СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ БЕЛОРУСОВ С КИТАЙЦАМИ: АЛЬТЕРНАТИВА ЕВРОПЕ ИЛИ ФАРС?

«МАЗ-Вейчай», «ФАСТ-МАЗ» и другие
Автопром
Андрей Филиппов, фото автора
В прошлом году продукция Минского автомобильного завода (МАЗ) лишилась своего «козыря» – двигателей и коробок передач Mercedes-Benz. Эти агрегаты не просто увеличивали надежность грузовиков и автобусов МАЗ, но и служили своего рода рекламой. Покупатели твердо знали, что, приобретая технику с немецкой «начинкой», они гарантированно не будут испытывать проблем по технической части. Благо, к моменту введения экономических санкций в Беларуси оказалось построено сразу несколько заводов, готовых предоставить замену внезапно ушедшим силовым установкам с трехлучевой звездой. В первую очередь речь, конечно же, идет о совместных белорусско-китайских проектах «МАЗ-Вейчай» и «ФАСТ-МАЗ». Двойной удачей оказался и тот факт, что МАЗ уже несколько лет занимался адаптацией альтернативных моторов и коробок передач на свою продукцию и все, что потребовалось от предприятия – просто внедрить их на весь выпускаемый модельный ряд. А вот что именно представляют собой вышеназванные заводы мы сейчас и расскажем.
Моторы «МАЗ-Вейчай»…

Двигатели Weichai Power впервые появились на грузовиках МАЗ в 2015 году и уже к 2017 стали считаться одним из серийных вариантов комплектации. Тогда же было решено построить в индустриальном парке «Великий камень», недалеко от Минска, совместный завод «МАЗ-Вейчай», где по технологии CKD должны были собираться моторы для поставки на МАЗ. «Первый камень» был официально заложен 17 сентября 2017 года. Изначально предполагалось, что на предприятии будут собирать три серии моторов: WP5, WP7, и WP12, а их выпуск будет равен 20 000 единиц в год. Но пока шло строительство, планы немного поменялись.
Так выглядела закладка первого камня в сентябре 2017 года
В результате, когда в 2019 году «МАЗ-Вейчай» выдал первую продукцию, модельный ряд уже состоял из четырех моделей: WP7, WP10, WP12 и WP13. По факту сейчас стабильно собираются только WP7 и W12, которые оптимально подошли к серийной продукции МАЗ. Два других двигателя всплывают в статистике эпизодически, и в сумме их выпуск не превышает двух десятков в год. Зато моторы WP10 массово поставляются на конвейер МАЗ напрямую из Китая – в 2021 году было выпущено около 700 грузовиков с этими моторами.
Сборка двигателей на конвейере ведется вручную
Производственные мощности «МАЗ-Вейчай» позволяют собирать до 10 000 моторов в год при односменном графике. Впрочем, такое количество силовых агрегатов в Беларуси пока не нужно. В итоге в 2020 году на предприятии собрали всего 1562 двигателя. А за первые 6 месяцев 2021 года - и вовсе 813, что даже меньше, чем за тот же период в 2020-м.
Обратите внимание – летом был задействован только каждый третий стапель
Однако, приход санкций изменил положение вещей и выпуск моторов значительно вырос. Ведь именно Weichai Power стали предлагаться МАЗом как замена Mercedes-Benz. Особенно для автобусов, где никакие другие моторы кроме немецких, особо не использовались. Правда сборка пока идет по технологии SKD – не те объемы, но вероятность перехода на CKD не исключена.
Готовые моторы в ожидании отправки на МАЗ
Что касается проблем качества, то летом на стенде с соответствующим названием фигурировали семь мест, на которое сборщикам следовало обратить внимание. Говорят, к концу года все вопросы были сняты.
На переднем плане WP12, на заднем WP7 – основная продукция завода
Сам завод выглядит светлым и аккуратным. Впрочем, как и все современные предприятия. Так как большая часть капитала «МАЗ-Вейчай» принадлежит китайцам, то и организация производства ведется в соответствии с их взглядами.

Характерная деталь – весь завод увешан лозунгами, прямо как в советские времена. И самый ярких из них звучит так: «Если ты не борешься за первое место, ты зря прожигаешь жизнь». Оригинальный мотиватор, ничего не скажешь.
Двигатель Weichai WP12 на седельном тягаче МАЗ-54402K
… и коробки «ФАСТ-МАЗ»

Первые коробки передач Fast Gear стали поставляться на МАЗ еще в 2005 году, постепенно заняв нишу в 3000 МКП в год. Но в сравнении с производителем двигателей, строить под Минском свой завод китайцы не торопились. Соглашение между Shaanxi Fast Gear Co, Ltd и МАЗом о создании совместного предприятия «ФАСТ-МАЗ» было подписано только в июле 2019-го.
Таким компактным выглядит завод «ФАСТ-МАЗ», производящий коробки передач
Однако после оформления документов с возведением завода затягивать не стали. Начав в «Великом камне» в октябре 2019 года полномасштабное строительство цеха общей площадью 10 000 м2, уже в сентябре 2020-го «ФАСТ-МАЗ» отчитался о пробном производстве, а еще через месяц коробки передач пошли в серию и начались их продажи.
Внутри цеха достаточно светло и идеально чисто
Визуально завод кажется очень компактным. С учетом того, что в данном помещении одновременно собраны администрация, склад и производство – может сложиться впечатление, что это какой-то «местечковый» заводик, а не полноценное предприятие с грандиозными планами. По факту же, «ФАСТ-МАЗ» может при односменной работе выпускать до 10 000 коробок передач в год. Это даже больше, чем количество грузовиков и автобусов, сходящих с конвейера МАЗ. Поэтому неудивительно, что в планах СП значится не только освоение белорусского рынка, но и поставки продукции в Украину и даже в страны ЕЭС – возможности позволяют.
Детали поставляются в ящиках с характерными надписями «FAST-MAZ»
Производство состоит из сборочной линии КП (включая испытательный стенд для тестирования под нагрузкой) и покрасочной линии. Процесс сборки максимально автоматизирован: роботы запрессовывают подшипники (есть оборудование для горячей посадки), зажимают болты (используется электронное динамометрическое оборудование от компании Atlas Copco), кантуют коробки и по итогу сами же проверяют всю продукцию фотодефектоскопом. Участие человека сведено к минимуму.
Коробки в процессе сборки двигаются по конвейерной линии
При этом китайцы, которых все знают по выставкам, как очень любопытных ребят, сами не спешат делиться секретами. Фотографировать разрешают только общие виды цеха, да и то не с любого ракурса.
Участие людей в процессе сборки сведено к минимуму – в цеху пустота
Сейчас в номенклатуре производимой продукции «ФАСТ-МАЗ» значится основных 12 позиций. Если говорить о коробках передач, то их четыре серии: компактная 6-ступенчатая 6J76T (демультипликатор с одним промежуточным валом), 9-ступенчатая 9JS (демультипликатор с двумя промежуточными валами), 12-ступенчатая 12JSD (X) (передний делитель+главная коробка+задний демультипликатор) и 16-ступенчатая 16JSD (X) (демультипликатор с двумя промежуточными валами). Однако с учетом различных передаточных чисел всего получается 24 модификации. В качестве опций предлагается еще и установка гидравлического ретардера, КОМ и внешнего масляного охладителя.
Демонстрационный стенд с продукцией в центральном фойе
В настоящий момент 70% доли «ФАСТ-МАЗ» принадлежит китайцам и только 30% белорусам. Но, похоже, и тех и других такой расклад устраивает.
Коробка передач Fast Gear 6J70TA на полноприводном грузовике МАЗ-4372W2
Завод, которого пока нет

Существует у МАЗа и еще один совместный проект, который в последнее время почему-то не особо афишируется. В 2016 году на автозаводе был просто «бум» с установкой надстроек различных иностранных производителей на белорусские шасси. И одним из участников этого действия стал китайский бренд ZOOMLION. Причем, китайцы хотели не просто поставлять сюда готовый товар, а наладить в Минске сборку своей продукции. В результате переговоров появилась фирма «ЗУМЛИОН-МАЗ», учредителями которой стали ЗУМЛИОН ПАУЕРМОЛ ЛИМИТЕД и Минский автомобильный завод.
Сборка автокранов ZOOMLION-MAZ на площадях Могилевтрансмаша
Первоначально к освоению предполагалось четыре модели: автокран грузоподъемностью 25 тонн ZMC-25-1B на шасси МАЗ-6312B3 (6х4), автокран грузоподъемностью 40 тонн КС-6574Z-1 на шасси МАЗ-6516B9 (8х4), автокран грузоподъемностью 60 тонн КС-6576Z-1 на шасси МАЗ-6516B9 (8х4) и вакуумно-уборочная машина МАЗ-5917B2-Z10 на шасси МАЗ-5340B2 (4х2). И если малые краны имелись и в собственной продуктовой линейке МАЗа, то тяжелые машины в Беларуси не собирали. Направление выглядело настолько перспективным, что им даже успели присвоить «адаптированные» названия.
Автокраны грузоподъемностью 25 тонн ZMC-25-1B на шасси МАЗ-6312B3
На первых порах монтажом надстроек занялось одно из подразделений МАЗа - Могилевтрансмаш. Там в цехе по сборке автокранов для совместного продукта выделили отдельную площадку, на которой одновременно можно собирать три автомобиля. Уже в декабре 2017 года первый 25-тонник отправился к заказчику в Беларуси, а в сентябре 2018 года серийным стал и 60-тонник. На рынке он предлагался под маркой ZMC-60-1C1.
Автокран грузоподъемностью 60 тонн КС-6576Z-1 на шасси МАЗ-6516B9
Впрочем, выпуск кранов на территории «Могилевтрансмаша» изначально позиционировалось как временное явление. Предполагалось, что на территории «Великого камня», напротив завода «МАЗ-Вейчай» построят собственное производство «ЗУМЛИОН-МАЗ», где и будет производиться сборка надстроек с последующей установкой на шасси. На площадке в 130 000 м2 должны были разместиться производственный цех на 15 000 м2, офисное здание на 4000 м2, площадка для испытаний кранов и стоянка для хранения готовой продукции.

В настоящий момент частично эти планы воплощены в жизнь – возведены корпуса и облагорожена территория. Правда, непосредственно сборка пока не налажена, но все собранные краны хранятся именно здесь. Машины проходят предпродажную подготовку и отгружаются покупателям.
Готовая продукция на территории завода «ЗУМЛИОН-МАЗ» в «Великом камне»
Что касается реальных продаж, то официальной статистики по ним нет. Все, о чем можно говорить с большой долей уверенности – выпущено около четырех десятков 25-тонников ZMC-25-1B. Также продолжается и сборка 60-тонников. Модели периодически появляются на площадке хранения, а в прошлом году они обе красовались на выставке «BAUMA CTT RUSSIA 2021». Похоже, что минимальный спрос на эти белорусско-китайские автокраны все же есть.
Автокран грузоподъемностью 40 тонн КС-6574Z-1 на шасси МАЗ-6516B9
Что же касается двух других моделей, то ни о «пылесосе», ни о 40-тоннике после первого показа ничего не слышно. Скорее всего, интереса к машинам проявлено не было, потому решение об их сборке «положили в дальний ящик».

В октябре 2021 года предприятие «ЗУМЛИОН-МАЗ» было реорганизовано – сейчас это «ЗУМЛИОН БЕЛ-РУС».
Вакуумно-уборочная машина МАЗ-5917B2-Z10 на шасси МАЗ-5340B2-485-011P1
Перспектива или безысходность?

Не будет откровением сказать, что китайский автопром у нас недолюбливают. Причина столь настороженного отношения к технике, пришедшей из Китая, кроется в «первом пришествии» товаров из Поднебесной на наш рынок. Это было очень массово, очень дешево и очень недолговечно. С тех пор прошло полтора десятка лет и, несмотря на то что качество автомобилей давно не уступает тем же «корейцам», недоверие к «китайцам» так окончательно и не ушло.

Естественно, сомнения распространяются и на МАЗы с агрегатами, выпущенными на заводах «МАЗ-Вейчай» и «ФАСТ-МАЗ». Мало того, что теперь нет успокаивающего лейбла «Сделано в Германии», так еще и сборка двигателей и коробок производится руками братьев-белорусов, а не педантичными немцами. Стоит ли вообще связываться теперь с МАЗами?

Полноприводный сортиментовоз МАЗ-630228 с двигателем Weichai W12
По факту – стоит. Как выяснилось из общения с перевозчиками, грузовики с «начинкой» Weichai и Fast Gear стоят по надежности на втором месте после тех, что укомплектованы продукцией Daimler, опережая привычные нам «ярославцы». Никаких замечаний в техническом плане к «белоруско-китайским» силовым установкам нет.

Все то же самое касается и автобусов, которые до недавнего времени оснащались только немецкими моторами. Пассажирский транспорт даже выиграл от санкций, потому как немцы не готовы были поставлять «газовые» моторы, и версии на метане так и так приходилось комплектовать продукцией Weichai Power.

Сейчас кроме МАЗа продукцию «МАЗ-Вейчай» и «ФАСТ-МАЗ» использует и Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Пристально смотрит в эту сторону и БелАЗ, хотя там данные силовые установки подходят на весьма ограниченное количество моделей. Кроме того, китайцы пытаются довести до ума двигатель для спортивного грузовика МАЗ-6440RR, на котором гоняет команда «МАЗ-СПОРТавто». Так что реальный потенциал у совместных проектов очень большой. И вопрос смогут ли они захватить белорусский рынок и выйти на российский, уже не стоит. Будет ли, куда возвращаться «европейцам» - вот это теперь интересно.
Низкопольный МАЗ 203946 с двигателем на сжатом метане
Мимоездом

НЕ ПОБРЕЗГОВАЛИ

Вопреки расхожему мнению, отечественные грузовики с китайскими комплектующими интересны покупателям не только на просторах СНГ. Буквально весной Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) представил свою новую разработку – тактический автомобиль МЗКТ-550130. Машина с полной массой 12,5 тонн и грузоподъемностью в 5 тонн, несмотря на внешнюю схожесть с серийным МЗКТ-500200 является совершенно новым продуктом.
Армейский грузовик МЗКТ-550130
Модель была сделана по требованиям зарубежного заказчика из страны с левосторонним движением. Поэтому первый же образец получил руль расположенный справа.

При этом грузовик оснащен рядной, 220-сильной «четверкой» WP4.6NQ220E50 (Евро-5) и 6-ступенчатой МКП Fast Gear 6DSX95T. И иностранцев данный факт никак не смущает.
Визуально – «шишига», по факту – намного больше
Мимоездом

И О НАДЕЖНОСТИ

Чтобы развеять сомнения о надежности МАЗов с «китайскими» моторами, коротко пробежимся по судьбе конкретного экземпляра МАЗ-544028 двигателем Weichai Power WP12.430E50 мощностью 430 л.с. Отследить его путь при желании будет несложно, ибо по требованию заказчика автопоезд прямо на заводе был окрашен в черный цвет, который сложно будет с чем-то спутать.

Машина была отгружена клиенту 31 июля 2019 года и пробежала 98 000 км. Эксплуатировался автопоезд разными водителями, в основном на маршруте Москва-Санкт-Петербург.
Вот это тот самый ядрено-черный МАЗ-544028 о котором идет речь
Из неисправностей, которые устранялись непосредственно на сервисе, отмечены неработающий стеклоподъемник (гарантийный ремонт на 39 000 км), негерметичность блок-фары и «противотуманки», а так же посторонний шум в электродвигателе стеклоподъемника (гарантийный ремонт на 96 000 км). Никаких вопросов по двигателю, либо его система не было. Более того, на видео, которое выкладывал дилер в мае 2021 года видно, что двигатель покрыт устойчивым слоем пыли, но никаких подтеков масла, либо других технических жидкостей не видно.

Попутно стоит отметить, что на кабине и раме не видно и следа появления ржавчины, что говорит о несостоятельности рассказов «о МАЗах сгнивающих за год». Если что и ржавеет, то это кронштейны, рессиверы и прочие мелкие детали – вот этого не отнять. Но это уже «на скорость не влияет», не так ли?
К заказчику тягач ушел с полуприцепом МАЗ-975830 характерного цвета