Подвижной состав
РОКИРОВОЧКА
Новые «коммерсанты» завода «Промтех»
РОКИРОВОЧКА
Новые «коммерсанты» завода «Промтех»
Александр Солнцев, фото автора
Получив от «Промышленных технологий» приглашение ознакомиться с новыми моделями автомобилей на Дмитровском автополигоне, мы, признаться, были немало удивлены. Ведь еще совсем недавно завод спецавтомобилей приглашал представителей СМИ к себе домой в Нижний Новгород, где выкатил на всеобщее обозрение свои последние новинки: https://ktt-magazine.ru/promtehnovinki04292022. Выяснилось, что ларчик открывался просто. Поскольку в связи с санкциями дальнейший выпуск коммерческого ряда Prima на базе LADA Largus под большим вопросом, промтеховцы решили подстраховаться и перебазировать надстройки на исконно российские модели на базе Granta и Niva Legend. Хотя с точки зрения санкционной уязвимости и они не без греха.
Надо признать решение, принятое Промтехом, весьма своевременным, поскольку в последнее время львиную долю выпуска предприятия составляли автомобили именно на базе LADA Largus. В случае прекращения их поставок завод рисковал остаться у разбитого корыта, поскольку других поставщиков, кроме ГАЗа, у него практически не осталось. С шасси LADA Granta и легендарной «Нивы», вернувшей себе имя, правда, теперь оно пишется латиницей и имеет приставку Legend, промтеховцы имели дело и раньше, но, как правило, дело ограничивалось постройкой единичных экземпляров, если не считать партию из 17 фургонов на базе ВИСовских «Грант».
Нынешний бестселлер нижегородского заводаLADA Largus Prima. В моторном отсеке 106-сильный 16-клапанный ВАЗ-21129 объемом 1,6 л. В паре с ним работает пятиступенчатая МКП. Стандартная задняя пружинная подвеска усилена пневмобаллонами. По сравнению с LADA Granta Prima «Ларгус» с его 180-мм клиренсом заметно выше
Напомним, что автомобили Prima – это легковые коммерческие фургоны повышенной вместимости, которые создаются на базе серийных цельнометаллических автомобилей российской сборки. Вкратце технология их создания такова. Сначала вся задняя часть кузова автомобиля-донора после передних сидений срезается до уровня пола. Затем, уже в цехе сварки, к панелям пола и лонжеронам крепится готовая рама. Получившееся основание и крышу кабины жестко стыкуют с грузовой надстройкой, дабы все это работало одним целым, а нагрузка равномерно распределялась по всему автомобилю.
В основе фургона алюминиевый каркас, обшитый панелями из композитного материала с экструдированным пенополистиролом. Обратите внимание на качественную фурнитуру, резиновые отбойники на заднем портале, фиксаторы створок дверей на боковых бортах и ручку возле правой двери для удобства залезания в кузов. Его заявленный объем в семь кубов, конечно, «плавающий» и зависит от толщины стенок. Скажем, в «рефе» она достигает 50 мм, и это не считая испарителя. Варианты исполнения: промтоварный (на снимке), рефрижераторный и тентовый фургоны
В случае с Granta и Niva Legend им пришлось ещё увеличивать и колесную базу: задние колеса сдвинуты на 50 см назад. Такая доработка понадобилась для того, чтобы, сохранив унификацию, водрузить на шасси фургон повышенной до восьми кубических метров вместимости, устанавливающийся сейчас на «Ларгусы». Серийные колесные базы по длине ограничивали эту возможность. Рессорно-пневматическая подвеска задней оси выдерживает однотонную нагрузку. Аналогичная грузоподъемность задней оси заявлена и у выпускаемых ныне автомобилей Largus Prima. С той лишь разницей, что вместо рессор там в качестве упругого элемента сохранены стандартные пружины вкупе с пневмобаллонами.
В комплектацию тестовой LADA Granta Prima входил 106-сильный двигатель в сочетании с АКП Jatco. Видимо, это оптимальный вариант для городской развозной машины, но удастся ли в связи с санкциями и в дальнейшем сохранить «шестнадцатиклапанник» и японский «автомат», большой вопрос. Задняя подвеска рессорно-пневматическая. Стандартная колесная база увеличена на 50 см. В связи с этим пришлось удлинить и выпускной тракт
Последние, кстати, российского производства. Зачем они нужны? Отнюдь не для увеличения грузоподъемности. Пневмобаллоны разгружают элементы подвески, принимая на себя часть нагрузки. Регулируя давление в пределах от трех до шести-семи атмосфер, они позволяют выравнивать положение кузова относительно дороги при максимальной загрузке и снизить его валкость в крутых поворотах. Причем сделать это можно, не выходя из кабины. При помощи установленного между сиденьями у задней стенки кабины пульта управления пневмоподвеской. Более простой вариант предусматривает самостоятельную регулировку давления с использованием переносного шинного компрессора.
Регулировать давление в пневмобаллонах задней подвески можно, не выходя из кабины. Для этого у её задней стенки установлен пульт управления с кнопкой включения компрессора, клавишей сброса давления и стрелочным манометром
Поскольку снаряженная масса «Гранты» меньше, чем «Ларгуса», то она выигрывает у нынешнего промтеховского бестселлера в грузоподъемности. Если в ОТТС, которые оба автомобиля после испытаний должны получить до конца июня, её полная масса окажется равной 2200 кг, то в нее можно будет легально грузить тонну, а то и поболее. Речь, понятно, о бортовых версиях и фургонах без термоизоляции. Пока же промтеховцы говорят о 900 кг. Для более тяжелой «Нивы» этот показатель на центнер поменьше. Цены на «антисанкционные» новинки пока не определены, но предварительно можно сказать, что стоимость LADA Granta Prima будет тысяч на триста меньше, чем у Largus Prima. А LADA Niva Legend Prima обещает быть еще дешевле.
Коммерческая LADA Niva Legend Prima сохранила внедорожные качества «донора» и может стать незаменимой машиной для работы в сельской местности. Колесная база здесь тоже раздвинута на 50 см. Но, в отличие от LADA Granta Prima, особенности конструкции полноприводного автомобиля повышенной проходимости потребовали более серьезного вмешательства в ходовую часть. В частности, промтеховцам пришлось позаимствовать шлицевую муфту с ходом до 70 мм у УАЗа
Представленные на полигоне автомобили, увы, не были загружены балластом, поэтому полноценно судить об их ездовых повадках затруднительно. Впрочем, одно можно сказать определенно: на затяжных подъемах им будет трудновато. Вторую половину10%-го (6°) подъема длиной 400 м пустая Niva Legend Prima, оснащенная своим 83-сильным двигателем, преодолевала на передаче не выше третьей. Granta Prima со 106-сильным ВАЗ-21129 в паре с древним четырехступенчатым изделием от Jatco Ltd. в этом смысле выглядела пободрее, хотя и здесь «автомат», дабы поддерживать приемлемую скорость, опускался до второй передачи.
Похоже, для улучшения обзорности внешние зеркала заднего вида у LADA Granta Prima надо посадить на кронштейны или предусмотреть специальную проставку
Собственно, такую вот комплектацию, не предполагающую интенсивной работы «мешалкой», и можно было бы порекомендовать для городской развозной машины. Но какой она будет у обновленной LADA Granta, партию которых Промтех предполагает получить в начале июля, остается только гадать. Вполне вероятно, что, например, японская АКП, равно как и 16-клапанный двигатель (а вместо него будет 90-сильный восьмиклапанный, «грустно, няня…»), да и многое другое канут в Лету.

P.S. Кстати, помимо Granta и Niva Legend Промтех еще тестирует и УАЗ Профи.