FORD TRANSIT: MADE IN АЛАБУГА
Общий тираж произведенных в Татарстане LCV превысил 115 тысяч ед.
Автопром
Александр Аленин, фото автора и ДК РУС
Александр Солнцев, фото Соллерс Форд, автора и ООО «СТ Нижегородец»
Под занавес ушедшего года совместное предприятие Ford Motor Company и СОЛЛЕРС Авто отпраздновало десятилетний юбилей с момента начала сборки малотоннажника Ford Transit (еще предыдущего седьмого поколения), выпуск которого с октября 2011 года налажен на заводе в Особой экономической зоне «Алабуга» (Республика Татарстан). В ноябре 2014-го там перешли на сборку модели нового поколения, а в апреле 2015-го освоили производство Transit'ов по технологии полного цикла со сваркой и окраской. К слову, на данный момент родиной Transit'ов помимо турецкого Коджаэли и Елабуги является еще и Канзас-Сити (США). Общий же тираж произведенных в Татарстане LCV c фирменным синим овалом на передке превысил 115 тысяч ед.
В 2021-м «флитовые» продажи заняли 43% в общем объеме реализации
Что сейчас выпускают в Алабуге? Ford Transit восьмого поколения полной массой от 2,9 до 4,7 т, правда, рестайлинг 2018 года пока коснулся его совсем незначительно. Речь о новых дверных картах и новом материале обивки сидений. Малотоннажники доступны к заказу с тремя вариантами колесной базы, двумя вариантами высоты крыши и всеми типами привода, включая полный. По итогам 2021-го на долю последнего пришлось 4% продаж. 56% покупателей отдают предпочтение переднеприводным машинам, 40% – классическому.
Малотоннажники Ford Transit выпускаются в четырех базовых версиях: шасси, на снимке с промтоварным фургоном, цельнометаллический фургон, комби и автобус. Однако специальных исполнений на их базе насчитывается более 170!
Базовых версий автомобиля четыре: шасси, цельнометаллический фургон (ЦМФ), комби (М1) и автобус (М2). Однако специальных исполнений на их базе насчитывается более 170! Все они оснащаются безальтернативным 2,2-литровым дизелем Duratorg TDCi с отдачей 125, 135 и 155 л.с. Калибровка мощности двигателя «привязана», понятно, к размерам кузова и габаритам автомобиля, но в целом большей популярностью пользуются 125-сильные LCV. Пару Duratorg TDCi составляет 6-ступенчатая МКП.
В Елабуге выпускают Ford Transit восьмого поколения, правда, рестайлинг 2018 года пока коснулся его совсем незначительно. Речь о новых дверных картах и новом материале обивки сидений. К слову, последние поставляет ООО «МАГНА СИТИНГ РУС» из Набережных Челнов. В моторном отсеке турбодизель Duratorg TDCi рабочим объемом 2,2 л с отдачей 125, 135 и 155 л.с.
Ожидается, что уже в конце нынешнего – начале 2023 года модельный ряд Transit'ов расширится за счет версий полной массой пять тонн и с увеличенной колесной базой, позволяющей загрузить в кузов до 10 европалет (вместо нынешних восьми). Помимо МКП в арсенале Transit'а появится и автоматическая трансмиссия, а также новый двигатель, производство которого будет освоено здесь же, в ОЭЗ «Алабуга». Речь о заводе двигателей, входящем в группу компаний «Соллерс Форд» (ООО «Соллерс Форд Авто»), ставшем резидентом ОЭЗ «Алабуга».
Подготовка производства новой линейки двухлитровых дизельных двигателей семейства EcoBlue в активной фазе. Общая площадь завода 42 600 м², проектная мощность – до 105 тысяч ед. в год. Планируется, что уровень автоматизации производства составит 95%, в первую очередь за счет высокоавтоматизированного цеха механической обработки, где операторские работы сведены к минимуму
В планах наладить там в 2023 году выпуск локализованных двухлитровых дизельных двигателей нового семейства EcoBlue, которые заменят нынешний 2.2 TDCi. Тем более что опыт выпуска моторов с высокой степенью локализации у местных автопроизводителей уже есть. Имеются в виду освоенные здесь в свое время 1,6-литровые двигатели семейства «Sigma», которыми комплектовались легковые Ford'ы – Fiesta, Focus, EcoSport.
Значительную часть кузовных элементов для Transit'ов выпускает расположившееся по соседству ООО «Джошкуноз Алабуга». Помимо Соллерс Форд холоднолистовую штамповку и детали шасси компания поставляет КАМАЗу, ДК РУС, российским заводам Stellantis и VW, АвтоВАЗу, а также новоиспеченному Aurus/НАМИ. Общая номенклатура деталей порядка 1000 позиций. Компания «Джошкуноз Алабуга» основана в 2013 году в Республике Татарстан в качестве инвестиционного проекта турецкого холдинга «Джошкуноз»
Планируется, что целый ряд технологий по комплектующим изделиям будет локализован, а именно литье и механическая обработка основных компонентов, таких как блок цилиндров, головка блока цилиндров и коленчатый вал. Не исключено, что завод также будет оказывать услуги по механической обработке деталей и сторонним автопроизводителям.
В октябре 2021-го Соллерс Форд совместно с своим партнером «СТ Алабуга» запустили линию по производству сэндвич-панелей для создания изотермических и промтоварных фургонов, а также рефрижераторов на базе Ford Transit. Новая технология заливных сэндвич-панелей позволяет уменьшить снаряженную массу автомобиля и увеличить грузоподъемность (до 200 кг). Материал обладает рядом преимуществ: низким коэффициентом теплопроводности, высокой экологичностью, не боится влаги, выдерживает температуры от –60 до +200 °С, устойчив к коррозии и химическим реагентам, а также имеет долговечность до 40 лет, не требуя ухода и ремонта. Сердце производства – итальянская заливочная машина Cannon, производящая пластиковые панели толщиной от 40 до 100 мм. Их длина может достигать девяти метров, высота – 2,5 м
Кстати, нынешний уровень локализации производства Transit'ов достигает 28%. Вот лишь некоторые освоенные позиции: стекла, колесные диски, бампер, вся проводка, стабилизатор, ряд штамповочных деталей. Последние поставляются с соседнего ООО «Джошкуноз Алабуга». В свою очередь, поставщиком металла выступает Магнитогорский металлургический комбинат. Другая часть штамповки приходит из Турции, равно как и оси и ведущие мосты. Двигатели поступают также из Турции, а коробки передач – из Англии и Германии. Когда будет освоен выпуск двигателей и оставшейся номенклатуры штамповочных деталей, уровень локализации вырастет до 50%.
С иголочки новый дилерский центр «Алабуга». При желании посетители ДЦ могут записаться на экскурсию на завод
В 2021-м продажи Ford Transit побили все рекорды. В общей сложности удалось реализовать 21 452 автомобиля, на 47% больше, чем в 2020-м. При этом 43% всех продаж пришлось на крупные корпоративные поставки, а 57% составили заказы со стороны малого бизнеса, ИП и частных клиентов. Самыми крупными в 2021 году стали поставки для компаний «Яндекс.Драйв» и «Почта России». Лидером продаж по-прежнему остается цельнометаллический фургон, на долю которого приходится 63%, второе место занимает шасси с надстройками (27%), доля которого значительно выросла благодаря запуску нового производства сэндвич-панелей.

Доля рынка Cоллерс Форд достигла 18% в своем сегменте. Для сравнения: еще в 2016-м компании принадлежало 5,4% рынка. Более чем троекратный рост за пять лет!
МИМОЕЗДОМ
FORD TRANSIT ПО ПОДПИСКЕ

Начальная цена Transit'ов «made in Alabuga» примерно на 30% выше отечественных одноклассников, речь, понятно, о ГАЗели. Но Соллерс Форд пытается нивелировать эту разницу за счет снижения общей стоимости владения (TCO) и высокой остаточной стоимости (по данным агентства «Автостат», стоимость трехлетнего Transit'а с пробегом 120 тысяч км составляет 59% от первоначальной). Так, например, с 2019-го стоимость ТО удалось снизить на 30% – до примерно 14 тысяч рублей, а осенью 2021-го компания представила первый в России сервис по подписке на коммерческие автомобили от автопроизводителя.
Подписка на фордовский LCV, по словам Марата Шарапова, директора по продажам компании «Соллерс Форд», представляет собой аренду автомобиля с широким спектром включенных услуг, необходимых для его безопасной, удобной и выгодной эксплуатации. Это предложение со стандартными и понятными условиями, минимумом документов и не требующее длительных согласований. Клиент заходит на сайт и выбирает машину в наличии. Под нее есть стандартные, по сути, условия с двумя переменными: годовой пробег и время владения автомобилем – от 12 до 60 месяцев. С этой заявкой он обращается к дилеру, тот оформляет эту машину и подписывает контракт. Подписчик получает в пользование абсолютно новый автомобиль, уже зарегистрированный в ГИБДД и застрахованный по ОСАГО и КАСКО. В подписку входит солидный перечень услуг: техническое обслуживание и ремонт у официальных дилеров Ford; помощь на дороге; круглосуточная техническая поддержка; телематика с полным контролем автомобиля через мобильное приложение или веб-портал.
Марат Шарапов, директор по продажам компании «Соллерс Форд»
Кроме того, подписка обладает и рядом финансовых преимуществ: отсутствие первоначального взноса и равномерность платежей позволяют сохранять оборотные средства в основном бизнесе; фиксированный арендный платеж на весь срок договора, в который полностью включены все затраты, кроме моек, топлива и шинного сервиса; выгоды от корпоративных скидок на автомобиль, снижающие ежемесячный платеж и др.
МИМОЕЗДОМ
КАРЕТЫ СКОРОЙ ПОМОЩИ

На прошедшей в Москве выставке «Здравоохранение-2021» ООО «СТ Нижегородец» представило два автомобиля скорой медицинской помощи (АСМП) нового поколения на базе Ford Transit.
Автомобиль скорой медицинской помощи 22270B (класс В) на базе цельнометаллического фургона
Автомобиль 22270B (класс В) на базе цельнометаллического фургона предназначен для оказания экстренной медицинской помощи и проведения лечебных мероприятий силами врачебной (фельдшерской) бригады, а также для транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе. Интерьер АСМП значительно усовершенствован, что позволило увеличить пространство медицинского отсека и обеспечить более комфортные условия для работы врачей и транспортировки пациентов. Внутренние габариты салона составляют 3200х1800х1950 мм (ДхШхВ), его ширина увеличена на 100 мм по сравнению с автомобилем предыдущего поколения. При этом снаряженная масса АСМП 22270B на 300 кг меньше, чем у предшественника. Такие показатели достигнуты благодаря применению усовершенствованных технологий сборки салона и новых материалов.
Модульный реанимобиль 22270C (класс С)
Новый модульный реанимобиль 22270С (класс С) снаряженной массой 2900 кг оснащен всем необходимым оборудованием для перевозки больных, оказания пострадавшим экстренной медицинской помощи и реанимации. Автомобиль разработан и произведен «СТ Нижегородец» по специальной бескаркасной технологии на базе шасси Ford Transit. Такая концепция позволяет создавать АСМП классов A, B и C, в которых значительно увеличено пространство медицинского отсека. В автомобиле модульного типа он на 300 мм длиннее и шире, а также на 50 мм выше, чем в АСМП на базе ЦМФ (максимальные габариты салона могут составить 4300х2200х2200 мм). При этом снаряженная масса машин обоих типов идентична.

Внутренняя длина салона реанимобиля составляет 3500 мм и может быть увеличена до 4200 мм при выборе более длинного шасси. Это обеспечивает комфортные условия для работы врачей, транспортировки пациентов и установки медицинского оборудования. Чтобы повысить удобство его размещения, в машине установлена мебель нового типа с возможностью изменения расположения полок.
МИМОЕЗДОМ
КУКМОРСКИЕ ВАЛЕНКИ
История крупнейшего в России производителя валенок – АО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» – берет свое начало с 1867 года. Именно тогда в селе Кукмор (Казанская губерния, Мамадышский уезд, с 2017-го поселение имеет городской статус) некие предприимчивые братья Комаровы открыли мастерскую по пошиву бурочной обуви. Впрочем, спустя некоторое время выпуском валяной обуви занялись и другие братья – Родыгины. До поры до времени они конкурировали между собой, пока не объединили усилия, создав Кукморскую фабрику валяной обуви. Понятно, что в 1917-м предприятие было национализировано, но профиль своей деятельности не поменяло. В годы индустриализации на фабрике возвели новые корпуса по выпуску валенок и технического войлока. Ныне это крупный комбинат, выпускающий разнообразную валяную обувь и изделия из шерсти для взрослых и детей. К слову, в СССР изготовлением валенок и прочей валяной обуви занимались 33 фабрики, в нынешней России их осталось девять.
После ряда технологических операций шерсть становится неразделимой. Форму растягивают и придают вид валенка, но пока она значительно больше того размера, который получится в итоге
Исходное сырье для валенок – шерсть овец каракульской породы или мериносов. И, прежде чем превратиться в удобную и теплую зимнюю обувь, она проходит через несколько десятков технологических операций. Причем местная романовская овчина для промышленного производства не подходит. Белую и серую грубую шерсть каракульских овец везут из Казахстана и Монголии, а мягкую мериносов – из Австралии! Если верить фирменному буклету, нынче комбинат перерабатывает 1 305 000 кг шерсти в год, а это 700 тысяч стриженых овец, или 1917 ежедневно. Объемы производства – более полумиллиона пар обуви, в них можно обуть все население таких городов, как, например, Кемерово или Оренбург!
Помимо собственно валенок, мужских, женских и детских, комбинат выпускает широкую гамму продукции, в том числе войлочную обувь, берцы, галоши валяные, угги, тапочки, валеши, войлочные жилеты, войлок… Есть в ассортименте и банные принадлежности
На территории комбината находится памятник промышленной архитектуры – водонапорная башня, построенная в 1927 году по проекту знаменитого инженера Владимира Григорьевича Шухова (самая знаменитая его гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки, – радио- и телебашня в Москве на Шаболовке). Причем это одна из двух шуховских водонапорных башен в стране (всего по проекту Шухова построено более 200 башен разного назначения), которые все еще работают по своему прямому назначению (вторая – в Петушках). Первоначально она обеспечивала водой все население Кукмора, а ныне – только производственные нужды: служит для водопровода в столовых и туалетах комбината.
Высота башни 25 метров, вместимость резервуара – 180 тысяч литров