«КАБЛУЧКИ» ЭПОХИ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Volkswagen Caddy 5
Подвижной состав
Николай Марков, фото автора и Александра Солнцева
Прежние «каблучки» Volkswagen Caddy хорошо знакомы коллективу нашей редакции. В предшествующие годы мы тестировали 10 модификаций Caddy разных поколений, включая самые экзотические – такие как Tramper с палаткой в багажнике, Edition 30 с «турбореактивным» 170-сильным дизелем или Cross с полным приводом. Но незадолго до наступления Нового года в Россию пришли первые партии Caddy последнего, пятого поколения. Конечно же, мы не могли не воспользоваться предложением попробовать новинку в деле, причем сразу в трех серьезно отличающихся комплектациях, мысленно сравнив их с Caddy прошлого поколения.
В отличие от легковых моделей или «коммерсантов» старшего семейства Transporter, сборка «каблучков» Caddy в России не локализована: как и прежде, их привозят нам из Польши, с завода Volkswagen Poznan. Пятое поколение выпускают там еще с сентября 2020 года, но к нам новинка пришла с запозданием на год – обычное дело для российского рынка. Что интересно, общая стилистика модели, основные базовые линии, равно как и габариты, поменялись настолько несущественно, что при беглом взгляде я бы с легкостью принял Caddy 5 за очередной рестайлинг «каблучка» предыдущего поколения. Но ведь машина-то на деле абсолютно новая, построенная на другой платформе, о чем еще поговорим ниже отдельно. Хорошо это или плохо? Скорее, хорошо: верность фирменному стилю. Традиционные потребители Caddy точно не испытают от новинки культурный шок (в негативном смысле этого слова).
Но если обойти «каблучок» по кругу и более пристально посмотреть на него сзади, сомнений не будет: кузов действительно совсем новый, без преемственности с прежними Caddy. И не могу не отметить, как красиво выглядят высокие задние светодиодные фонари: именно по ним можно безошибочно с любого расстояния определить, что перед вами именно Volkswagen нового поколения.
Но если снаружи Caddy претерпел лишь эволюцию стиля, то в интерьере произошла настоящая революция! Даже сев первым делом в салон экземпляра в довольно простой комплектации Life, я долго осматривался, пытаясь найти хоть что-то стилистически напоминающее прошлый Caddy. И смог обнаружить всего три таких элемента: руль сохранил дизайн с тремя спицами, не изменилась форма ручки открывания двери, а в комбинации приборов не изменилось взаимное расположение стрелочных указателей и центрального информационного дисплея. Все!
Архитектура панели приборов стала более сложной и многоэтажной, в ней появились новые отсеки для складирования всякой мелочевки. А венчает ее теперь натуральный планшет с «музыкой», навигацией, картинками с наружных камер и многочисленными меню настройки автомобиля. Называется это мудреное устройство «модульная информационно-развлекательная система», причем в качестве опции для нее можно заказать голосовое управление.
Но это был интерьер условно «простого» Caddy. Две другие тестовые машины – в комплектациях PanAmericana и Style – оснащены еще богаче. И у них в салоне больших цветных дисплеев уже два: вторым заменена классическая аналоговая «приборка»! Выглядит красиво, плюс привлекает возможность индивидуальной настройки: на виртуальный щиток приборов можно вывести ровно те показания, которые вам в хочется там видеть. А можно вместо приборов развернуть на весь экран карту местности. Одним словом, любой каприз!
Правда, включив на этом экране имитацию классического вида панели приборов (с круглыми шкалами спидометра и тахометра), я столкнулся с тем, что считывать их показания мне неудобно. Вместо полноценных стрелок по окружности циферблатов там скользят лишь коротенькие черточки. И на то, чтобы обнаружить их положение беглым взглядом, у меня уходило явно больше времени, чем в случае с настоящими стрелочными приборами. Возможно, дело привычки, но одного дня на адаптацию мне решительно не хватило.

А еще в новом Caddy надо заново привыкать к цифровому управлению наружным освещением, климатической системой, обогревами стекол и зеркал... За все это теперь отвечают две группы сенсорных кнопок, причем они довольно нелогично разнесены: по крайней мере, кнопки обогрева стекол ты интуитивно ищешь в центральной части панели – там же, где находятся кнопки управления климатом. А они на самом деле находятся слева, в одном блоке с сенсорными кнопками включения освещения. Можете обозвать меня ретроградом, но тут я взгрустнул по старой доброй вращающейся шайбе – простой, удобной и понятной – которой включался свет на «Фольксвагенах» раньше.
Зато революционное изменение, произошедшее со стояночным тормозом, я всячески приветствую. Традиционный рычаг ушел в прошлое: его место теперь заняла небольшая клавиша возле подстаканников на центральном тоннеле. Соответственно, привод «ручника» стал электромеханическим. С ним действительно удобнее, плюс электроника позволяет реализовать функцию автопостановки машины на «паркинг», что забывчивым водителям будет весьма кстати. Вот только алгоритм включения и выключения стояночного тормоза (когда клавишу надо тянуть, а когда утапливать) я бы поменял с точностью до наоборот. Но, опять же, это дело привычки.
Теперь перемещаемся на второй ряд сидений. Сдвижными дверьми на тестовых машинах, к слову, можно было не хлопать, поскольку они имели опционные электродоводчики. Здесь принципиальных изменений немного: появилась потолочная разводка воздуха от системы вентиляции и кондиционирования, а из числа новых интересных опций можно назвать розетку на 220 вольт. С учетом того, что на тыльной стороне передних кресел есть штатные откидные столики, заднюю часть салона можно на время превратить в передвижной офис: на один столик ставишь принтер и подключаешь его к розетке, на другой столик ставишь ноутбук и работаешь.
У длиннобазной модификации Caddy с приставкой «Maxi» есть еще и третий ряд сидений, и одна из тестовых машин была как раз в этой версии. У нее отличия в конструкции задней части кузова по сравнению с прежним Caddy Maxi оказались очень серьезными. Дело в том, что прежний «максимка» имел полноценный диван для двоих человек на третьем ряду. Забираться туда, может, было и не очень удобно (потому что размеры проемов сдвижных дверей оставались такими же, как на короткой машине), но сами сиденья по удобству не отличались от остальных. Теперь же, в новом поколении, размеры сдвижной двери у длиннобазной машины увеличились, но третий ряд превратился в два складных стульчика с тонкими спинками и тонкими подушками. Сидеть на них неудобно: посадка вертикальная, подушка слишком низко, места для ног мало. Да еще и профиля ни у подушки, ни у спинки - никакого: плоские поверхности. В общем, это детские места для недалеких поездок. Раньше было лучше! Один плюс – сложить их теперь можно по раздельности (раньше диван складывался или снимался только целиком).
А вот что в новом Caddy категорически лучше, так это плавность хода. Да, новое поколение построено на совсем другой платформе – MQB, общей с несколькими десятками других моделей концерна Volkswagen. Соответственно, сзади теперь вместо жесткой оси, подвешенной на продольных рессорах, появилась упругая поперечная балка с пружинами. И если теперь сзади посадить одинокого пассажира при совершенно пустом багажнике, его позвоночник больше не будет осыпаться при неаккуратном переезде лежачих полицейских. Грузоподъемность и дорожный просвет при переходе на новую платформу не пострадали и остались на уровне прежних машин. Но что удивительно, характер управляемости машины при переходе на новую подвеску поменялся мало. У прежнего Caddy с рессорами сзади была такая особенность, что если резко мотнуть рулем туда-сюда на высокой скорости (будто бы объезжая ямку), то ощущалось запаздывание в реакциях задней части машины. Прежде я списывал это именно на следствие рессорной подвески, но на новом Caddy при аналогичных маневрах я снова почувствовал аналогичный, уже знакомый отклик с полусекундным запаздыванием. Фамильная черта, в общем!
Теперь давайте, наконец, заглянем под капоты тестовых машин. А картинка-то под ними совершенно одинаковая, поскольку россияне могут выбрать для своего Caddy любой мотор, но только при условии, что это будет бензиновый «атмосферник» 1.6 модели DWYA, который развивает 110 л.с. и соответствует нормам Евро-6. Жаль, что нет дизелей, но с ними, видимо, цена машин взлетела бы до небес. Но среди других возможных бензиновых моторов этот, пожалуй, для нас является самым оптимальным вариантом. А то ведь был момент, когда в России из бензиновых моторов для Caddy предлагался только 1.2 с турбиной: задорный, но не сильно экономичный и не особенно долговечный. И пусть у нынешнего 1.6 максимальный крутящий момент даже на 23 Нм меньше, чем у «турбозажигалки» 1.2, но его настройка мне понравилась: мотор получился в меру резвый и в меру тяговитый, спокойно принимающий нагрузку с невысоких оборотов. Но хуже другое, что нет пока выбора и по трансмиссиям: Caddy поставляют к нам только с механической 6-ступенчатой коробкой. К слову, у нас остались некоторые вопросы к четкости переключения: все трое водителей столкнулись с тем, что иногда ошибались с выбором передачи. На машинах прошлых поколений избирательность механизма и четкость переключений нам нравилась больше.
Тем временем, мы дошли до самого животрепещущего вопроса: что почем? Тут порадовать нечем: недешево. Начальная цена на Caddy в самой простой комплектации – 2,274 млн руб. Понятно, что даже базовый Caddy – это совсем не «пустая» машина: тут уже будет и большой электропакет, включая подогревы передних сидений и ветрового стекла, и климат-контроль, и большой набор систем безопасности. Но базовый «каблук» почти за 2,5 миллиона?! Еще совсем недавно это казалось немыслимым. Тестовые экземпляры, довольно серьезно «упакованные», стоили заметно больше. Красный Caddy Life со светодиодными фарами, самым большим мультимедийным «планшетом» Discover Media, пакетом протоколов Bluetooth и беспроводной зарядкой, системой автопарковки и активным ассистентом контроля разметки оценивался почти в 2,9 млн. Коричневый Caddy PanAmericana, дополненный еще и панорамной крышей, распашными дверьми багажника и сигнализацией, стоил уже 3,15 млн. А стоимость синего Caddy Maxi Style с теми же опциями плюс улучшенными передними сиденьями и голосовым управлением инфомедиа-системой добралась до отметки 3,375 млн. И, сдается, именно цены могут стать самой большой проблемой для нового Caddy в России, при всех его новых достоинствах. Но, с другой стороны, конкурентов в сегменте премиальных «каблуков» на нашем рынке у него больше не осталось!