсальности СМ16 предназначен для эксплуатации на улицах как больших, так и малых городов. С учетом того, что модель новая, дебютировала на выставке «WasteEcoExpo» в сентябре 2022-го, она пока в большей степени представлена в регионах ЦФО.

Внутренний вид бункера с выталкивающей плитой. Усилие на острие плиты 32 000 кгс. Обратите внимание на форму кузова овального сечения. Боковые стенки имеют форму бочки с гранями, позволяющими снять напряжение. Они выполнены из цельного листа металла размером 2х6 м на листогибочном станке. И никаких сварных соединений!

Если же говорить о структуре выпуска мусоровозов на заводе КДМ в целом, то, по статистике 2020-2021 гг., она выглядит так. 50% машин выпускалось на шасси КАМАЗ, 35% – на шасси МАЗ и лишь 15% – на европейских шасси, которые сейчас благополучно заменяют китайские производители, в частности JAC.

Загрузочный бункер выполнен из стали Hardox 450 и усилен ребрами жесткости. Соответственно, его ресурс минимум семь лет. Объем бункера, 2,3 м³, позволяет работать с крупногабаритным мусором. Универсальные захваты, передняя «гребенка» и боковые «уши», адаптированы под все виды контейнеров объемом от 80 до 1100 л. Кстати, чрево мусоровоза вмещает содержимое 110 контейнеров объемом 1100 л

Кабина со спальным местом. На передней панели установлены монитор камеры заднего вида и пульт системы управления, позволяющий в том числе менять настройки работы оборудования и осуществлять его диагностику. Например, изменять скорость и коэффициент прессования. Кроме того, сюда встроен и счетчик моточасов. Обратите внимание на flash-ключ, идентифицирующий оператора. Он может интегрироваться в программу 1C предприятия

Как и в случае с КДМ, завод активно реализует программу импортозамещения. Так, например, основной компонент производимых здесь надстроек мусоровозов – это металл: 90% российского производства – сталь 09Г2С, а также европейская сталь Hardox 450, используемая при изготовлении бункера загрузочного устройства. На производстве применяется 60% российских комплектующих и 40% – импортных (итальянская гидравлика). Более того, в первом квартале 2023-го планируется вывести на рынок новую массовую модель мусоровоза с задней загрузкой с увеличенной долей отечественных компонентов. В связи с этим ведется активная работа по подбору альтернативных качественных узлов и деталей.

В целях безопасности мусоровоз оснащен разнообразной светотехникой. На снимке комбинированные фонари и фары освещения рабочей зоны для работы в ночное время. Камера заднего вида входит в базовую комплектацию

Поворотники и отражатели в нижней части предназначены в первую очередь для оповещения водителей «легковушек». Между прочим, при покраске кузова мусоровоза используется высококачественная эмаль с глянцем 92%, соответствующая лучшим европейским образцам. Для сравнения: у КДМ этот показатель равен 72%

С большой долей вероятности можно прогнозировать и увеличение спроса на технику по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Согласно данным ППК «Российский экологический оператор», в РФ после санкционной политики встал вопрос о выводе из эксплуатации более 3800 (25% от общей численности) иностранных мусоровозов в ближайшие четыре года. Их заменят российские и китайские аналоги. Кроме того, правительство планирует сократить срок амортизации мусоровозов с десяти до семи лет, что позволит ускорить обновление парка техники до 2025 года и сэкономить средства на ремонте машин. Таким образом, поставленная ООО «Завод комплексные дорожные машины» цель занять 10-15% российского рынка мусоровозов с задней загрузкой представляется вполне реальной.

Шаровой кран в задней части кузова для слива дезинфицирующего раствора и жидких отходов в арбузно-дынный период. Еще один такой кран установлен и в передней нижней части мусоровозной надстройки. Поскольку её днище имеет клиновидную форму, то слив жидкости не представляет затруднений

Надстройка СМ16, установленная на шасси КАМАЗ-53605. Попутно отметим, что у региональных операторов и перевозчиков сложился тренд на практическое использование мусоровозов перед покупкой. Они, как правило, не приобретают технику сразу, а сперва пользуются услугой тест-драйва. Смоленский завод предоставляет такую возможность, чтобы клиент мог оценить машины в работе