Автопром / Аналитика
РОССИЙСКИЙ РЫНОК LCV 2021
Продажи выросли более чем на четверть
За долгой чередой падений и кратковременных всплесков покупательской активности рынок легких коммерческих автомобилей впервые за целое десятилетие показал действительно серьезный рост: количество зарегистрированных в России LCV, включая пикапы, по итогам 2021 года увеличилось более чем на четверть. Ниже в обзоре представлена детальная картина, построенная на основании данных агентства «Автостат Инфо».
Для бренда «ГАЗ», традиционно удерживающего львиную долю рынка LCV (и в целом задающего его итоговую картину), год сложился успешно. Продажи внутри РФ по проценту роста опередили среднюю цифру по рынку, а модельный ряд в соответствии с планами пополнился «малотоннажниками» ГАЗель NN. Хорошо шли дела и на экспортных направлениях: сборка машин поколения NN стартовала на заводе в Турции, заработала дилерская сеть в Болгарии. В родных пенатах полного замещения прежнего семейства ГАЗель NEXT новыми машинами серии NN пока не произошло, и в данный момент ГАЗели всех трех семейств (включая Бизнес) представлены в автосалонах одновременно. Причем интересно, что продажи классических ГАЗелей тоже поднялись на 7%. А продажи более легких автомобилей Соболь, серийной альтернативы которым в семействах NEXT и NN пока нет, и вовсе выросли на впечатляющие 72%!

ГАЗель NN
Продолжают бить все рекорды и продажи автомобилей Ford Transit: +48%. Оставшись на рынке без поддержки со стороны других фордовских пикапов, фургонов и микроавтобусов, семейство Transit не только прочно закрепилось на второй строчке помодельного рейтинга, но и впервые смогло вытащить бренд Ford на вторую строчку марочного рейтинга, оставив позади УАЗ! Хотя отрыв от ГАЗелей серий NEXT/NN все равно остается внушительным – полуторакратным.
Ford Transit
Теперь о продукции Ульяновского автозавода. Основной объем сбыта по-прежнему обеспечивается классическими «буханками» и «головастиками». Однако их продажи росли медленнее рынка, и в результате газовский Соболь подобрался к ним как никогда близко. Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе спрос на них может и вовсе сравняться. Проведенная в прошлом году модернизация почти в полтора раза оживила спрос на грузовички УАЗ Профи, однако абсолютные цифры все равно остались невысокими: у главного конкурента – ГАЗели Бизнес – продажи в 3,8 раза выше.
УАЗ-2206
А вот у семейства УАЗ Пикап наметились проблемы: часть клиентов оттянули на себя новые китайские пикапы марок Great Wall и JAC, тепло принятые рынком. И в результате – динамика изменения спроса в полпроцента со знаком «минус». Если так пойдет и дальше, то в следующем году УАЗ может уступить пальму первенства на рынке пикапов марке Toyota, чья модель Hilux нашла всего на 233 покупателя меньше.
Great Wall Wingle 7
Нечто похожее, но в меньших масштабах, происходит и с фургонами LADA Largus. Их продажи росли вдвое медленнее темпов рынка, и очевидной тому причиной – появление в автосалонах троицы близнецов Peugeot Partner/Citroen Berlingo/Opel Combo калужской сборки. Суммарно они набрали 2,7 тысячи регистраций, переманив клиентов именно у дилеров LADA. К слову, для концерна «Stellantis» (Peugeot, Citroen, FIAT, Opel) минувший год в России вообще оказался чрезвычайно удачным. Все три марки, кроме FIAT, показали на российском рынке LCV впечатляющий рост (от 46 до 272%), а калужский завод ПСМА Рус выпустил самое большое число автомобилей за семь последних лет.
Peugeot Traveller и Peugeot Expert
Что же до фиатовских показателей, то итоговые –5% обусловлены двумя факторами: отголосками ухода с рынка пикапов Fullback (статистика'2020 еще включала в себя продажу восьми десятков последних пикапов) и снижением интереса к «каблучкам» FIAT Doblo. А это, в свою очередь, может быть следствием слабого продвижения модели Doblo на рынке: машина-то ведь хорошая, и ценник конкурентоспособный. Но о ней мало кто знает. Продажи более крупных фургонов FIAT Ducato, напротив, понемногу росли, но делали это медленнее роста рынка, а потому не скомпенсировали просадку по другим моделям. Интересно, что дилеры Opel, начав работу в 2020 году с нуля, в 2021-м результат никуда не уходившего Фиата легко перекрыли.
FIAT Doblo
И еще одно интересное наблюдение. И это всего на 169 машин меньше, чем у тандема LADA + Renault. А если добавить к результатам Stellantis еще 422 пикапа Ram, которые до сих пор у нас пока предлагаются только «серыми» дилерами, то франко-российские конкуренты останутся позади. Кстати, действительно, а почему Stellantis до сих пор игнорирует в России марку Ram, «серые» продажи которой выше, чем продажи «белых» пикапов FIAT Fullback в самые успешные годы?!
Renault Master
Упомянутая марка Renault осталась на нашем рынке LCV с единственной моделью Master. Проведенный недавно рестайлинг оживил интерес к этим фургонам: продажи удвоились. Это позволило обойти по продажам фургоны Volkswagen Crafter, однако каждая модель из троицы Boxer/Jumper/Ducato, а также Sprinter и Daily пока впереди. Но, в любом случае, так держать! Для марки Volkswagen Nutzfahrzeuge, напротив, год удачным не назвать. Количество регистраций техники снизилось почти на 13%, а популярные прежде пикапы Amarok покинули наш рынок. Продажи семейства Т6.1 хоть и выросли на 40%, но этого все равно не хватило (впервые!), чтобы взять верх в противоборстве с микроавтобусами и фургонами Peugeot Traveller/Expert. В общем, в наступившем году вся надежда – на новое семейство Volkswagen Caddy, только-только поступившее в дилерскую сеть.
Volkswagen Caddy
Кого еще стоит отметить? Марка Mercedes-Benz показала призрачный рост на 4%. Статистику подпортили пикапы X-class, покинувшие рынок в 2020-м, и почти ничего не прибавившие к уровню прошлогодних продаж Vito/V-class, но большие Спринтеры расходились на 10% лучше. Из модельного ряда грузового подразделения Hyundai ушли грузовички серии HD35, и замены им пока не видно. Что до семейства Starex/Grand Starex, то его продажи у официальных «легковых» дилеров Hyundai и «серых» импортеров остались на прошлогоднем уровне. И если бы не полторы сотни вэнов новой модели Staria, ввезенных теми же «серыми» продавцами, итоговый результат по марке Hyundai был бы отрицательным. Наконец, значительного роста показателей – сразу на 80% – смогли добиться дилеры IVECO в продажах модели Daily (правда, сюда включены и автобусные шасси, полная масса которых выходит за рамки LCV-сегмента).
IVECO Daily
Остается сказать, что третью строчку рейтинга среди всех полноприводных пикапов, по-прежнему, удерживает Mitsubishi L200, который уже едва ли догонит по показателям ушедшую далеко в отрыв Тойоту, но которому уже наступают на пятки пикапы маки Great Wall. А вот марке Isuzu с ее пикапами D-Max хотя бы просто удержать результаты 2020 года не получилось: продажи упали на треть.
Isuzu D-Max