Подвижной состав

SCANIA - ПАРАД ПРЕМЬЕР

Новые агрегаты Scania в преддверии перехода на электропривод

Подвижной состав
SCANIA - ПАРАД ПРЕМЬЕР

Новые агрегаты Scania в преддверии перехода на электропривод

Алексей САМОЙЛОВ

Как мы писали, 22 марта 2021 года в специальном релизе, размещенном на официальном сайте, Traton Group (дочерняя компания Volkswagen Group), которой принадлежат бренды MAN, Scania и Volkswagen Caminhões e nibus, объявила о существенном увеличении инвестиций в разработку электротранспорта.

При этом (выдержка из релиза):
а/ к 2025 году 10% продаваемых в Европе грузовиков Scania будут электрическими;
б/ к 2030 году таким будет каждая вторая Scania;
в/ после 2024 года новых поколений дизельных двигателей Scania (и MAN) уже не будет.

А пока... Пока наш короткий рассказ о новинках из Седертелье...


Новое семейство дизельных двигателей Scania V8

В семействе есть агрегаты мощностью 770, 660, 590 и 530 л.с.

В начале рассказа позволю себе особо упомянуть флагман - новый DC16 123 имеет мощность 770 л.с. и с крутящий момент в 3700 Н·м. Уверен, что конец 2020 года это самый мощный серийный двигатель для серийно выпускаемой грузовой техники гражданского назначения. Кроме "старшего брата", в семействе есть моторы мощностью в 530, 590 и 660 л.с. Расскажем о премьере подробнее...

Начнем с "политики". Ибо, разумеется, что при создании нового поколения V8 специалисты компании ориентировались на запросы, прежде всего скандинавского, а также и европейского рынков. Напомню, что в Швеции на дорогах общего пользования для автопоездов с числом осей 6 и более разрешенная полная масса может достигать 64 тонн при длине автопоезда 25,25 м. Финляндия недавно дала зеленый свет для сцепок 76 тонн и 34,5 метра... Проявляют интерес к сверхдлинным автопоездам и другие страны ЕС. Так, например, в Германии еще в прошлом году завершился первый этап испытаний "скандинавских" сцепок 44 тонны - 25,25 метра, хотя финиш второго этапа запланирован на 2023 год. Впрочем, для немецких дорог это не совсем новая техника, а судя по имеющейся информации попытка доказать допустимость снятия любых ограничений для таких автопоездов на перемещение по дорогам общего пользования. О результатах этапа кратко: в опытной эксплуатации находились и продолжают работать 5 типов автопоездов, по трем - замечаний нет, еще один признан неудачным решением и может использоваться лишь в ограниченных условиях эксплуатации...

Резюмируя. Как вы понимаете, что для перечисленных выше случаев экономичный и мощный двигатель решение ряда проблем, тем более он позволяет длительное время двигаться на минимальных оборотах и без лишних переключений передач. Иными словами - с минимальным расходом топлива. Разумеется, данное решение подходит и для техники, занятой транспортировкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов...

Новый двигатель Scania V8. Возможный вариант применения...

Теперь несколько слов о конструктивных особенностях новых V8. Здесь особо отмечу, что они оказались легче предшественников (минимум на 75 кг), заметно экономичней и получили так называемые "интеллектуальные" навесные агрегаты, впрочем, последнее - стандарт для любого европейского Euro-6... И еще напомню: требования этого европейского экологического стандарта должны выполняться в течение не менее семи лет или 700 тыс. км пробега, как на новый грузовик, так и приобретенный на вторичном рынке.

Далее. Несомненным достижением создателей семейства стало снижение внутренних потерь в элементах трения, включая шестерни, пары трения в ЦПГ и ГРМ. Причем как с точки зрения самой конструкции отдельных элементов, так и применяемых материалов они получили усиленное исполнение. Эти мероприятия, с учетом использования самых современных, высокоэффективных смазочных масел, позволили увеличить не только межсервисный интервал (для некоторых стран - до 180 тысяч км), но и сам ресурс двигателей...

Новый двигатель Scania V8. Возможный вариант применения...

Флагманский DC16 123 л.с. имеет уникальный турбокомпрессор фиксированной геометрии, причем впервые - с шарикоподшипниками на валу, а не с обычными подшипниками скольжения. Также изменена конструкция ресивера, который стал легче, а за счет изменения геометрии шум от работы впускного тракта меньше, чем на моторах предыдущих поколений.

Вся линейка двигателей оснащается новыми топливными насосами высокого давления с индивидуальным управлением насосными элементами (AIM - активный входной дозатор). Для увеличения времени безотказной работы и повышения производительности общее управление давлением и впуском улучшено с помощью усовершенствованной системы диагностики. Новый насос также оптимизирован для минимизации расхода моторного масла. Кроме того, повышена степень сжатия и максимальное давление цикла, что обеспечивает улучшение полноты сгорания рабочей смеси и, следовательно, - топливной экономичности.

Как известно, система управления двигателем EMS взаимодействует с AMS (системой нейтрализации отработанных газов). Обе они важны для соблюдения действующих и будущих норм Euro-6 (так в релизе!) в отношении NOx и PM - твердых частиц. Обратите внимание: Euro-7 мы и Scania пока не пишем, чтобы лишний раз не пугать владельцев техники, хотя предварительные цифры производят впечатление.

Новый двигатель Scania V8. Возможный вариант применения...

Кстати, для более эффективного снижения уровня вредных выбросов Scania предложила еще одно принципиально новое технологическое решение.  Здесь реагент AdBlue впрыскивается дважды: первый раз непосредственно после моторного тормоза-замедлителя, фактически в самом начале "выхлопной трубы". Второй раз - как и было раньше, в SCR-нейтрализаторе, который, как правило, совмещается с глушителем.

Возьму на себя смелость пояснить смысл идеи в популярной форме. Во-первых, как помните, у нового семейства была повышена степень сжатия и максимальное давление цикла. При этом естественно выросла температура последнего. Но физику процесса нельзя обмануть. И посему хотя и было достигнуто максимально эффективное сгорание топлива, что означает сокращение его цикловой подачи и образования твердых частиц, образование оксидов азота NOx из-за упомянутого повышения температуры, увы, увеличилось. В принципе AdBlue с успехом решает эту проблему, но...
Но, во-вторых, реагент в SCR-нейтрализаторе сокращает уровень выбросов NOx на 99,8%, однако... после прогрева рабочего элемента последнего выше 400 °С. При любых условиях эксплуатации, когда не удается ее достичь, выбросы это проблема (при наличии "заказчиков" - очередной дизельгейт)...

Простите за невольный экскурс в теорию рабочих процессов дизельных двигателей, посему - резюме: в Седертелье удалось изящно обойти все подводные камни и добиться более эффективного снижения уровня вредных выбросов в широком диапазоне нагрузок при фактическом сокращении расхода топлива и не в ущерб уровню мощности на коленчатом валу...

Новые коробки передач Scania Opticruise

Новую Scania Opticruise отличает обилие оригинальных технических решений...

Новые коробки Scania Opticruise являются логичным дополнением к семейству V8, разумеется - в равной степени и к остальным двигателям этого шведского производителя. Как поясняют специалисты компании, при их создании основной целью было снижение расхода топлива. Для этого в новой линейке АМКП предусмотрен значительно более широкий диапазон передаточных чисел, включая ускоряющую передачу, поэтому они могут эффективно работать как на низких, так и на высоких скоростях. Кстати, магистральный автопоезд с полной массой в 44 тонн может двигаться на скорости 85 км/ ч, имея лишь 1050 оборотов коленчатого вала двигателя неограниченное время...

Немного о технических особенностях. Например, модификация G33CM примерно на 60 кг легче нынешних коробок передач, в основном за счет полностью алюминиевого корпуса и уменьшенного размера. Еще одно важное преимущество - снижение шума в соответствии с будущими нормативными требованиями. Интервалы замены масла значительно увеличены благодаря повышенной точности изготовления, использованию масляных фильтров увеличенного объема и исключительно качественного масла. Кроме того при проектировании инженерам компании удалось сократить внутренние потери на трение, как минимум, на 50% за конструктивных и технологических мероприятий.

Кроме того в коробках нового поколения используются два синхронизатора, а не семь, посему агрегаты короче и стали иметь более жесткую конструкцию, чем самая распространенная сейчас модель GRS905. Валы также способны выдерживать больший крутящий момент. Кроме того, установлены шестерни с немного расширенными зубьями, они более долговечные и способны выдерживать значительную нагрузку. Электронные компоненты также полностью обновлены, они управляют новыми пневматическими приводами и тормозами трех валов, которые необходимы для быстрого, плавного и точного переключения передач.

Новая АМКП Scania Opticruise. Возможный вариант применения...

Что касается возможностей отбора мощности, то новый модельный ряд включает множество недавно разработанных интеллектуальных решений для установки КОМ, исходя из потребностей любых клиентов, независимо от области применения техники. При этом будет доступен ряд из девяти КОМ, которые отличаются повышенной производительностью, меньшими потерями на трение и большой гибкостью за счет их модульности. Механизмы отбора мощности EG приводятся в действие непосредственно промежуточным валом и смазываются под давлением.

Новый механический интерфейс коробки передач с принудительной смазкой позволяет приводить в действие более мощное оборудование, такое как гидравлические насосы. КОМ EK (с приводом от маховика) состоят из отдельного блока, установленного между двигателем и коробкой передач. Будет доступно четыре передаточных числа, выходной вал можно установить в трех различных положениях.

Новая АМКП Scania Opticruise. Возможный вариант применения...

Ну и в завершение (не побоюсь этого слова) сенсационная новинка. Инженеры Scania применили новый подход к движению задним ходом. В большинстве коробок передач включение заднего хода означает, что отдельное (так называемое "паразитное") зубчатое колесо вращает ведущий вал в противоположном направлении.

В новой линейке АМКП Scania используется другой способ - планетарное зацепление на ведомом валу, а реверсирование осуществляется за счет блокировки водила планетарного механизма. Такое решение позволяет иметь восемь передач для движения задним ходом на скорости до 54 км/ч!

Это, разумеется - опция, но как уверяет официальный релиз, она может пригодиться, например, самосвалам на стройплощадках или в туннелях, когда приходится ездить задним ходом на большие расстояния, а на взгляд автора этих строк и для иной другой спецтехники.
Со своей стороны мы (и в качестве идеи для применения) публикуем фотографию пожарно-спасательного автомобиля, которому больше не надо разворачиваться на объекте...
Новые сервисные контракты Scania

В конце осени 2020 года и специально для России компания Scania выпустила на рынок новые сервисные контракты "Оптима 2.0" и "Бизнес 2.0", которые без сомнения помогут владельцам техники повысить эффективность использования техники...

В России компания выпустила на рынок обновленные решения, которые помогут владельцам техники повысить эффективность ее использования. Причем покупателям новых автомобилей адресован контракт "Оптима 2.0", а для владельцев техники с пробегом - "Бизнес 2.0". Главное отличие от предыдущих версий заключается в новом подходе к ценообразованию обслуживания. Некоторые подробности...

= "Оптима 2.0" - предлагается для новых автомобилей, с даты регистрации которых прошло не более 11-ти месяцев. Контракт предлагается на срок от 2 до 10 лет без ограничения по пробегу, владельцу предоставляется прогрессивная скидка на ТО, которая возрастает с каждым годом и может достигать 30%. Она привязана к VIN-номеру шасси, благодаря чему даже следующий владелец сможет легко перезаключить контракт и продолжать получать скидку пропорционально возрасту автомобиля.
В контракт включено техническое обслуживание по гибкому плану Scania Flex; устранение неисправностей силовой линии на бесплатной основе в течение 6 лет или до 800 тыс. км пробега, а также дополнительные услуги в соответствии с пожеланиями клиента.

= "Бизнес 2.0" - предлагается владельцам техники с пробегом и здесь тоже предусмотрена прогрессивная система скидок на ТО - до 25%. Контракт заключается на любое транспортное средство Scania в любом возрасте. Срок действия от 1 года до 10 лет без ограничения по пробегу. Включает в себя техническое обслуживание по гибкому плану Scania Flex, а также дополнительные услуги в соответствии с пожеланиями клиента.

Кроме того, владельцы сервисных контрактов "Оптима 2.0" и "Бизнес 2.0" имеют дополнительное преимущество и получают на сопутствующие ремонты, не покрываемые сервисным контрактом, персональную скидку до 30% по программе "Контракт-плюс".
Важная деталь: во всех случаях обслуживание ведется по гибкому индивидуальному плану Scania Flex, который формируется на основе данных цифровой системы управления автопарком Scania FMS.
Это эффективная система мониторинга, которая в режиме реального времени собирает и сохраняет всю информацию о текущем состоянии каждого автомобиля. Анализ данных, как на программном уровне, так и с привлечением специалистов-аналитиков, позволяет практически во всех случаях очень точно определять объем работ при ТО и ремонте, включая заявочный. Это среди прочего позволяет полностью исключить "недопробег" или "перепробег" в километрах на одометре, как по видам работ, так и по используемым запасным частям и расходным материалам. Однако...

Да простится автору, но в завершении несколько слов, что называется "в рамках дискуссии".

Сервисные контракты, горячим сторонником которых на самом деле является автор этих строк, имеют множество достоинств.
Например, они позволяют четко планировать расходы на ТО или ремонт, ибо оплата привязана к километрам пробега. Процесс взаимодействия с клиентом при заключении, как утверждают специалисты Scania, в данном случае максимально упрощен: используется договор оферты, который оформляется без личных визитов в дилерский центр. Все расчеты на этапе согласования условий проводятся онлайн. Также дистанционно ведется финансовый документооборот и администрирование по сервисному контракту.
Несомненным плюсом для владельца транспортного парка (или бизнеса) является и тот факт, что контракты исключают санкционированное (даже на уровне руководителей филиалов и подразделений) и несанкционированное (на уровне водителей и слесарей) использование неоригинальных и контрафактных запасных частей.

Понятно, что недостатки у них тоже есть, ибо их реализация опирается на существующую дилерскую сеть... Посему... Положа руку на сердце, скажите, а зачем нам сервисный контракт для седельных тягачей и самосвалов на базе или объекте в Ноябрьске (причем - на "пионерке"), если ближайшие "официалы" в Сургуте (312 км) или Новом Уренгое (537 км)? А если мы вообще в основном по зимнику в Якутии работаем?

Разве что ради Scania Flex... Но эта система удаленного мониторинга, способная в числе прочего решать и задачи технического сервиса, это отдельная тема и надеюсь, мы к ней будем регулярно обращаться...