IVECO И ТКО
Мусоровоз на шасси IVECO Trakker с надстройкой GeesinkNorba
Подвижной состав
Александр Аленин, фото автора и ДК РУС
Александр Солнцев, фото автора и из архива ООО «Технотрейд»
Презентация нового мусоровоза с надстройкой GeesinkNorba на шасси IVECO Trakker ознаменовала твердое намерение итальянской компании занять свою нишу на рынке транспортировки твердых коммунальных отходов. Идущая в РФ реформа отрасли обращения с коммунальными отходами, призванная решить проблему незаконных свалок, ввести раздельный сбор мусора и значительно сократить вывозимые на полигоны объемы, потребовала не только иной организации технологического процесса, но и замены существующего парка мусоровозов на более производительную и надежную технику. Активное привлечение инвестиций в отрасль способствовало росту премиального сегмента техники, а стало быть, и увеличению числа иномарок в парке грузовиков, предназначенных для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО). Наибольшую активность в этом сегменте рынка до недавнего времени проявляли шведские и немецкие компании европейской «Большой семерки».
Мусоровоз модели 664003: шасси IVECO Trakker AD260T36 плюс установка с задней загрузкой GeesinkNorba GPM IV 20H25P.
По оценке Владимира Бронера, генерального директора ООО «Питертракцентр», крупнейшего в СЗФО дилера итальянской компании (равно как и дилера ООО «ИВЕКО-АМТ» с 2005 года), рынок тяжелых мусоровозов (с надстройками объемом от 15 м³) на импортных шасси насчитывает порядка 800 ед. (без учета транспортных мусоровозов с оборудованием типа мультилифт). Отныне на свою долю «мусорного пирога» претендует и IVECO. И у итальянцев есть все шансы на успех.
Владимир Бронер, генеральный директор ООО «Питертракцентр»
Способность вывезти большой объем мусора с малыми эксплуатационными затратами – основной критерий, определяющий выбор как самой надстройки, так и шасси. И в этом смысле более дешевые по сравнению с другими европейскими конкурентами шасси IVECO имеют несомненное преимущество, поскольку позволяют монтировать мусоровозные надстройки премиального уровня и большего объема, оставаясь при этом конкурентоспособными по цене. Кроме того, IVECO предлагает еще и увеличенные межсервисные интервалы, а также более дешевое техобслуживание.
Обратите внимание, у мусоровозов GeesinkNorba серии GPM IV на бункере отсутствуют ребра жесткости, как по бокам, так и на крыше, а это дополнительная экономия веса. Таковы особенности работы рабочей плиты с усилием на острие 32 тонны, кинематика которой позволяет прессовать мусор/отходы в горизонтальной плоскости вдоль днища бункера, тем самым уменьшая нагрузку на крышу и борта и увеличивая степень прессования до 7 и даже 7,5. Теоретически и это не предел, но могут быть проблемы с сортировкой мусора уже на полигоне…
Казалось бы, что мешало компании заняться «мусорной» темой ранее? Тем более что тот же Питертракцентр в свое время уже делал попытки продвижения мусоровозов на ивековских шасси. По воспоминаниям Владимира Бронера, в 2013-м они стали продвигать итальянские мусоровозы в том числе и на шасси IVECO Daily, а годом позже поставили крупную партию коммунальных машин на шасси Stralis и EuroCargo в Новороссийск. В общей сложности питерцам удалось реализовать порядка 15 мусоровозов. Предположу, что ответом на поставленный выше вопрос могло быть отсутствие, что называется, политической воли, а проще говоря, складских запасов шасси и вытекающая отсюда невозможность работы иначе, чем по предзаказу. Стало быть, все финансовое бремя ложилось на плечи дилера и производителя надстроек. Нынче, судя по всему, IVECO поменяло свою позицию на сей счет.
Внутренний вид бункера с выталкивающей плитой. Кстати, для оптимальной развесовки по осям на переднюю (за кабиной) стенку бункера установлены противовесы общей массой 600 кг. Нагрузка на переднюю ось должна быть не менее 30%, иначе машина теряет управляемость, а то, не ровен час, и на дыбы может встать
Выбор продукции GeesinkNorba не случаен как минимум по двум причинам. Начнем с техники. Главные отличительные особенности надстроек GeesinkNorba – это высокий коэффициент прессования, до 7:1, превышающий аналогичный показатель конкурентов процентов на 15, и уникальный, разработанный еще в 70-х годах прошлого столетия механизм прессования с усилием на острие плиты 32 тонны. Последнее обстоятельство делает надстройку универсальной и позволяет с легкостью «расправляться» не только с ТКО, но и с крупногабаритным мусором (КГМ), например, бревнами или ж/д шпалами (для просмотра видео, перейдите по ссылке)
Универсальные захваты: опорожнить мусорный бак в приемную «ванну» можно, захватив его за переднюю «гребенку» или используя боковые «уши»
И еще один немаловажный момент. Обычно надстройки GeesinkNorba монтируют на автомобильные шасси на заводе АО «ЗСТ» в Мценске (Орловская обл.). В нашем случае их монтаж осуществлялся непосредственно в Санкт-Петербурге ООО «Чибис», партнером ООО «Питертракцентр» (оба находятся на одной территории). Для понимания скажем, что ООО «Чибис» — сертифицированный партнер ООО «Технотрейд», официального дистрибьютора GeesinkNorba в РФ. Таким образом, речь идет о службе «одного окна», где одновременно могут обслужить как шасси, так и надстройку.
Опорная плита (аутригер) используется во время разгрузки 6- и 8-кубовых «лодок», дабы разгрузить мосты задней тележки. Она воспринимает нагрузку от веса самой «лодки» и груза, вес которого может достигать пяти тонн
Более того, географическое положение Северной столицы позволяет осуществлять доставку надстроек GeesinkNorba с завода Emmeloord в Нидерландах морским путем, что позволило бы сократить расходы по логистике (сейчас их на тралах доставляют в Москву, где растаможивают, а затем отправляют в Мценск или СПб).
В целях обеспечения безопасности Питертракцентр устанавливает на мусоровозы инфракрасную камеру заднего вида с подогревом и защитной шторкой (освещение и проблесковые маячки — само собой), изображение с которой выводится на экран в кабине водителя
Представленный в Северной столице новый мусоровоз модели 664003 с надстройкой-компактором GeesinkNorba GPM IV 20H25P на шасси IVECO Trakker AD260T36 (6x4) предназначен для работы как в городской черте, так и за её пределами (для просмотра видео, перейдите по ссылке). Использование автомобиля повышенной проходимости в данном случае позволяет заехать на нем сразу на полигон, малодоступный для машин с колесной формулой 4х2, без перегрузки содержимого бункера. В свою очередь, технически допустимая полная масса машины 26 т позволяет вывозить большой объем ТКО и КГМ за один рейс.
Cтабилизаторы поперечной устойчивости установлены на передней оси и среднем мосте. Технически допустимая нагрузка на переднюю ось 8000 кг, на задние мосты – 2х10 500 кг
В моторном отсеке 360-сильный Cursor 8 (Евро-5), который работает в паре с МКП ZF 16S1620TD. Применение 16-ступенчатой механической коробки на коммунальной машине, эксплуатация которой в городских условиях предполагает интенсивную работу «мешалкой», остается для меня загадкой. Тем паче что в арсенале IVECO имеется и роботизированная КП EuroTronic, и ГМП Allison. Правда, МКП несколько дешевле, но насколько оправдана подобного рода экономия?
Изготовлением и установкой надрамников, отличающихся высокой антикоррозионной стойкостью, занимается сам Питертракцентр
Технические характеристики, колесная база ( 3500 мм) и габаритные размеры трехосного шасси позволили установить надстройку-компактор объемом 20 кубов с задним портальным подъемником грузоподъемностью 5000 кг. В результате помимо работы со стандартными евроконтейнерами объемом от 0,12 до 1,1 м³ включительно, которые загружаются в приемный бункер подъемником грузоподъемностью 800 кг, предусмотрена возможность загрузки в приемный бункер контейнеров типа «лодочка» объемом 6–8 кубов портальным подъемником. Розничная цена такого мусоровоза 224 тысячи евро, приобретение через ООО «Ивеко Капитал Руссия» обойдется в 221 600 евро (цены на начало декабря 2021 года). Ближайший аналог на шасси одного из немецких производителей тысяч на пятнадцать дороже.
Один из пультов управления разгрузкой машины на полигоне: открывает погрузочный бункер, включает выталкивающую плиту и, соответственно, осуществляет перевод погрузочного бункера и увод плиты в транспортное положение
Отметим также, что шасси Trakker подверглось Питертракцентром некоторой модернизации. Речь в первую очередь о переносе воздушных ресиверов с левого на правый борт рамы для того, чтобы установить на освободившемся месте кронштейн с запасным колесом. Отсутствие места для «запаски» — проблема всех трехосных шасси с короткой колесной базой, особенно при эксплуатации в сложных дорожных условиях, к коим можно отнести и мусорный полигон. Прокол покрышки и… ждать замены порой приходится довольно долго. Еще один дополнительный штрих в конструкции шасси – отличающийся высокой антикоррозийной стойкостью (гарантия от ржавчины до 10 лет) надрамник, изготовлением и установкой которого занимается сам Питертракцентр. И в качестве «вишенки на торте» установленная на мусоровоз инфракрасная камера заднего вида с подогревом и защитной шторкой – на безопасности здесь экономить не принято.
Короткая колесная база шасси (3500 мм) потребовала рокировки: «гроздь» воздушных ресиверов перебазировали с левого на правый борт рамы, освободив место для кронштейна с запасным колесом
В ООО «Питертракцентр» с нетерпением ожидают появления на рынке наследников Stralis – грузовиков нового поколения IVECO S-Way. По мнению питерцев, 19-тонный (технически допустимая полная масса) двухосный мусоровоз с 16-кубовой надстройкой GeesinkNorba станет хитом продаж. Ждать, впрочем, осталось недолго – официальная российская премьера машин нового поколения анонсирована на COMvex драйв шоу, которое пройдет в середине мая в Москве на стадионе «Открытие Банк Арена».
Мусоровоз с 16-кубовой надстройкой GeesinkNorba на двухосном шасси IVECO S-Way (технически допустимая полная масса 19 т) обещает стать хитом продаж
ИЗ АРХИВА

GEESINK + NORBA

Cвое название один из европейских лидеров на рынке мусоровозов получил в 2000 году в результате приобретения компанией «Geesink» из Нидерландов шведского производителя коммунальной техники Norba AB. Последний был известен на рынке с 1913 года, в то время как Якоб Гесинг основал свою компанию в 1875-м. Впрочем, начиналось все с выпуска конных повозок, а первый коммунальный автомобиль был построен компанией лишь в 1915-м. Norba AB не единственное приобретение Geesink: чуть раньше, в 1995-м, она поглотила своего соотечественника – компанию «Kiggen», известную с 1925 года.

Мусоровоз Norba на конной тяге
На данный момент головной завод и штаб-квартира Geesinknorba находятся в городе Эммелорд (Нидерланды). Годовой выпуск составляет примерно 1200 надстроек. Персонал завода насчитывает около 300 сотрудников. Кстати, выпуск надстроек серии GPM IV, о которой идет речь в материале, стартовал там в 2014 году.
Так выглядели мусоровозы Geesink в пятидесятых годах прошлого столетия. Тот, что изображен на снимке, сдается, на шасси DAF