Между рейсами
SAVIEM: НА ТРОИХ ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Страницы истории французского автопрома
Игорь Ященко, рисунки автора, фото Renault
Развернув производство малотоннажных (1-1,4 т) коммерческих моделей, Renault выполнила директивные указания послевоенного «Плана Пона», а богатый опыт в проектировании тяжёлых грузовиков позволил компании оперативно возобновить их производство, используя довоенный технический базис.
Так в 1946-м появился Renault Type 208 D1 – грузовой автомобиль второй половины 1930-х годов (Renault Type AGK), оснащённый новой, более комфортабельной кабиной. Для успешного продвижения на французском рынке национализированной компании предстояло заменить архаичную серию AHx, выпускавшуюся в период оккупации. Благодаря широкой унификации с семейством 1000/1400 kg (Goélette/Galion) это удалось сделать весьма оперативно, и в 1947 году в продаже появился Renault 2500 kg, который, как и модели меньшей грузоподъёмности, предлагался в двух базовых вариантах – грузовик с платформой и фургон, что определяло различия в габаритах. Длина составляла 5,2-6,5 м, ширина – от 1,95 до 2,3 м, а максимальная высота – 2,7 м.
Renault Type 208 D1 1946 года – новая кабина на довоенном шасси. Грузоподъёмность - семь тонн. 4-цилиндровый 85-сильный дизель (8,4 л), 4-ступенчатая механическая КП. Максимальная скорость - 56 км/час, расход топлива - 30 л/100 км
Производство этих автомобилей началось на головном заводе Renault в Булонь-Бийанкур, а в 1957-м наряду с моделями 1000/1400 kg его перенесли в Нормандию (Бленвиль-сюр-Орн) на предприятие Saviem (Société Anonyme de Véhicules Industriels et d'Equipements Mécaniques). Компания «Saviem», образованная 23 декабря 1955 года, объединила подразделение Renault по выпуску грузовиков и автобусов с фирмами «Somua» и «Latil», а возглавил этот триумвират ранее конкурировавших автопроизводителей Пьер Лемигр - бывший патрон Latil. Таким образом, Renault, обеспечив Saviem необходимыми материалами и оборудованием, «дистанцировался» от производства коммерческих автомобилей и автобусов, но сохранил свои фирменные обозначения на моделях грузоподъёмностью до пяти тонн. Бренд Saviem-LRS (Latil Renault Somua) использовался на коммерческих моделях с мая 1956-го до 1959 года, когда Saviem в качестве подразделения перешёл в полную собственность Renault.
Выпуск Renault 2500 kg, впоследствии переименованного в Renault Galion, начался в 1947 году на заводе в Булонь-Бийанкур, а завершился в 1965-м на предприятии Saviem в Нормандии
В 1948-м началась разработка нового семейства 5- и 7-тонных грузовиков с нетрадиционным расположением силового агрегата. Использование 6-цилиндровых двигателей в данном сегменте коммерческих моделей становилось нормой, но Renault установил «шестёрку» под съёмным кожухом горизонтально позади кабины, между лонжеронами рамы. В сочетании с уже получившей широкое распространение бескапотной компоновкой данный технический нюанс обеспечил дополнительные преимущества: ровный пол в кабине и, соответственно, повышенный уровень комфорта для водителя и трёх пассажиров, располагающихся на широком сиденье. Этому способствовал также перенос рычага коробки передач на рулевую колонку. Снижение передней части рамы, ставшее возможным благодаря отсутствию мотора, облегчило доступ в кабину, где стало меньше шума и тепла от работающего двигателя. При этом его нетрадиционное местоположение отразилось на методике технического обслуживания.
«Лентяй» Renault с необычным расположением двигателя и причудливым дизайном кабины. Нетрадиционная компоновка использовалась также на послевоенных автобусах Renault, в частности, модели R4190 1949 года
Новая компоновка, которую в Европе использовал также Büssing, сделало плоский передок 4-местной кабины полигоном для дизайнерской фантазии. Вместо привычной решётки радиатора – набор из семи горизонтальных молдингов в сочетании с шестью фарами: по две дальнего и ближнего света и пара противотуманных фонарей. Венцом этой композиции является ромб Renault – дизайнеры дополнили фирменную эмблему «крыльями» с широким размахом. Эклектичное исполнение экстерьера кабины оказалось весьма эффективным – среднетоннажные и большегрузные автомобили Renault и Saviem 50-60-х годов прошлого столетия, созданные в рамках «Проекта 422», обладали яркой индивидуальностью и выделялись на фоне конкурентов. Первый прототип перспективного семейства – экспериментальный грузовик с новой технической «начинкой» и кабиной довоенного образца с задним расположением дверей появился в августе 1948 года.
Latil H14A1B5B - самосвал 1954 года с боковым опрокидыванием секционного кузова. Грузовики Latil, представленные в модельной гамме Saviem-LRS, имели свои фирменные обозначения на кабинах

Второй прототип с новой кабиной «засветился» в июне 1949-го, и после незначительных доработок под обозначением R4140 в июне 1950 года эта модель стала серийной. Для своего времени это был весьма продвинутый в техническом плане грузовик с передними гидравлическими амортизаторами, стабилизатором в задней подвеске и пневматической тормозной системой Westinghouse с воздушным резервуаром, установленным на левой стороне шасси. Умеренная цена в сочетании с высокой манёвренностью принесли коммерческий успех – грузовики охотно приобретали компании с обширным автопарком. В частности, они широко применялись для транспортировки топлива (модель R4141 с удлинённым на 21 см шасси и грузоподъёмностью 8,5 т), но ограниченный дорожный просвет, обусловленный специфическим расположением двигателя, не позволял эффективно использовать данную модель в качестве самосвала – в этом сегменте французского рынка лидировала фирма «Berliet».
Модельный ряд Latil был весьма содержательным: бортовые грузовики, фургоны, тягачи с полуприцепами, самосвалы, автоцистерны, платформы с погрузочным манипулятором и другая специализированная автотехника
Главный объект критики – маломощный и шумный 6-цилиндровый дизель (6,2 л, 105 л.с.), работавший вкупе с механической КП, имевшей «короткие» передачи (пятая – повышающая). По этой причине грузовик получил прозвище «Fainéant» (лентяй, ленивец), в противовес которому Renault предпочитал более благородное неформальное название «бульдог». 105 «лошадок» для грузовика с максимальным разрешённым весом до 12 тонн было, безусловно, недостаточно, и появившийся позднее бензиновый мотор с блоком цилиндров от дизеля не улучшил ситуацию с энерговооружённостью. Стандартная модель R4140 с колёсной базой 3645 мм, тираж которой с июля 1950-го по январь 1952-го составил 1313 экземпляров, имела максимальную скорость 80 км/час. Объём выпуска грузовиков с бензиновым двигателем – всего 41. В создании послевоенных грузовиков Renault принимали участие компании «Sinpar» и «Colombes», выпускавшие на рынок модели с увеличенной колёсной базой и удлинённым задним свесом в рамках предельных 12 тонн общего веса.
Самосвал Saviem JL23 1961 года. Грузоподъёмность – 13 тонн. 6-цилиндровый (6,8 л) дизель Fulgur. Серия JL в гамме Saviem объединяла грузовики Somua, которые в начале 1960-х годов после рестайлинга утратили свои фирменные обозначения. Некоторые модели семейства JL в рамках соглашения с фирмой «Henschel» продавались в Германии
Renault в свою очередь предлагал модель R4144 с дизельным и бензиновым двигателями и «растянутой» до 4355 мм колёсной базой. Влияние Соединённых Штатов, широко использовавших тяжёлые армейские тягачи во время войны, способствовало формированию во Франции спроса на этот тип транспорта, и 7-тонная модель Renault стала основой для такого грузового автомобиля. Через два месяца после дебюта R4140 сертификацию прошёл тягач R4180 с 3-метровой колёсной базой, максимальным весом до 23 тонн (нагрузка – 12 т) и предельной скоростью 52 км/час в составе автопоезда с трейлером. На этом этапе появились также другие короткобазные варианты: компактный самосвал и модель R4181 в «тропическом» исполнении. В 1951 году началось производство 5-тонной модели R4220, которая отличалась от R4140 задним мостом, гидравлической тормозной системой с усилителем Hydrovac и шинами более узкого профиля.
Somua JL19 с полуприцепом Titan. Ещё один эксцентричный дизайн в гамме Saviem-LRS, получивший ироничное прозвище «пасть окуня». 2-х и 3-осные модели (1955-1959), имевшие пять вариантов шасси, оснащались 180-сильным дизелем (9,3 л) и 10-ступенчатой механической КП. Максимальный разрешённый вес - 35 тонн. После модернизации и устранения «ихтиологических» ассоциаций в дизайне кабина применялась на грузовиках серии JM
Автоцистерна на шасси этой модели получила обозначение R4221, и, несмотря на укороченную до 3645 мм колёсную базу, «пятитонник» Renault выпускался с более широким, чем у 7-тонной модели, ассортиментом кузовов, включая специальные модификации для африканского континента. За пять с половиной лет было выпущено 4044 5-тонных «Fainéant», качество и надёжность которых принесли Renault заслуженное признание на внешнем рынке. В начале 1950-х появился 5-тонный грузовик в 3-осном варианте, способный с полной нагрузкой преодолевать 45-градусный подъём. Задние мосты в рамках кооперации с Renault поставляла компания «Herwaythorn». Однако в течение 20 месяцев тираж модели R4222, оснащённой самоблокируемым дифференциалом, оказался весьма скромным - всего 23 грузовика. В порядке эксперимента был разработан тягач с колёсной формулой 6x4 и прототип 6x6 повышенной проходимости с передним ведущим мостом Heywaythorn.
Saviem Tancarville 1961 года – бескапотный грузовик, у которого обслуживание двигателя производится без откидывания кабины. 150-сильная рядная дизельная «шестёрка» установлена горизонтально между лонжеронами рамы позади кабины и доступна с боковой стороны автомобиля
Однако из-за дефицита мощности, проблем с устойчивостью и высокой цены Renault отказался от данного проекта и в начале 1952 года сконцентрировался на модернизации 7-тонной модели. Наряду с пневматической на грузовиках стала применяться гидравлическая тормозная система, тестировался опытный образец с бензиновым мотором, становится серийной модель R4158 с увеличенной нагрузкой (8,5 тонн). Главное новшество – 120-сильная дизельная «шестёрка» (2300 об/мин), при этом для увеличения ресурса мощность базового дизеля снизилась со 105 до 100 «лошадок». Из грузовиков обновлённого семейства успех сопутствовал тягачу (R4182), а наименее востребованным оказался самосвал (R4183) – их было выпущено всего 26. В Африке и во французской армии наибольшим спросом пользовались грузовики с бензиновыми двигателями, и самым ходовым являлся тягач R2185, дебютировавший в 1953 году. Впоследствии на R2185 установили дизель. Для создания на базе 7-тонной модели армейского вездехода с колёсной формулой 4x4 (нагрузка на бездорожье – 3,5 т) Renault вновь использовал технические разработки Heywaythorn
45-местный Saviem S45, дебютировавший в 1964 году. После переименования в Renault S45 выпускался с1978-го до 1993 года. В это семейство входили также модели S53 и S105 – число указывает на пассажировместимость. Saviem S45 фигурирует в приключениях знаменитой бригады жандармов из Сен-Тропе. В фильме «Le Gendarme en Balade» («Жандарм на прогулке», 1970 г.) автобусу заблокировал проезд голубой Peugeot 504, на котором находящиеся в отставке блюстители порядка отправились в пансионат, где их коллега Фугас, симулируя амнезию, пребывал на полном государственном обеспечении
Плод кооперации – полноприводный R2152 с более высоким расположением кабины и двигателя (бензиновый и дизель). Большинство из 514 автомобилей этой модели имело кабину со складным тентом – весьма примечательный грузовой армейский «родстер» для знойной Африки. В обозначении «колониальных» моделей использовалась аббревиатура UF, т.е. French Union. В 1957 году громоздкая и запутанная система 5-значных обозначений в семействе «Fainéant» обрела некоторую упорядоченность: 5-тонные грузовики (общий вес – 15,5 т) получили собственное имя Mondragon (город и коммуна во Франции), а 7-тонные модели (15,8 т) объединились в серию Tancarville. Это название знаменитого подвесного моста в долине Сены, введённого в эксплуатацию в июле 1959 года (начало строительства – ноябрь 1955-го). На момент открытия Танкарвильский мост имел самый протяжённый в Европе центральный пролёт – 608 метров.
Avia A30N заслужил высокое реноме и пользовался популярностью в Советском Союзе и других странах социалистического содружества. Наряду с бортовыми грузовиками Avia поставляла широкий ассортимент специализированных автомобилей. В 1978 году с решётки радиатора исчезло обозначение «Licence Saviem», поскольку более 98% комплектующих было локализовано
Mondragon и Tancarville - первые коммерческие автомобили с логотипом SAVIEM на передке кабины, выпущенный на заводе в Бленвиль-сюр-Орн. В соответствии с запросом рынка в конце 1950-х годов грузоподъёмность моделей Tancarville со стандартным и удлинённым шасси (4x2 и 4x4) возросла до 10 тонн. Эта модель, находившаяся в производстве до 1967 года, оснащалась 150-сильным 6-цилиндровым дизелем (6,8 л), 5-ступенчатой механической КП и пневматической тормозной системой. При содействии специализированных компаний грузовики Mondragon и Tancarville предлагались в весьма широком ассортименте: шасси с двумя вариантами кабины, фургон, грузовик с платформой (низкий и высокий борт), танкер, автокран, тягач, буксировщик, самосвал, армейский автотранспорт и др. Объём выпуска – более 25 тысяч. Во второй половине 1950-х в семействе Saviem-LRS были представлены также модели JL19, JL20, JL21, JL23 и JL25 грузоподъёмностью, соответственно, 19, 20, 11, 13 и 15 тонн. По происхождению и инженерной оригинальности серия JL – это грузовики Somua, прошедшие процедуру «фейслифтинга» и «ребрендинга», но сохранившие при этом фирменные знаки на кабинах. В апреле 1959-го Saviem приобрела фирму «Chausson», располагавшую тремя производственными площадками, а в мае того же года Latil стал достоянием истории. Год 1961-й ознаменован несколькими важными событиями: Saviem приобретает компанию «Floirat» (производство автобусов, место дислокации – город Анноне на юго-востоке Франции) и разворачивает выпуск 4-х и 6-цилиндровых (4,6 и 6,8 л) дизелей «Fulgur» на бывшем заводе авиационных двигателей в Пале-сюр-Вьен (агломерация Лимож).
Модель SG2 (Super Goélette) – типичный для Западной Европы 1970-х годов коммерческий автомобиль, приспособленный для стеснённой городской среды. На лицензионной основе французская модель до 1974 года выпускалась в Италии, но из-за недостаточной грузоподъёмности и мощности двигателя семейство Alfa Romeo A15/A19/A38/F20 не имело устойчивого спроса
Кроме того, Saviem подписал с Henschel-Werke соглашение о продаже немецких грузовиков во Франции, но эта кооперация продолжалась всего два года, а сотрудничество с другой немецкой компанией оказалась более успешным и длительным. В 1963-м Saviem получил доступ к передовой технологии дизельных двигателей MAN. Первые грузовики Saviem, оснащённые немецкими 6-цилиндровыми дизелями (9,66 л, 210 л.с.) – это семейство магистральных тягачей JM (M – MAN), представленное в марте 1964-го. Франко-германский альянс предусматривал также право на продажу с 1969 года грузовиков Saviem под брендом MAN и поставку мостов из ФРГ. Соглашение распространялось на широкий спектр моделей: от мало- и среднетоннажных Saviem до тяжёлых грузовиков MAN. В 1967-м к этому капиталистическому альянсу присоединилась представительница социалистического лагеря – чехословацкая Avia, получившая лицензию на производство коммерческих автомобилей Saviem SG2/SG4 (Super Goélette/Galion) с правом их реализации за пределами ЧССР.

Серия SG, представленная в 1965-м и выпускавшаяся во Франции до 1982 года, включала модели грузоподъёмностью от 1,5 до 3 тонн: фургон вместимостью 9 куб. м, грузовичок с откидными бортами платформы, самосвал и шасси с кабиной – базовая модель для специализированного автотранспорта. Предлагалось три варианта колёсной базы и два дизельных двигателя (72 и 80 л.с.). В бушующем 1968-м, когда «социализм с человеческим лицом» - новый политический курс компартии Чехословакии - был пресечён «братской интернациональной помощью», пришедшей на колёсном и гусеничном ходу, на предприятии Avia, построенном на северной окраине Праги (Летняны) в 1919 году, начался выпуск автомобилей Avia A15 и A30. Социальные и политические катаклизмы 1968-го не обошли стороной и Saviem: в январе на заводе в Нормандии разразилась забастовка, ставшая одним из мощных детонаторов «майской революции» во Франции.

Магистральный тягач Saviem JM240 середины 1960-х годов. На моделях серии JM применялись 6-цилиндровые дизельные двигатели MAN мощностью 170, 200 и 240 л.с., и это отражалось в их обозначении - JM170, JM200 и JM240
Первоначальная специализация Avia – гражданские и боевые самолёты, а после Второй мировой войны к авиационному добавилось автомобильное производство – Škoda 706 и автобусы на шасси этого грузовика. В конце 1950-х, после завершения выпуска двухмоторного Ил-14, завод переключился на тяжёлые грузовики отечественной конструкции, в частности Praga. Для запуска в серию автомобилей по лицензии Saviem производственная площадь увеличилась на 40 тысяч м², и в течение 1970-х благодаря кооперации со смежными предприятиями (фирма «Orličan-Choceň», машиностроительные заводы в словацком городе Жилина, чешском Угерски-Брод и др.), гамма специализированных автомобилей Avia существенно расширилась. Наряду с бортовыми грузовиками выпускались фургоны общего назначения, а также изотермические, самосвалы, цистерны, подъёмные площадки для монтажных работ, ремонтные мастерские, кузова для перевозки пассажиров, мебели, автолавки для продовольственных и прочих товаров, пожарная техника (фирма «Karosa» в г. Високе-Мыто).

Экспорт автомобилей Avia в Советский Союз начался в 1979 году, а в конце 1983-го с конвейера сошёл 100-тысячный автомобиль и этот юбилейный экземпляр тоже отправился в СССР. В пражском представительстве внешнеторгового объединения Motokov его генеральный директор Я. Махай и директор завода Avia Я. Сировый передали автомобиль главе технического центра В/О «Автоэкспорт» Л.Ф. Чинченко. На внешний рынок была поставлена четверть объёма выпуска, и наряду с Советским Союзом главными покупателями являлись североафриканские страны, преимущественно Алжир. В немалой степени этому способствовала экспедиция «Килиманджаро'78» – марафон по Восточной и Северо-восточной Африке на грузовике Avia 30N с соответствующим «климатическим тюнингом»: шноркель, более эффективный масляный фильтр и вентилятор с увеличенным числом лопастей, 2-ступенчатый топливный фильтр, масляный радиатор с водяным охлаждением и др. Чехословацкие путешественники, завершившие экстремальный автопробег без критических поломок, вернулись на европейский континент на советском теплоходе «Армения».
Saviem SM240 HT – технологии MAN под французским логотипом. Немецкая кабина, 6-цилиндровый дизель (10,35 л, 235 л.с.) и другие комплектующие из дружественной ФРГ. Модели SM260 и SM280 оснащались 6- и 8-цилиндровыми дизелями MAN мощностью 256-304 л.с.
Возвращаясь в начало 1970-х, следует отметить, что в этот период в автомобильной промышленности Запада кооперация стремительно набирала обороты, и в 1972 году партнёрами Saviem стали DAF, Magirus-Deutz и Volvo. Цель интернациональной команды, получившей неофициальное название «Клуб четырёх» – разработка и производство откидывающихся кабин для грузовиков среднего модельного ряда: Saviem серий J и H, DAF F700, F900 и F1100, а также Magirus-Deutz с двигателем KHD и Volvo F4/F6. Просторная комфортабельная кабина, которая с января 1975 года устанавливалась на модели Saviem, впоследствии применялась на грузовиках Berliet серии B, а также Renault серий S, M и G. 13 сентября 1974-го – день рождения ещё одного совместного проекта с участием Saviem, FIAT и Alfa Romeo. Итог создания компании «Sofim» (Società franco-italiana di motori SpA) - 2,5-литровый дизель для коммерческих автомобилей IVECO Daily и Renault Master. В начале 1990-х этот движок входил также в комплектацию флагманского седана Renault Safrane.
Saviem PS30 T конца 1970-х годов с 300-сильным дизелем MAN. В 1978-м, после покупки компании «Berliet», во Франции появляется новый производитель коммерческих автомобилей - Renault Véhicules Industriels (RVI)
После того, как в 1986 году FIAT «прибрал к рукам» Alfa Romeo, компания «Sofim» (место дислокации – итальянская провинция Фоджа) вошла в состав подразделения FIAT Powertrain Technologies, а французская сторона, уступив итальянцам некоторую долю своих акций, стала привилегированным покупателем дизельных моторов. Но к этому времени бренд Saviem уже сошёл со сцены – результат государственной программы по реорганизации производства тяжёлых грузовиков. В 1975 году Renault выкупил у Michelin фирму «Berliet», а в 1978-м на этой промышленной основе создаётся новый производитель коммерческой автотехники - Renault Véhicules Industriels (RVI). Пока шла унификация моделей, торговая марка SAVIEM использовалась ещё более двух лет, и в апреле 1980-го бренд Renault окончательно вытеснил её с рынка. Последним годом условной «независимости» Saviem был 1977-й, когда компания выпустила более 35 тысяч автомобилей - грузовики, автобусы и специализированный автотранспорт.