Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники. С 1 апреля 2024 г. Правительством РФ было принято учитывать налоги и сборы, которые были не доплачены из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввезенных в РФ из стран ЕАЭС, в составе утилизационного сбора. С 1 октября 2024 г. произошло существенное повышение коэффициентов утилизационного сбора для всех типов транспортных средств (ТС), включая LCV. С 1 января 2025 г. коэффициенты утилизационного сбора снова будут проиндексированы. Учитывая то, что российским автопроизводителям, подписавшим СПИК, затраты по уплате утилизационного сбора компенсируются в виде промышленных субсидий, его повышение прежде всего негативно сказывается на ценах на импортируемые автомобили, в первую очередь произведенные в Китае.
С 1 октября 2023 г. сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, и не включены в перечень брендов, разрешенных к параллельному импорту, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». На автомобили этих брендов оформляется ОТТС, ранее можно было оформлять ЗОЕТС по упрощенной процедуре. Также для юридических лиц обязательна установка системы ЭРА-ГЛОНАСС при ввозе автомобилей. Данные требования будут сохраняться до конца 2024 г.
С 2025 г. планируется пересмотр механизма оформления ЗОЕТС и ужесточение правил сертификации ТС не только для импортеров автомобилей, но и для производителей. Вместо упрощенных правил сертификации, прописанных в постановлении № 855 могут быть возвращены некоторые требования технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Соответствующий законопроект находится на стадии рассмотрения.
Рост утилизационного сбора и ужесточение условий сертификации импортируемой техники приводит к повышению цен на LCV, что негативно сказывается на рынке.
Реализация отложенного спроса. Часть потребителей (физических лиц) удовлетворила потребность в новых LCV в 2024 году, и не будет покупать новую технику в 2025 году. Отложенный спрос корпоративных клиентов в новых LCV также был частично удовлетворен в 2024 году, и они не будут так же интенсивно обновлять и расширять парки в 2025 году.
Налоговая реформа 2025 г. В 2025 г. в РФ будет проведена налоговая реформа и вырастет налоговая нагрузка на компании, индивидуальных предпринимателей. Все это приведет к дальнейшему росту цен на автомобили, запчасти, сервисное обслуживание и т. д.
Кроме того, с 1 января 2025 г. будут проиндексированы акцизы на автомобильное топливо, что также негативно на стоимости владения LCV.
На фоне роста налоговой нагрузки, высоких ставок по автокредитам и роста цен, частные потребители будут откладывать решение о покупке автомобилей. У корпоративных клиентов снизятся финансовые возможности для обновления парков LCV.