РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГРУЗОВИКОВ 2021
Сегменты MCV и HCV
Автопром / Аналитика
КАМАЗ, ГАЗ и УРАЛ дружно нарастили продажи на внутреннем рынке на 26-30%, а МАЗ по сравнению с 2020-м улучшил свои показатели более чем вполовину. И этого уже, учитывая их объемы продаж, было бы достаточно, чтобы обеспечить положительную динамику «в среднем по больнице». Однако у многих зарубежных компаний (особенно у китайских!) спрос на технику увеличился еще больше, а потому весь рынок вырос даже более, чем на треть. Четыре из пяти строчек в первой пятерке помодельного рейтинга занимают разные семейства автомобилей КАМАЗ, еще одну – нижегородские ГАЗоны NEXT и Садко NEXT. И величина их отрыва от ближайших преследователей не оставляет сомнений в том, что по итогам наступившего года в ТОП-5 мы увидим тот же состав участников.
КАМАЗ-65115
Лидерами продаж снова стали старые камазовские семейства 65115 и 43118, прибавившие за год 26% и около 22% соответственно. Схожую динамику (+20%) продемонстрировали КАМАЗы другого старого семейства – 6520, а вот спрос на «магистральники» новых серий 5490 и 54901 рос с некоторым опережением рынка, почти достигнув 44%. Грузовики КАМАЗ двух оставшихся семейств (6580 и 4308) продаются в значительно меньших количествах, однако тоже закончили год в солидном плюсе (на 63% и 53%). Но сдается, что для «среднетоннажников» серии 4308 это была «лебединая песня», ведь в 2022-м их покупателей начнет оттягивать на себя новый КАМАЗ Компас 12 с аналогичными массогабаритными параметрами.
ГАЗ-САЗ-2506 на шасси ГАЗ-33086
Для Автозавода ГАЗ минувший год ознаменовался не только 28-процентным ростом продаж среднетоннажных грузовиков, но и серьезными изменениями в продуктовой линейке. Поставки заднеприводных грузовиков ГАЗ-3309 на внутренний рынок завершились, хотя полноприводные машины старого семейства понемногу выпускаться продолжают – например, это касается модели ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной задней ошиновкой, аналога которой в новом семействе «Садко NEXT» пока нет. А вот к новой бескапотной модели Валдай NEXT покупатели пока только присматриваются: в ее активе – лишь 376 регистраций.
МАЗ-4371
Изрядно поправил дела на нашем рынке МАЗ: продажи белорусских грузовиков выросли сразу в 1,5 раза. Причем у нас по-прежнему можно купить и некоторые модификации машин старого семейства. В частности, наибольшим спросом из них пользовались «полноприводники» МАЗ-6317 (566 шт.) и самосвалы МАЗ-5516 (61 шт.).
Фургон на шасси Урал-4320 с кабиной NEXT
Второй год подряд улучшает свои показатели на треть Автозавод «УРАЛ». Причем если в 2020-м на долю машин серии 4320 со всеми тремя типами кабин (старой капотной, капотной NEXT и бескапотной ивековской) приходилось 95% регистраций, то теперь – 85%. То есть пусть очень медленно, но доля «альтернативных» моделей растет. Хотя продажи грузовиков с колесной формулой 6х4 (85 шт.) все еще остаются очень скромными.
Volvo FH 16
Все представители «Большой европейской семерки» формально завершили год в плюсе. Но у Renault Trucks процент роста оказался в девять раз меньше, чем у рынка в целом. Соответственно, и рыночная доля снизилась (с 1,1 до 0,8%). Марки IVECO, DAF, Mercedes-Benz и MAN были более успешны, но с приростом от 28 до 36% рынок тоже не догнали. А вот по обеим шведским маркам – Scania и Volvo – регистрации выросли на 52 и 61% соответственно, то есть своих прямых конкурентов они потеснили. Здесь же уместно упомянуть про турецкие грузовики Ford, показавшие почти двукратный рост продаж. Правда, у них была сравнительно низкая исходная цифра за 2020 год. Но если в наступившем году дела у фордовцев будут и дальше идти в гору, они смогут обогнать по объему продаж марку Renault.
Ford Cargo и Isuzu FSR90
Однако эти успехи меркнут на фоне той динамики роста, что продемонстрировали три ключевые марки китайских тяжелых грузовиков: +64% у Shacman (больше, чем у Volvo), +154% у FAW и +231% у Howo! Конечно, в абсолютных цифрах их нынешние показатели далеки от тех успехов, которыми блистали «китайцы» в середине 2000-х. Однако их суммарный результат в шесть тысяч проданных тяжелых грузовиков – это уже больше, чем в активе МАЗа или Урала. А ведь есть еще активно набирающая обороты марка JAC, в «портфолио» которой теперь тоже присутствуют тяжелые грузовики с колесной формулой 6х4 (правда, их продали пока всего 62 экз.), или марка Hongyan с тремя сотнями проданных грузовиков Genlyon…
Hongyan Genlyon
Довольно неожиданным стал результат марки Hyundai, у которой продажи застопорились на уровне 2020 года, несмотря на выход новых, более легких модификаций грузовиков Mighty калининградской сборки. У основных конкурентов дела шли успешнее: количество регистраций по грузовикам Fuso челнинской сборки увеличилось на 11%, у ульяновских Isuzu – на 28,5% (причем они сохранили лидерство на нашем рынке среди всех азиатских марок).
Hyundai Mighty
А вот у марки Hino, которая вообще не имеет в РФ никаких сборочных производств, продажи и вовсе выросли аж в 1,8 раза. Остается упомянуть, что в заметных количествах на нашем рынке стали продаваться и корейские грузовики Daewoo: в минувшем году они нашли три сотни покупателей.