Автопром
ПЛАТОН – ДЛЯ ВСЕХ,
ШТРАФ В МОМЕНТ НАРУШЕНИЯ
В России готовится законодательная база для создания не имеющей аналогов в мире системы тотального контроля за любыми автомобилями.
Речь идет о платформе «Автодата»
Алексей Самойлов
Автопром
ПЛАТОН - ДЛЯ ВСЕХ, ШТРАФ - В МОМЕНТ НАРУШЕНИЯ
В России готовится законодательная база для создания не имеющей аналогов в мире системы тотального контроля за любыми автомобилями. Речь идет о платформе «Автодата»
По предварительным данным, инициатива предусматривает четыре контрольных блока, разумеется, касающихся безопасности – общественной и дорожного движения, – улучшения дорожной инфраструктуры, эффективности использования подвижного состава. Не забыта и забота об окружающей среде. Как бонус предусмотрено также выявление потенциально опасных транспортных средств и обеспечение розыскных мероприятий.

Как планируется, в информационном обеспечении платформы «Автодата», законопроект о которой разрабатывают НП «ГЛОНАСС» и рабочая группа НТИ «Автонет», в обязательном порядке будут участвовать и автопроизводители. Последние будут обязаны:
– один раз в минуту со всех автомобилей собственного производства собирать, а потом хранить данные навигации (координаты, направление движения, скорость ТС), параметры движения (ускорения, торможения особенно – экстренного, нагрузки на оси, факты срабатывания систем ADAS, включая ABS, EBS, ESP и т.д.);
– один раз в 30 минут со всех автомобилей собственного производства получать информацию о состоянии передних и задних осветительных приборов, препятствиях на дороге (?), дорожных работах (?), снижении видимости (?), усталости водителя и других параметрах, включая ошибки, выявляемые бортовой диагностической системой.

Дополнительно:
– один раз в 15 минут с привязкой к VIN-номеру соответствующую информацию будет получать и сохранять на неком сервере/неких серверах платформа «Автодата» (правда, не полностью, а с использованием особого идентификатора сообщения). Особо уточню, 15 минут, по мнению разработчиков, это уже компромиссный вариант, ибо на большем сроке данные становятся неактуальными. Даже если водитель вашего грузовика, согласно правилам ECTP, остановился на 9-часовой ночной отдых. Или автомобиль стоит в сугробе за углом ремзоны в ожидании запчастей для капитального ремонта двигателя...

Как уверяют юристы, VIN-номер не относится к персональным данным, и в «Автонет» утверждают, что данные после попадания в «Автодату» сразу будут обезличены. И это (по заявлению разработчиков платформы) более надежное место хранения, чем могут предложить автопроизводители. Тем не менее остается вопрос сохранения коммерческой тайны транспортных предприятий и соответствующих юридических гарантий. Эти вопросы уже выходят за рамки компетенции редакции, однако мы надеемся получить независимый юридический комментарий, который будет немедленно опубликован.
Разумеется, отрытым остается вопрос, во что этот «цирк с конями» обойдется автопроизводителям. Понятно, что они свои затраты переложат на покупателей, те – на тарифы, и так до рядовой пенсионерки в «Пятерочке», более чем далекой от проблем безопасности автомобильного транспорта. Непонятно, как именно, по мнению разработчиков «Автодаты», производителям контролировать технику после ее выхода из гарантии (и на каком основании). Особенно с учетом наличия в РФ рынка независимых сервисных услуг и контрафактных запчастей.

Открытым остается вопрос и передачи данных. Понятно, что это GCM-сети и даже 5G. Однако европейский опыт подсказывает, что при удаленном мониторинге теоретически с одного автомобиля можно снять до 4 Тб (четырех терабайт) данных в час. А этот «банкет» будет за чей счет?

Ясно, что в случае принятия закона и его практической реализации водителей и владельцев ТС ждут сюрпризы. Например, как уверяют эксперты, близкие к разработчикам закона, пересечение линии разметки без включения сигнала поворота следует расценивать как признак усталости водителя. А о каждом случае экстренного торможения необходимо информировать ГИБДД. Ну и, разумеется, любое превышение скорости (даже в зоне «забытого» знака о ремонте дороги) или остановка в зоне действия соответствующего (даже если она вынужденная, но не подтверждена бортовой системой диагностики, например, прокол колеса) будет означать штраф, который выписывается прямо в момент нарушения.

Согласно данным из авторитетных российских СМИ, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), равно как и руководители ряда автопроизводителей, включая уважаемого Сергея Когогина (комментарий был опубликован в газете «Коммерсант»), уже раскритиковали проект «Автодата» в нынешнем виде.
Автор к ним присоединятся и осторожно надеется, что здравый смысл победит.