Автопром



СКОРО!


НА ЛЮБОЙ АВТОБАЗЕ!!!









Штрихи к портрету нового автопроизводителя

Атопром

СКОРО! НА ЛЮБОЙ АВТОБАЗЕ!!!

Штрихи к портрету нового автопроизводителя

Антон ЦИПЕРМАНН

Простите «шутку юмора» в названии публикации, но хочу кратко рассказать о Quantron AG – новом европейском автопроизводителе, небольшой компании, созданной лишь в 2019 году. Нюанс в том, что вообще-то она является не амбициозным стратапом вроде Volta Trucks, о котором мы недавно писали, а всего-навсего дочерним подразделением немецкой транспортно-логистической компании «Haller GmbH & Co. KG» из Герстхофена (нем. Gersthofen), Бавария. К слову, это семейная компания, основанная еще в 1882 году, кроме перевозок (ожидаемо) занимается еще техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава... Вернее - занималась до сих пор...
Интересно, что новый производитель NEVs-техники (New Energy Vehicles – с новыми типами энергоустановок), судя по экспозиции выставке IAA Transportation в Ганновере, собирается выпускать не только электрогрузовики и электробусы, но и магистральные тягачи на водородных топливных элементах. В том числе и на продажу...

Это весь (!) производственный комплекс (включая офисные помещения) нового европейского автопроизводителя. И никаких технопарков, господдержки и миллиардных инвестиций (даже вывески толком нет)... Впрочем, думаю, что у некоторых дилеров в российских регионах встречаются схожая архитектура и площади, в том числе производственные... Дело за малым?

Естественно, на публикуемых фотографиях грузовики и автобусы весьма узнаваемы, несмотря на логотип «Quantron» на декоративных решетках и передней маске. Впрочем, никто и не скрывает, что компания занимается лишь переоборудованием подвижного состава. Что, однако, не умаляет ее достижений. Ведь, например, из седельных тягачей (MAN, думаю, все узнали) удаляется силовая линия с ДВС со всеми сопутствующими агрегатами и компонентами. А потом на это место, естественно, не затрагивая конструкцию шасси, надо «вписать» совсем другую силовую линию.
Причем в ряде случаев купленную у крупного производителя компонентов. И предположу, что об индивидуальном заказе речь не идет (слишком мал объем, а значит, и цена может оказаться запредельной). Так, например, у магистрального седельного тягача, подробнее о котором будет сказано ниже, использованы водородные топливные элементы FCmove-XD мощностью 120 кВт от Ballard Power и ось AXE 130D от Allison Transmission.
Вначале несколько слов о Ballard Power Systems. Изначально это была канадская компания – производитель протон-мембранных топливных элементов, но с ноября 2007 года это совместное предприятие, расположенное как в Канаде, так и в Германии, которым совместно владеют Ballard Power, Ford и Daimler AG. Кроме того, компания участвует в исследовательских и производственных проектах в США, Японии и Китае (совместно с Shanghai Fuel Cell Vehicle Powertrain Co., Ltd).
Простите за такие подробности, но это к тому, что у упоминаемой «автобазы» вообще-то очень серьезный подход как к выбору техники, так и к производителям компонентов.

Далее Allison Transmission. Эта компания достаточно хорошо известна в России своими автоматическими трансмиссиями, что, видимо, не скажешь о линейке электроагрегатов. Они разработаны и выпускаются американской компанией «AxleTech» (дата основания 1919 год). Но в апреле 2019 года, менее чем за год до «коронокризиса», Allison приобрела ее подразделение, специализирующееся на электроприводе для сегментов средне- и крупнотоннажных транспортных средств.

Европейским покупателям предлагаются две продуктовые линейки электроагрегатов:
ABE Series предназначена для низкопольных автобусов любой длины, включая аэродромные.
AХE Series универсальна, в ней три модели: AXE 090S, AXE 100D и AXE 130D (как вы уже догадались, трехзначная цифра – это нагрузка на ось: 9,0; 10,0 и 13,0 тонн). Основное назначение – грузовые автомобили с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4. По конструктивному исполнению это, как и ABE Series, моноблок, в котором объединены все основные и вспомогательные системы электропривода.

Моноблок AХE Series, в котором объединены все основные и вспомогательные системы электропривода, и краткие технические характеристики серии с учетом применимости.


Пожалуй, публикуемая таблица в некоторой степени дает ответ на вопрос, почему именно AХE Series, а не конкурент, например, от известного немецкого производителя агрегатов трансмиссии. Для понимания обратите внимание на момент (здесь он в тысячах Ньютонов), а также вариант 6х4 с «тандемной» тележкой...

«И что у них получилось?» – спросите вы. Для примера рассмотрим магистральный седельный тягач. Он построен на платформе Quantron QHM FCEV, но, что очень важно, уже изначально речь идет о семействе из трех моделей...
  • Quantron QHM FCEV 44-1000. Машина предназначена для междугородных и международных перевозок, запас водорода 54 кг, запас хода до 700 км.
  • Quantron QHM FCEV 60-2000 и Quantron QHM FCEV 44-2000 выделяются на фоне конкурентов благодаря своим большим бакам – до 116 кг водорода, которые полностью интегрированы в шасси и расположены за кабиной. Дальность хода на одной заправке до 1500 км (есть версия в северном исполнении, прошедшая успешные испытания и вызвавшая интерес в Норвегии).
  • Quantron QHM FCEV 27-1000 – тягач для транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на большие (?) расстояния. По запасу хода официальных данных нет. Однако наши источники уточняют, что здесь в перспективе речь может идти о тягаче с колесной формулой 6х4.
Важно дополнить, что для всех тягачей предлагается опциональный пакет «Аero» (аэродинамический обвес?), причем опытная эксплуатация уже показала, что при движении в основном на загородных дорогах и автомагистралях при его использовании возможно увеличение запаса хода примерно на 10%.

Одновременно на IAA Transportation для заказа доступна и полностью электрическая версия уже на платформе Quantron QHM BEV: тягач Quantron QHM BEV 44-400, а также шасси Quantron QHM BEV 27-400 в большом (? – так в релизе) количестве вариантов. Они могут оснащаться тяговыми батареями на 350 или 392 кВт, что в зависимости от загрузки и топографических особенностей маршрута позволяет достичь пробега до 350 км.

Здесь важно отметить, что практически на одном шасси этот производитель сразу делает чисто электрическую и водородную версии тягача!

И это еще не все. Совсем кратко (списком) перечислю еще несколько моделей, выпуск которых уже анонсирован:
  • Quantron QLI FCEV – MCV на водородных топливных элементах, варианты по полной массе 4,2-7,2 тонны, запас хода до 500 кг.
  • Quantron QLI BEV – электрогрузовик, варианты по полной массе 3,5-7,2 тонны, по запасу хода данных нет, грузоподъемность до 1000 кг.
  • Quantron CIZARIS 12 EV – 12-метровый низкопольный автобус с запасом хода до 370 км. Иных данных по машине нет.

Некоторые образцы техники Quantron

Теперь по объемам производства (напомню, что это «автобаза»). Имеются данные о заказе примерно на 250 магистральных тягачей на водородных топливных элементах. Причем на сентябрь 2022 года Quantron оплатил Ballard Power Systems уже порядка 140 комплектов топливных элементов и преобразователей (и якобы еще 50 в предзаказе).

В 2023-м ожидается увеличение выпуска с учетом запуска в производство всех трех моделей тягачей на топливных элементах. По электроверсии данных нет, но это не значит, что на них нет заказов.

Кстати, Ballard «на дату» уже инвестировал в производство грузовиков Quantron порядка 50 млн евро. Разумеется, это более чем скромная цифра, но...
«Зачем эта публикация о некой немецкой компании, ведь мы живем на другом берегу реки?» – спросите вы.
Отвечу. Естественно, это лишь оценочное суждение автора, но думаю, что благодаря новым решениям по силовой линии и развитию рынка автокомпонентов мы вступаем в несколько иную, новую эпоху развития мирового (думаю, что и российского) автопрома.
Ведь, согласитесь, даже самые первоначальные технические данные тягачей Quantron производят впечатление. И с учетом интереса покупателей у них явно «что-то» получилось.

Так, может, это новая страница в развитии автопрома?
Ведь заявленные на первый случай 250 тягачей не будут закуплены у крупных автопроизводителей...