Автопром
САМЫЕ БОЛЬШИЕ «ЛАДЫ»
Нижегородская компания «Промышленные технологии» занимается переделкой тольяттинских «легковушек» уже пять лет. «Вестам» и пятидверным «Нивам» там меняют салоны, приспосабливая их под нужды заказчиков из силовых структур и медучреждений. А для «Ларгусов» нижегородцы к тому же освоили выпуск высоких пластиковых крыш и даже массивных пластиковых колпаков, монтируемых взамен задней части стандартного тольяттинского кузова. Вместимость грузового фургона LADA Largus Kub с таким колпаком достигает 4 кубометров. Однако теперь это не предел: в прошлом году на «Промтехе» разработали для автомобилей LADA целое семейство новых модульных кузовов Prima вместимостью до 7 кубометров!
Николай Марков
Фото компании «Промтех»
Кузова серии Prima по сути представляют собой классические надстройки фургонного типа – этакие параллелепипеды со строго вертикальными стенками. Однако модульными они называются неспроста. Имея унифицированный каркас из легких алюминиевых профилей, они существуют в трех типоразмерах (стандартный, удлиненный, высокий удлиненный) и нескольких вариантах исполнения по назначению. А кроме того, могут монтироваться сразу на три различных типа тольяттинских шасси: Granta, Niva Classic или Largus. Понятно, что в качестве шасси «Гранты» и «Нивы» в данном случае используются «полурамники» ВИС-2349 и ВИС-2346 производства дочернего вазовского АО «ПСА ВИС-АВТО». Но откуда такая модификация, как шасси, взялась в линейке «Ларгусов»?! Все верно, в Тольятти ее не выпускают, поэтому дорабатывать Largus под монтаж кузова Prima нижегородцам приходится самостоятельно. За основу берется самый простой цельнометаллический фургон модели Largus VU, с кузова которого срезается все, что находится позади задней стенки кабины и выше уровня колесных арок. «Рудименты», оставшиеся от задних боковых дверей грузового отсека, заделываются наглухо либо удаляются, а задний свес удлиняется почти вдвое. И вот эта получившаяся платформа далее сращивается с каркасом кузова Prima.
Промтоварный фургон LADA Largus Prima с надстройкой максимального объема
Зачем нужны такие сложности? Дело в том, что LADA Largus Prima сохраняет несущую конструкцию кузова и потому обладает наименьшей погрузочной высотой. Оборотная сторона медали – часть пространства в грузовом отсеке такого «Ларгуса» съедают выступающие колесные арки и горловина бензобака, тогда как у кузовов Prima на шасси «Нивы» и «Гранты» пол внутри получается абсолютно ровным.
У фургона LADA Largus Prima часть объема кузова съедают колесные арки и горловина бензобака
Вместимость и грузоподъемность самого большого промтоварного кузова для LADA Largus Prima, написанные прямо на опытном образце, входят в небольшое противоречие с аналогичными данными из рекламного буклета: похоже, на «живой» машине цифры чуть приукрасили…
Интересно, что на «Промтехе» задумали оснащать заднюю подвеску всех машин с кузовами Prima дополнительными пневмобаллонами, которые позволят выравнивать положение кузова относительно дороги при максимальной загрузке. А грузоподъемность-то, к слову, довольно велика: в случае с «Грантой» и «Ларгусом» – до 900 кг! То есть по этому показателю, равно как и по вместимости, такие «Лады» вступают в прямую конкуренцию с газовским фургоном ГАЗ-2752 «Соболь».
LADA Granta Prima LG000В с «евротентом»
На сегодняшний день «промтеховцы» построили десять разновидностей автомобилей LADA с кузовами Prima. Но сертифицировать пока что успели лишь варианты на «грантовском» шасси (причем в ОТТС пока нет упоминания о дополнительных пневмоэлементах в подвеске). Такие машины уже поступили в продажу. Самый простой вариант – это LADA Granta Prima в варианте LG000В с так называемым «евротентом»: грузовая платформа с алюминиевыми откидными бортами по бокам, пластиковыми распашными воротами сзади и тентом на высоком алюминиевом каркасе.
LADA Granta Prima LG000В с «евротентом»
В самом маленьком исполнении эта платформа имеет грузоподъемность 900 кг и внутренние размеры 2290х1680х1275 мм, что соответствует вместимости 4,9 куб.м. Такую «Гранту» на заводе оценили в 1,008 млн. рублей (это на 118 тысяч дороже самого простого бортового «Соболя»). Более крупные варианты кузова вмещают 5,3 либо 6,7 куб.м.
Промтоварный фургон LADA Granta Prima LG000Н в процессе погрузки через двойную дверь в правой стенке
Granta Prima с закрытым промтоварным фургоном с пластиковыми наружными панелями, но без внутренней отделки, маркируется индексом LG000H. Во всех вариантах исполнения ее вместимость отличается от «евротента» на 100 литров в меньшую сторону. Внутренние размеры самого маленького кузова составляют 2300х1655х1270 мм, грузоподъемность – те же 900 кг, а начальная цена на «промтоварку» – 1,02 млн. рублей.
У рефрижераторного фургона LADA Granta Prima LG000Е конденсатор холодильной установки врезан в спойлер над кабиной
Кузов рефрижераторного фургона LG000E имеет и внутреннюю пластиковую отделку, и термоизоляцию: общая толщина стенок у него выросла до 5 см, что привело к снижению вместимости еще на 400–500 литров и грузоподъемности на 100 кг. Кстати, конденсатор холодильной установки получилось разместить над крышей кабины, аккуратно врезав в обтекатель: тем самым общая габаритная высота машины не увеличилась.
По прайс-листу рефрижератор дороже промтоварной версии на 255 тысяч рублей. Оба типа грузовых фургонов по умолчанию имеют сзади распашные ворота. При необходимости дополнительные двери можно врезать и в боковые стенки, причем если их сделать двойными, то через них даже можно будет загружать в кузов паллеты.
У фургонов на базе «Гранты» пол в кузове ровный, без выступающих внутрь колесных ниш. На фото – рефрижераторный фургон LADA Granta Prima LG000Е с двумя дополнительными одностворчатыми дверьми в боковых стенках
Наконец, на базе «Гранты» уже построены и образцы двух специальных машин – фургона ритуальной службы и скорой помощи класса «В» (обозначение по ОТТС – LG000P). Для них использованы частично остекленные кузова с максимальными внутренними размерами ( 2,5 м в длину и 1,6 м в высоту), снабженные двухстворчатой погрузочной дверью в задней стенке и еще одной высокой дверью по правой стороне для посадки сопровождающих лиц и медработников.
АСМП класса «В» модели LG000P на базе LADA Granta Prima и ее интерьер
Стоит заметить, что всю мебель и сиденья для этих машин в «Промтехе» делают самостоятельно. По умолчанию в салоне «скорой» смонтировано одно приемное устройство для носилок, но если возникнет такая необходимость, есть возможность закрепить рядом и вторые носилки, предварительно сложив одно из сидений: ширина кузова вполне это допускает. А вот чего конструкция не предусматривает в принципе – так это прямой связи между салоном и кабиной: такова уж оборотная сторона применения изолированного кузова фургонного типа.
Ритуальный фургон на базе LADA Granta Prima
Что касается семейств LADA Niva Prima и LADA Largus Prima, то они пока находятся в стадии сертификации. Составы этих семейств по количеству вариантов исполнения будут в целом однотипны с семейством LADA Granta Prima, но есть свои нюансы. Так, на «Нивах» применяется только наиболее компактный кузов, на базе которого можно построить лишь автомобиль скорой медицинской помощи класса «А» – то есть предназначенный для транспортировки пациента к месту лечения.
АСМП класса «А» на базе LADA Niva Prima и ее интерьер (со сложенными сиденьями для медперсонала, но дополнительными носилками)
Грузопассажирский фургон на базе LADA Niva Prima
Зато именно на полноприводном «нивовском» шасси могут оказаться востребованными различные лаборатории и ремонтные «летучки» с кузовами, разделенными стационарной перегородкой на 2,8-кубовый грузовой отсек и пассажирский салон с тремя сиденьями и столиком. Немудрено, что один из первых опытных образцов LADA Niva Prima изготовили именно в грузопассажирском исполнении.
Исходя из требований по безопасности, в пассажирском отсеке такого кузова входные двери установлены с обеих сторон. Но глухая передняя стенка, конечно, удобству пассажиров не способствует.
Интерьеры грузового и пассажирского отсеков в кузове LADA Niva Prima
При этом нужно отметить, что кузова Prima не заменяют собой, а дополняют существующий модельный ряд грузовых и специальных автомобилей завода «Промтех» на шасси LADA: производство всех версий будет вестись параллельно. Что ж, богатство выбора еще никому не вредило!