Аналитика

ПРОГНОЗ

РЫНКА НА

2024-2025 ГОДЫ


Легкие коммерческие автомобили

Аналитика

ПРОГНОЗ РЫНКА НА 2024-2025 ГОДЫ

Легкие коммерческие автомобили
Прогноз по рынку новых LCV (автомобили с полной массой до 6 т включительно, в т.ч. прицепы) подготовлен Национальным агентством промышленной информации (НАПИ) и сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного.
Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказывают негативное влияние следующие факторы:

Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. Действует запрет на экспорт в РФ LCV автомобилей, электромобилей, компонентов для автопроизводителей, запчастей, технологий и оборудования. Тем не менее автомобильный рынок РФ адаптировался к новым условиям, большая часть LCV, поставляемых из стран, которые объявили санкции против РФ, замещена российской и китайской техникой. Кроме того, не очень большое количество зарубежных LCV поставляется по альтернативному импорту. Исходя из мировых политических трендов мы предполагаем, что санкции против РФ сохранятся в 2024–2025 годах.

Высокие процентные ставки по кредиту и лизингу. С начала 2024 г. происходит постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ (см. график). Последнее повышение ключевой ставки состоялось 25 октября 2024 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 21%, эта ставка действует до 19 декабря 2024 г. 20 декабря состоится заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос о дальнейшемуровне ключевой ставки. С ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитам и лизингу, что сделало эти финансовые инструменты менее доступными. Негативное влияние высоких ставок по лизингу и кредиту сохранится до конца 2024 г. и в 2025 году. Процентные ставки по лизингу и кредиту будут зависеть от ключевой ставки ЦБ РФ, которая может быть увеличена после 20 декабря 2024 г.

При высокой ключевой ставке некоторые частные потребители могут отложить решение о покупке автомобиля и положить деньги на депозит, вклады для них становятся привлекательнее. Часть юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не смогут приобрести новые LCV в кредит или лизинг исходя из своего финансового состояния.
Санкции (ЕС, США и других стран). После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические
Ужесточение условий автокредитования для физических лиц с высокой долговой нагрузкой. С 1 июля 2024 г. ЦБ РФ установил надбавки к коэффициентам риска по автокредитам с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50% от общего ежемесячного дохода. А с 1 ноября 2024 г. эти надбавки были существенно повышены. Частным покупателям LCV с высокой долговой нагрузкой с 1 июля 2024 г. стало сложнее получить кредит. В то же время банки продолжают кредитовать некоторых заемщиков с высоким ПДН, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки. Для того чтобы ограничить такую возможность обхода ограничений ЦБ РФ повысил надбавки к коэффициенту риска для автокредитов с 1 ноября 2024 г. В этой связи условия автокредитования в последние 2 месяца 2024 г. и в 2025 г. стали жестче, чем в июле-октябре 2024 г.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С 1 апреля 2024 г. Правительством РФ было принято учитывать налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. произошло существенное повышение коэффициентов утилизационного сбора для всех типов транспортных средств (ТС), включая LCV. С 1 января 2025 г. коэффициенты утилизационного сбора снова будут проиндексированы. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на импортируемые автомобили, в первую очередь произведенные в Китае.

С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться до конца 2024 г.

С 2025 г. планируется пересмотр механизма оформления ЗОЕТС и ужесточение правил сертификации ТС не только для импортеров автомобилей, но и для производителей. Вместо упрощенных правил сертификации, прописанных в постановлении № 855 могут быть возвращены некоторые требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Соответствующий законопроект находится на стадии рассмотрения.

Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на LCV, что негативно сказывается на рынке.

Реализация отложенного спроса. Часть потребителей (физических лиц) удовлетворила потребность в новых LCV в 2024 году, и не будет покупать новую технику в 2025 году. Отложенный спрос корпоративных клиентов в новых LCV также был частично удовлетворен в 2024 году, и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2025 году.

Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей. Все это приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д.

Кроме того, с 1 января 2025 г. будут проиндексированы акцизы на автомобильное топливо, что также негативно на стоимости владения LCV.
На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности для обновления парков LCV.
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых LCV в 2024-2025 гг.

Меры государственной поддержки рынка LCV. 2024 г. для рынка LCV на традиционных типах топлива и электрических LCV действуют меры государственной поддержки. В первую очередь это программы льготного автокредитования (легковые автомобили и LCV, включая электромобили), на которые в 2024 году выделено 23,83 млрд. руб., а в 2025 году на них планируется выделить 23,1 млрд. руб.

На программы льготного лизинга в 2024 году было выделено 17 млрд руб. (седельные тягачи, беспилотные грузовые автомобили, автобусы, микроавтобусы, электромобили). В 2025 году действие программ льготного лизинга продолжится с бюджетом в 11 млрд. руб. (все типы автомобилей, которые попадут под действие программы).

В 2024 году LCV попадают под закупки в рамках программы перевода техники на газомоторное топливо по Постановлению Правительства РФ N 669 от 13.05.2020, но ожидаемые объемы таких закупок официально не опубликованы. Также планируются закупки LCV в рамках программы «Школьный автобус». На закупку школьных автобусов в 2024 г.выделено 10 млрд. руб. На эти деньги до конца 2024 г. планируется закупить не менее 3000 школьных автобусов (микроавтобусы и автобусы различных классов).

Кредитные программы от автопроизводителей. Автопроизводители на фоне повышения ключевой ставки разрабатывают и предлагают покупателям свои кредитные программы по более привлекательным процентным ставкам, чем стандартные ставки у банков. Потребители, могут воспользоваться этими предложениями и приобрести автомобиль на более выгодных условиях.

Развитие электронной коммерции и электронной торговли. Объем электронной торговли за 9 месяцев 2024 года вырос на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 6,2 трлн руб. По итогам 2024 г. также прогнозируется рост.В 2024–2025 годах развитие электронной коммерции и рост спроса на небольшую развозную технику со стороны маркетплейсов и обслуживающих их транспортных компаний станет стимулом для развития рынка новых LCV.

Возвращение на рынок LCV автомобилей LADA Largus. В 2024 г. на рынок LCV вернулся автомобиль LADA Largus. По итогам 2024 г. продажи легких коммерческих автомобилей LADA Largus будут не столь высокими, как раньше. В 2025 г. можно ожидать роста продаж автомобилей LADA Largus по отношению к 2024 г.

Стандартные циклы замещения LCV. В 2024 и 2025 годах будет происходить выбытие из парков частных и корпоративных автовладельцев старой, изношенной и аварийной техники и замещение ее на новую технику.

Панические потребительские ожидания. В ожидании роста цен на LCV, возможного роста процентных ставок по кредиту и лизингу, возможного обесценивания рубля часть корпоративных и частных потребителей будет покупать автомобили в текущий момент времени, чтобы не переплачивать за них в будущем.
Такое поведение части потребителей сохранится до конца 2024 и в 2025 году, и будет продолжаться до стабилизации ситуации с ценами, с кредитными и лизинговыми ставками, с инфляцией.
Согласно всем сценариям прогноза на российском рынке LCV в 2024–2025 годах будут преобладать российские и китайские бренды. Также будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту и автомобили иностранных брендов, произведенные на территории КНР и «дружественных» по отношению к РФ стран.
Базовый сценарий прогноза предполагает:
■ 2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ может быть увеличена на 1–2 процентных пункта после 20 декабря 2024 г., что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,0% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,2%.
■ 2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ в 2025 г. останется на уровне декабря 2024 г., кредит и лизинг транспортных средств останется дорогим,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,6% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 5,0%.
Оптимистичный сценарий прогноза предполагает:
■ 2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ после 20 декабря 2024 г. останется на уровне 21% и дополнительного удорожания кредита и лизинга не произойдет,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 3,3% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,0%.
■ 2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ может снизиться на несколько процентных пунктов в 2025 г., кредит и лизинг транспортных средств станет доступнее,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,9% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 4,5%.

Пессимистичный сценарий прогноза предполагает:
■ 2024 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ после 20 декабря 2024 г. может быть увеличена более чем на 2 процентных пункта, что приведет к дальнейшему удорожанию кредита и лизинга транспортных средств,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2024 г. может вырасти на 2,8% по сравнению с уровнем 2023 г., инфляция составит 8,5%.
■ 2025 г.
- ключевая ставка ЦБ РФ продолжит расти в 2025 г., следовательно процентные ставки по кредиту и лизингу будут расти,
- макроэкономическая ситуация в стране останется непростой. ВВП за 2025 г. может вырасти на 1,4% по сравнению с уровнем 2024 г., инфляция составит 6,2%.