Аналитика

ПРОГНОЗ

РЫНКА

НОВЫХ

ГРУЗОВЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ


Три сценария (по состоянию на июнь 2022)

Аналитика

ПРОГНОЗ РЫНКА НОВЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Три сценария (по состоянию на июнь 2022)

Прогноз по рынку новых грузовых автомобилей полной массой свыше 6,0 т сформирован с построением трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного. Но в начале - о ситуации на рынке...
Согласно анализу ситуации на июнь 2022 года на российский рынок грузовых автомобилей оказали негативное влияние следующие факторы:

1. САНКЦИИ

После 24 февраля 2022 г. против РФ были введены экономические санкции, которые затронули, в том числе, и автомобильный рынок. В частности, был запрещен ввоз микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности из стран, которые ввели санкции. С чем именно пришлось столкнуться российским автопроизводителям? Напомним:

■ Прекращение поставок комплектующих из ЕС и США для производства российской и белорусской техники.
28 февраля было принято решение о прекращении поставок комплектующих из Европы и США для ПАО «КАМАЗ». Компания столкнулась с дефицитом компонентов импортного производства, и не может продолжать выпуск автомобилей и шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передач ZF (Германия), а также топливной аппаратурой Bosch (Германия).
Группа ГАЗ была включена в санкционный список Минфина США еще 6 апреля 2018, но до 25 мая 2022 г. действовала отсрочка, разрешающая ей работу с американскими поставщиками и их аффилированными лицами по уже заключенным контрактам. С 25 мая эта отсрочка отменена, и ГАЗ потерял доступ к комплектующим, импортируемым непосредственно из США и из американских предприятий, размещенных в других странах.
Санкции со стороны ЕС, США затронули завод «Урал» и белорусский МАЗ не столь существенно, так как грузовая техника, которую они производят, имеет высокий уровень локализации. У МАЗа налажена кооперация с китайскими поставщиками, т.к. санкции на ряд белорусских предприятий были наложены еще в 2020 году.

■ Прекращение производства и импорта иностранных грузовиков и комплектующих к ним.
В феврале-апреле остановили производство на всех площадках в России и прекратили импорт новых автомобилей и оригинальных запасных частей Volvo Trucks, Daimler Truck AG, Scania, MAN Truck & Bus, Mitsubishi Fuso, Isuzu и др. Санкциями Евросоюза предусмотрен полный запрет на экспорт в Россию грузовиков и спецтехники, в том числе седельных тягачей, среднетоннажных грузовиков, автобетоносмесителей, коммунальных машин для уборки улиц и самосвалов, пожарной техники.
Российский завод южнокорейского бренда Hyundai в марте объявил о приостановке производства грузовых автомобилей в связи с острой нехваткой комплектующих на фоне продолжающихся проблем с логистикой.

■ Прекращение поставок запчастей, оказания технической помощи
В феврале-апреле автопроизводители из ЕС, США и Японии прекратили поставки запчастей в Россию для ремонта грузовых автомобилей, а также приостановили оказание технической помощи и предоставление других услуг, необходимых для поддержания грузовой техники в исправном состоянии.

Примечание редактора сайта.
Здесь требуется уточнение. Наши источники из числа автопроизводителей из ЕС и США уверяют, что не прекратили поставки запчастей в Россию для ремонта грузовых автомобилей и автобусов. Все гарантийные обязательства выполняются в положенном объеме.
Единственная проблема: увеличение сроков поставок из-за усложнения логистических схем, но там где исчерпаны складские запасы в России (как помните - склад в нашей стране в свое время был едва ли не обязательным и отчасти - даже предметом гордости, причем речь шла запасах объемом не менее чем о 95-98% существующих артикулов).
Но, например, по состоянию на начало июня фактически прекращен транзит через Беларусь, а время прохождения пограничного перехода с республикой Казахстан для стандартного автопоезда может достигать трех недель. Кстати, в очередях иногда стоит до 2000 автопоездов, что тоже влияет на сроки поставок. А недавно появившееся требование перегруза на границе с зарубежного транспорта на российский или белорусский тоже увеличит сроки поставок. Особенно с учетом недостатка оборудованных терминалов.
2. ЛОКДАУНЫ ИЗ-ЗА COVID-19 В КИТАЕ

Ограничения в связи с пандемией COVID-19 в Китае в течение 2022 г. могут привести к перебоям поставок комплектующих для российских заводов КАМАЗ, УРАЛ и других производителей на территории РФ, использующих автокомпоненты китайского производства, к сокращению импорта китайских грузовых автомобилей в Россию. Также возможны сбои поставок комплектующих, используемых при сборке двигателей и коробок передач для автомобилей МАЗ. Все это может привести к новым простоям производства и увеличению дефицита автомобилей на российском рынке.

3. УХУДШЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

Санкции оказали негативное влияние на макроэкономические показатели. По прогнозам ЦБ, российский ВВП в 2022 г. может сократиться на 8-10%.
Темп инфляции в РФ в апреле 2022 г., по данным Росстата, составил 17,8%. По итогам 2022 г. Минэкономразвития РФ прогнозирует инфляцию на уровне 17,5%.
В 2022 г. ожидается сокращение объема международных перевозок из-за санкций, снижение оборота оптовой и розничной торговли, что приведет к ухудшению финансового положения многих компаний, использующих грузовую технику для собственных нужд, и автоперевозчиков. В этих условиях обновление парков грузовой техники существенно замедлится.
Негативно сказалось на автомобильном рынке подорожание автокредитов в связи с увеличением ключевой ставки Банка России по сравнению с 2021 годом. Одновременно с автокредитами подорожал и автомобильный лизинг, что негативно отразилось на покупках автомобилей юридическими лицами.
Ключевая ставка в конце мая 2022 г. была снижена до 11%, а к 10 июня 2022 г. её планируют снизить до 10%. Это приведет к снижению процентных ставок по кредитам и лизингу в июне 2022 г., но они будут все равно выше, чем в 2021-м, когда ключевая ставка составляла 4,25 - 8,5%.
4. РОСТ ЦЕН НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

В связи с усложнением логистических цепочек поставок, дефицитом комплектующих для производства грузовой техники, а также высокой инфляцией на рынке производителей промышленных товаров происходит рост цен на новые грузовые автомобили. На фоне ухудшения финансового состояния перевозчиков и других компаний-потребителей грузовой техники это приводит к снижению спроса на новые грузовые автомобили.

5. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Программы льготного лизинга грузовых автомобилей в рамках Постановления Правительства РФ N 649 в 2022 г. не возобновлялась. 23 марта глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что правительство России не планирует перезапускать их в течение текущего года.
Объемы госзакупок грузовой техники на газомоторном топливе в 2022 г. не определены.
Учитывая, что данные программы существенно поддержали рынок в предыдущие годы, их прекращение станет дополнительным фактором, способствующим снижению продаж новых грузовых автомобилей.

6. ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

В 2022 г. существенно выросли цены на запчасти, шины и т.д. Рост стоимости владения может негативно повлиять на принятие решений о покупке новых грузовых автомобилей в нынешнем году и в дальнейшем.

7. НАСЫЩЕННЫЙ РЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

За последние несколько лет в РФ сформировался разнообразный парк подержанной техники. В период кризиса часть потребителей переключатся с покупки новых грузовых автомобилей на приобретение подержанных, в том числе завезенных по «серому» импорту. Также возможен выход на рынок «свежих» подержанных грузовых автомобилей в связи с сокращением бизнеса ряда перевозчиков и других компаний.
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых грузовых автомобилей в 2022 году:

1. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА

6 мая 2022 г. Минпромторг России опубликовал перечень автомобилей и запчастей доступных для параллельного импорта, без разрешения правообладателя. В перечень разрешенных брендов грузовой техники попали Mercedes-Benz, Renault, MAN, Volvo, DAF, Mitsubishi, Freightliner, Peterbilt, Kenworth, MACK Trucks. Параллельный импорт обеспечит приток иностранных грузовых автомобилей на российский рынок, однако, в связи с логистическими сложностями объемы поставок в текущем году будут невысокими и не приведут к существенному росту рынка.

Примечание редактора сайта.
На наш взгляд, есть и другие проблемы с параллельным импортом иностранных грузовых автомобилей.
Дело в том, что чаще всего они в значительной мере насыщены электронными компонентами, подключенными к системам удаленного мониторинга - определение геозоны эксплуатации проблем не составляет. Кроме того спецификации техники «привязаны» к ее VIN-номерам и это тоже проблема (разумеется, если вы наизусть не помните передаточное число главной пары или каталожный номер и версию прошивки программного обеспечения блока управления двигателем).
Да, грузовики из списка можно завезти в страну в рамках параллельного импорта, и они будут работать. Но только до первой «красной» (а возможно и «желтой») ошибки в бортовой системе диагностики. Иногда - до первого ТО, например, связанного с углубленной компьютерной диагностикой. И это будет их максимальный ресурс...
Кроме того. Представьте дилера Большой семерки в одной с дружественных России стран. Его продажи, даже до COVID-19, не превышали 100-150 единиц в год. Вдруг в 2022 году они выросли «в разы»... Думаете это не привлечет внимания? Дилерское свидетельство слишком дорого стоит, чтобы рисковать...
Кстати, а колонны новых грузовиков с транзитными номерами на трансграничных автотрассах думаете тоже останутся незамеченными? А разве СМИ или обычные пользователи соцсетей смогут промолчать о достижениях в параллельном импорте?

2. СОХРАНЕНИЕ РОССИЙСКИХ, БЕЛОРУССКИХ И КИТАЙСКИХ БРЕНДОВ НА РЫНКЕ

- КАМАЗ продолжил работу после объявления санкций в феврале, но был вынужден скорректировать свой производственный план, и до конца 2022 года будет осуществлять выпуск классических моделей грузовиков из российских комплектующих. В апреле челнинский завод планово снизил производство на 15%, чтобы «не допустить затоваривания складов». С 26 мая перевел руководителей и часть персонала на режим трехдневной рабочей недели.
- Автозавод ГАЗ продолжает производство моделей грузовиков, которые имеют высокий уровень локализации. 5 мая Правительство РФ усилило его поддержку, увеличив предельный размер субсидируемого кредита для предприятия с 10 млрд до 20 млрд рублей. До конца мая предприятия Группы ГАЗ работают в графике полной рабочей недели, в дальнейшем график работы будет зависеть от текущей загрузки производств.
- Завод «УРАЛ» несмотря на проблемы с поставками комплектующих, используемых при производстве некоторых моделей грузовых автомобилей, с февраля продолжает работу в штатном режиме. Это объясняется высокой степенью локализации автомобилей из Миасса.
- Белорусский МАЗ также продолжил работу и поставки автомобилей в Россию.
- Китайские автопроизводители планируют продолжать поставки грузовых автомобилей в Россию. Несмотря на то, что они столкнулись с логистическими проблемами при осуществлении экспорта автомобилей и комплектующих, эти компании намерены остаться на российском рынке и осуществлять продажи.

Базовый сценарий прогноза (здесь и далее цифры без учета поставок для Министерства обороны РФ и силовых ведомств) предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г.
КАМАЗ продолжит продажи «простых» комплектаций грузовых автомобилей в ежемесячном объеме на уровне апрельских показателей в мае-ноябре 2022 г. и увеличит объемы продаж в декабре. ГАЗ, УРАЛ и МАЗ сохранят с мая по сентябрь ежемесячные объемы продаж техники на уровне марта-апреля и нарастят их в 4 квартале. Китайские компании во втором полугодии 2022 г. смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и сохранят объемы продаж на уровне или чуть ниже апрельских показателей. Грузовые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 г. будет находиться в депрессивном состоянии, но без резких спадов.

Оптимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г., но будут постепенно смягчаться.
КАМАЗ продолжит продажи «простых» комплектаций грузовых на уровне апрельских показателей с мая по сентябрь и увеличит объемы продаж в четвертом квартале 2022 г. ГАЗ, УРАЛ и МАЗ, в мае и июне, сохранят апрельские объемы продаж, и нарастят их во втором полугодии. Грузовые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 г. будет находиться в депрессивном состоянии, но с улучшением ряда макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.

Пессимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г., и будут ужесточаться.
КАМАЗ продолжит продажи «простых» комплектаций грузовых автомобилей в объеме ниже апрельских показателей вплоть до конца года. ГАЗ, УРАЛ и МАЗ сохранят апрельские объемы продаж до конца года. Грузовые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в незначительных объемах. Российская экономика до конца 2022 г. будет находиться в депрессивном состоянии, с ухудшением макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.

Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых грузовых автомобилей в 2022 г. снизятся на 28,67% по сравнению с 2021 г. и составят 62,15 тыс. ед.


По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 25,49%, будет продано 64,92 тыс. новых грузовых автомобилей.


По пессимистичному сценарию продажи сократятся на 35,15% до 56,50 тыс. ед.