Между рейсами // ГАЗель NEXT T1
САМАЯ ДОРОГАЯ
ГАЗЕЛЬ NEXT
Чем самая дорогая ГАЗель NEXT отличается от обычных? На самом деле, всем! Ведь речь идет о спортивном прототипе для ралли-рейдов, себестоимость которого в несколько раз превышает цену любого «Некста» в дилерском автосалоне.
Николай Марков
Фото автора, Ивана Седова и пресс-центра бахи «Россия – Северный лес»
МЕЖДУ РЕЙСАМИ // ГАЗЕЛЬ NEXT T1
САМАЯ ДОРОГАЯ ГАЗЕЛЬ NEXT
Чем самая дорогая ГАЗель NEXT отличается от обычных? На самом деле, всем! Ведь речь идет о спортивном прототипе для ралли-рейдов, себестоимость которого в несколько раз превышает цену любого «Некста» в дилерском автосалоне.
Николай Марков
Фото автора, Ивана Седова и пресс-центра бахи «Россия – Северный лес»

В нынешнем ралли-рейдовом сезоне заводская команда «ГАЗ Рейд Спорт» выступает на двух совершенно новых спортивных ГАЗелях NEXT. На первый взгляд, они мало отличаются от прежних машин, неоднократно выигрывавших Чемпионат России в зачете R. Но на деле – это принципиально новые по конструкции и технологиям болиды, которые построены по регламенту «топовой» категории Т1 и предназначены для борьбы за подиум уже в абсолютном зачете.
С виду – почти одинаковые. Но слева машина прежнего поколения, категории R, на рессорной подвеске. А справа – совершенно новая Т1, более легкая, более прочная, с пружинной подвеской
Даже в нынешней конфигурации ГАЗели из «рейдовского» зачета не давали расслабиться прототипам Т1, неоднократно подбираясь к их результатам очень близко, а иной раз и опережая. Но всё это – за счет мастерства и морально-волевых качеств экипажей и слаженной работы команды. Ведь, что греха таить – совершенно очевидно, что техника, выступающая в зачете Т1, на голову круче ГАЗелей из R. Болиды Т1 заметно легче, прочнее и сильно мощнее – например, нормальным явлением на ралли-рейдовых прототипах являются движки от BMW X6 или от Dodge Viper. И нужно понимать, что одна только секвентальная КП в машинах лидеров мировых ралли-рейдов стоит, как половина всей спортивной ГАЗели. И вот этих монстров уже который год держат в тонусе, наступая на пятки, «маршрутки» со стандартным 2,8-литровым дизелем Cummins.
Первый спортивный «Соболь», с которым команда «ГАЗ Рейд Спорт» начинала свой путь в ралли-рейдах в 2012 году. Машина отличалась от стандартной только смещенным в базу двигателем, усилением рамы и мостов, спортивными амортизаторами, наличием каркаса безопасности и омологированных сидений и топливного бака. Дизель был программно форсирован до 150 л.с. В первый же сезон Вячеслав Субботин и Рамиль Замалетдинов успешно преодолели на этой машине ралли-рейд «Шелковый путь-2013»
Что нужно ГАЗели, чтобы стать успешной именно в «топовом» зачете Т1? В первую очередь, ей нужна более высокая энерговооруженность. Просто взять и поставить чужой многолитровый мотор – не вариант: ведь сама философия спортивной ГАЗели предполагает максимальное использование серийных агрегатов. Значит, машину нужно было сделать предельно легкой, но вместе с тем – еще более прочной для езды «по азимуту» с более высокими средними скоростями. И, конечно, на длинноходной пружинной подвеске вместо рессор. Первую машину по такому «рецепту» в команде «ГАЗ Рейд Спорт» попробовали построить еще в 2015 году. Это был своего рода «учебный болид»: на нем проверяли на практике ряд компоновочных моментов (например, как подружить полный привод и серийные «некстовские» рычаги передней подвески), подбирали оптимальную кинематику подвески и рулевого управления, экспериментировали со смещением мест водителя и штурмана вглубь кабины, в зону большего комфорта.
На переднем плане – первая спортивная ГАЗель NEXT, которую строили с прицелом на возможную омологацию по категории Т1 еще в 2015-м. Вес заметно снизили, сделав машину максимально короткой и низкой, и внедрили на нее пружинную подвеску. На заднем плане – ГАЗель NEXT для категории R (2013 года постройки)
Какие-то решения себя оправдали, какие-то – нет, но машина в целом показала правильность выбранного направления. Жаль, жизнь ее оказалась недолгой – на SilkWay Rally 2018 на ней «навернулась» автоматическая коробка Powerglide, после чего машину отставили до лучших времен в дальний угол. А взамен занялись проектированием нового прототипа с учетом накопленного опыта. Работу удалось завершить к осени 2020 года.
Дебютный выезд новой ГАЗели NEXT T1 на бахе «Тула» в октябре 2020-го
Компьютерная модель шасси ГАЗели NEXT T1, виды слева и сверху
Итак, какие ключевые особенности у «Некста» Т1'2020? Прежде всего, автомобиль получил новую раму, чрезвычайно прочную. В основе прежних спортивных ГАЗелей и «Соболей» лежала стандартная рама, хоть и значительно усиленная – с лонжеронами, превращенными в замкнутые короба. У нынешней рамы тоже замкнутый профиль лонжеронов, но с серийными деталями у них больше нет ничего общего.
Справа в кадре – «гидронога» для быстрого вывешивания автомобиля при застревании или замене пробитого колеса. Правда, реечный домкрат Hi-Lift Jack (он в кадре красного цвета) из машины все же не выкладывают – на всякий случай: а ну как сломается гидравлика?
Примерно посередине колесной базы к лонжеронам теперь подвешены так называемые «гидроноги»: это гидроцилиндры, с помощью которых застрявший автомобиль можно буквально за несколько секунд вывесить одной стороной, чтобы подложить под колеса сенд-траки и выехать из грязевой или песчаной ловушки практически без потери времени. ГАЗели категории R в этой ситуации приходится домкратить вручную, поскольку для них регламент не позволяет применять подобные устройства. Питание «гидроног» маслом осуществляется от насоса гидроусилителя руля, а управляются они прямо из кабины.
Капитан команды «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслав Субботин показывает карбоновую дверь
Другое ключевое новшество – это кабина. Снаружи она выглядит в точности как серийная. Но капот, двери и крыша у нее чрезвычайно легкие, поскольку теперь изготовлены из карбона. Это хорошо заметно, если посмотреть на них с изнанки.
Количество приборов перед водителем в сравнении с обычной ГАЗелью NEXT удвоилось. Рычаг коробки передач находится максимально близко к рулю, чтобы тратить меньше времени на переключения, ведь нынче борьба даже в ралли-рейдах уже порой идет на секунды. Правее рычага – уазовский пульт с «шайбой» для управления раздаточной коробкой. Два высоких рычажка еще правее управляют «гидроногами»
В интерьере сходства с обычным «Некстом» меньше: от него позаимствованы только центральная часть панели приборов и собственно основная комбинация приборов, рулевая колонка с подрулевыми переключателями, блок управления светом да «бардачок». Разумеется, внутри вся кабина «опутана» мощным каркасом безопасности, сваренным из стальных труб. Поперечины каркаса у задней стенки кабины попутно служат точками крепления верхних лямок ремней безопасности. Характерная деталь: над местами водителя и штурмана элементы каркаса укрыты мягкими накладками. Но в целом из-за того, что на счету каждый килограмм веса, здесь нет ничего лишнего, никаких привычных элементов декора.
Даже чтобы просто попасть внутрь, нужна сноровка, ведь дверной проем перекрыт каркасом безопасности. Большой «шкаф» на полу между сидений – канал подвода воздуха для дополнительного обдува силового агрегата. Сам двигатель спрятан под задней частью этого «шкафа»
Еще внутри сразу бросается инородный «шкаф» на полу между сидений: это канал подвода воздуха для дополнительного обдува силового агрегата. Немудрено, ведь спортивная ГАЗель – автомобиль среднемоторный: двигатель целиком спрятан прямо под задней частью этого «шкафа»! И это, к слову, следующее принципиальное новшество, ведь на более старых машинах для зачета R кабина своей задней частью была надвинута только на первые цилиндры двигателя.
Двигатель полностью убран под кабину. Хорошо виден оригинальный выпускной коллектор – равнодлинный, укрытый теплоизоляционным кожухом
А вот сам мотор по «железу» – абсолютно стандартный Cummins ISF 2.8 в варианте Евро-5: блок и головка вместе со всеми «потрохами» никаким доработкам в команде не подвергаются. Но «колдовство» с прошивкой блока управления, изменение параметров топливоподачи и давления наддува, а также переделка впускного и выпускного тракта позволяют «снять» с него около 250 л.с. Более ранние моторы (Евро-3 и Евро-4) «раскочегаривали» до 200 л.с. А с нового ISF 2.8 стандарта Евро-6 «камминсовские» спецы обещают в этом году «снять» для спортивных машин около 300 л.с.
Довольно интересно на спортивных ГАЗелях реализован обдув радиаторов. Сами они расположены в безопасной зоне позади кабины, где их невозможно случайно повредить. Причем и радиатор охлаждения двигателя, и интеркулер намного крупнее штатных (взяты от ГАЗона) и к тому же установлены раздельно. Воздух для их обдува забирается сверху, из наиболее чистой зоны, через большие сопла над крышей кабины, и подводится по большому металлическому коробу. При этом каждый из радиаторов оснащен двумя мощными электровентиляторами. Такая система охлаждения зарекомендовала себя очень хорошо, позволяя «наваливать» без перегрева в пустыне при 50-градусной жаре.
Компоновка «кузова»: 1 – воздушный фильтр двигателя, 2 – фильтр компрессора бортовой пневмосистемы, 3 – кожух подвода воздуха к радиаторам, 4 – интеркулер, 5 – омологированный топливный бак, 6 – радиатор охлаждения двигателя
Теперь о трансмиссии. На первых обкаточных выездах в конце 2020 года на NEXT T1 ставили корейскую коробку передач и «раздатку» Dymos от «Патриота», то есть те же самые узлы, которые использовались ранее на ГАЗелях категории R. Однако в нынешнем году машины пошли в бой уже с новейшей газовской 6-ступенчатой коробкой передач и стандартной «раздаткой» от полноприводного «Соболя».
На этом снимке показан вариант ГАЗели NEXT T1 с корейской коробкой передач и «раздаткой» Dymos
А здесь мотор состыкован с новой 6-ступенчатой газовской коробкой передач. «Раздатка» от «Соболя» крепится к ней через промежуточный кардан
Ну и самое интересное – ходовая часть. В отличие от машины 2015 года, мудрить с независимой подвеской на Т1'2020 не стали, оставив классические неразрезные мосты и сзади, и спереди. В их основу тоже положены мосты серийного «Соболя-4х4», но кардинально усиленные и снабженные поворотными кулаками, разработанными инженерами команды.
Все переднее оперение собирается на тонком трубчатом пространственном каркасе. Никакого двигателя под ним нет: этот отсек используется для размещения главного тормозного цилиндра с усилителем, масляного бачка и радиатора объединенной гидросистемы усилителя руля и «гидроног», компенсационных бачков спортивных амортизаторов King
Вся подвеска на Т1 тоже полностью оригинальная. Упругими элементами в ней являются сдвоенные амортизационные стойки King с винтовыми пружинами, а направляющим аппаратом служат продольные рычаги (крепятся к мостам снизу) и диагональные реактивные тяги (крепятся сверху). Интересно, что спереди стойки подвески опираются непосредственно на поворотные кулаки, благодаря чему удалось разгрузить чулки.
Устройство передней подвески: 1 – диагональная реактивная тяга, 2 – продольный рычаг, 3 – сдвоенные амортизационные стойки King с винтовыми пружинами, 4 – регулируемый стабилизатор. Гидроотбойники на схеме не показаны
Схема задней подвески аналогична передней – она состоит из тех же самых элементов: два рычага, две диагональные тяги, сдвоенные амортизационные стойки и регулируемый стабилизатор
Рабочий ход такой подвески в сравнении с прежней рессорной увеличился кардинально: со 190 до 350 мм. Только благодаря этому скорости движения на пересеченной местности удалось увеличить на 25-30%. Кроме того, оба моста получили стабилизаторы поперечной устойчивости новой конструкции – с торсионами переменного сечения и возможностью регулировки жесткости. Запас прочности и мостов, и подвески – фантастический: усиленные балки выдерживают прыжки с трамплинов любой высоты, не говоря уже про ямы на пути следования машины.
Вот в такой конфигурации два новых газовских спортивных автомобиля в феврале нынешнего года уже приняли участие в бахе «Россия – Северный лес» в Ленинградской области. Гонка эта, ни много ни мало, является этапом Кубка мира по бахам, собирая соответствующий состав участников. И ГАЗели показали себя в ней отлично! Экипаж Суховенко/Чапаев на машине белого цвета стали третьими в зачете Т1 (и четвертыми в «абсолюте»), а экипаж Игнатов / Павлов на зеленом «Нексте» победили в зачете R (став седьмыми в «абсолюте»). Одним словом, нынешний сезон у команды «ГАЗ Рейд Спорт» обещает быть очень насыщенным!