По данным агентства «Автостат Инфо», рост продаж на рынке автобусной техники оказался не столь внушительным, как на «грузовом» рынке, однако тоже стал существенным: +17,4%. Причем исключительно за счет отечественных производителей. Импортная техника в целом сохранила скромный объем поставок примерно на том же уровне (спад составил всего 2,6%), однако со своими нюансами: продажи одного из весьма популярных прежде брендов сошли на нет, чем не преминули тут же воспользоваться конкуренты. Ниже – более детальный разбор полетов, но обращаем ваше внимание, что в приведенных цифрах не учтены вахтовые автобусы.
Павловский автобусный завод после прошлогоднего спада нарастил продажи на 28,5% и вернулся на уровень успешного для себя 2019 года. Наибольший рост продемонстрировал ветеран ПАЗ-3205 с двигателем ЗМЗ: очевидно, в преддверии снятия с производства многие перевозчики постарались воспользоваться моментом и успеть обновить парк за счет этих недорогих машин. Сборку новых моторов V-8 в Заволжье прекратили в декабре, а имеющихся складских запасов ПАЗу хватит примерно до марта месяца, после чего автобусы с бензиновыми и газобензиновыми двигателями окончательно уйдут в историю. При этом выпуск ПАЗ-3205 продолжится только с дизелями ЯМЗ-534, но такие машины будут сильно дороже и, вероятно, столь высокого спроса иметь уже не будут. Заодно в 2021-м были сняты с производства и все «Векторы» серий 3203 и 3204 – их полностью заменили в производстве машины семейства «Вектор NEXT» (1496 регистраций за год).
Последнюю крупную партию автобусов семейства «Вектор» построили осенью 2021-го для экспорта
Вторую строчку рейтинга традиционно занимает ЛиАЗ, однако только за счет того, что в данном обзоре мы не учитываем продажи вахтовых автобусов: в противном случае второе место оказалось бы за Нефтекамским автозаводом. Формально у Ликинского автобусного завода продажи на внутреннем рынке упали (на мизерные 0,8%). Однако это не проблема: второй год подряд завод работает фактически на полную мощность и выпускает технику в объемах, которых до того не демонстрировал уже целое десятилетие. Основные продажи приносят низкопольные и полунизкопольные машины серии 5292 (1636 шт.).
ЛиАЗ-5292
Значительно – почти в два с половиной раза – увеличился сбыт «гармошек» ЛиАЗ-6213. Также двукратно выросли поставки туристических лайнеров ЛиАЗ-5290 «Круиз», однако фактическая цифра по ним осталась скромной (36 ед. – меньше, чем у популярных китайских моделей, причем в основном это были машины 2020 года выпуска). Поставки электробусов ЛиАЗ-6274 в столицу остались на уровне предыдущего года, а вот сбыт среднеразмерной модели ЛиАЗ-4292 без традиционных заказов от Мосгортранса сильно просел – до 72 штук против привычных нескольких сотен. Наиболее крупные поставки этих автобусов пришлись на Санкт-Петербург и Тверскую область (примерно по три десятка единиц) и Москву (11 шт.). Интересно, что, как и в случае с ПАЗ-3205, перед объявлением о полном прекращении сборки был отмечен скачок спроса на высокопольные «междугородники» ЛиАЗ-5256 (отдельные партии таких автобусов ушли в Ямало-Ненецкий АО, Курскую и Воронежскую области и другие регионы).
ЛиАЗ-4292
НЕФАЗ благодаря московским заказам второй раз подряд поставил рекорд по продажам больших городских автобусов. А вместе с пригородными и туристическими модификациями объем их продаж в России впервые перевалил (пусть и всего на одну машину!) за отметку в 2 тысячи единиц. В этом количестве также учтены отгрузки 193 одиночных электробусов КАМАЗ-6282 (в четыре раза больше, чем у ЛиАЗа) и одной новой электрической «гармошки» КАМАЗ-6292, которая должна стать серийной в наступившем году.
КАМАЗ-6292
Минский автозавод не смог повторить на российском рынке удачных результатов 2020 года, сократив поставки почти на 22%. Однако итоговые 522 единицы поставленных на учет автобусов все равно позволили ему занять четвертую строчку рейтинга, оставив позади КАВЗ, Волгабас и все китайские марки. Причем самыми популярными снова оказались среднеразмерные машины семейства МАЗ-206 (наиболее крупные поставки – 130 машин в Москву, 50 в Питер, 12 в Ханты-Мансийск). А вот большая низкопольная модель МАЗ-203, которая годом ранее сделала минчанам основную кассу, в 2021-м пользовалась крайне ограниченным спросом (основные поставки: 11 шт. в Салехард, 7 шт. в Тульскую область, 6 шт. в Псков). Теперь же вчетверо более популярной, чем МАЗ-203, оказалась старая низкопольная модель МАЗ-103. Завод, было дело, объявил в начале года о ее снятии с производства, но сразу получил такое количество заказов, что первоначальное решение пришлось поменять. В результате крупные партии автобусов МАЗ-103 (более 10 единиц) в 2021 году получили Брянск, Ижевск, Красноярский край, Свердловская и Мурманская области. Сочлененные же автобусы МАЗ-215 и «междугородники» МАЗ-231 на сей раз наши перевозчики брали лишь в единичных количествах или совсем маленькими партиями (например, три «гармошки» ушли в Березники Пермского края для работы служебными развозками).
МАЗ-215
А вот компания «ВОЛГАБАС», имея два завода, сработала в этот раз в плюс, увеличив поставки на 13%. В основном спрос пришелся на 12-метровые городские автобусы с газовыми двигателями. В частности, около 170 городских «одиночек» Volgabus-5270G2, работающих на сжиженном метане, получили Челябинск и Санкт-Петербург. Еще порядка 60 машин той же серии 5270G2, но работающих на более традиционном сжатом метане, ушли в Сочи и Новокузнецк. В статистику также попали 26 газовых «гармошек» Volgabus-6271G2 для Новокузнецка (окончание контракта на 50 машин, исполнение которого началось еще в 2020-м). Производство газовых междугородных машин семейства «Серпантин» (Volgabus-5285G2) не велось, в статистику регистраций попали лишь несколько единиц автобусов 2020 года выпуска, вставших на учет в Кемеровской области.
Volgabus-6271
А что КАВЗ? Закрыв обязательства по «газовому» контракту на поставку крупной партии городских среднеразмерных автобусов КАВЗ-4270 для Кемерово в 2019-м, завод отгрузки техники на внутренний рынок ощутимо снизил. Городские машины серии 4270 нашли лишь 36 покупателей (по 10 машин ушло, в частности, в Ноябрьск и Новый Уренгой). Спрос на междугородные автобусы КАВЗ-4238 просел на треть, а скромные в целом объемы продаж стандартных коротких «Аврор» КАВЗ-4235 погоды заводу не делают, даже несмотря на формально трехкратный рост интереса к ним со стороны покупателей (крупнейшие поставки – 8 шт. в Нижневартовск и 6 шт. в Ангарск).
КАВЗ-4270
Если посмотреть на итоговые цифры продаж, то можно предположить, что у белорусского филиала МЗКТ, занятого сборкой автобусов «Неман», дела шли очень хорошо: поставки техники в Россию удвоились. Однако неясно, что ждет предприятие дальше: по нашей информации, все эти поставки велись из складских запасов. А из-за того, что головной завод МЗКТ оказался под европейскими санкциями, поставки новых шасси IVECO Daily под комплектацию автобусными кузовами прекратились. Будем надеяться на благополучное разрешение ситуации.
Неман-420234 и Неман-420238
Из-за проблем, возникших у МЗКТ, все шансы на увеличение продаж автобусов аналогичного класса с оригинальными кузовами на том же шасси IVECO Daily получили российские компании «Фоксбас» и «СТ Нижегородец». В 2021 году они изготовили примерно 50 и 20 таких автобусов соответственно. Однако в сводной таблице эти данные отсутствуют, поскольку учтены агентством «Автостат Инфо» в статистике LCV в разделе по IVECO Daily.
СИМАЗ-2258
Из-за проблем, возникших у МЗКТ, все шансы на увеличение продаж автобусов аналогичного класса с оригинальными кузовами на том же шасси IVECO Daily получили российские компании «Фоксбас» и «СТ Нижегородец». В 2021 году они изготовили примерно 50 и 20 таких автобусов соответственно. Однако в сводной таблице эти данные отсутствуют, поскольку учтены агентством «Автостат Инфо» в статистике LCV в разделе по IVECO Daily.
LOTOS 105
Среди иностранных брендов увереннее всех на рынке РФ чувствуют китайских компании Yutong и Higer за счет широкого модельного ряда и относительно невысоких цен. Их продажи выросли на 36 и 24% соответственно. И по абсолютным цифрам продаж их результаты находятся на одном уровне с результатами марок Волгабас и КАВЗ. Что касается других «китайцев», то продажи компании ZhongTong традиционно колеблются около отметки в полсотни единиц, а автобусы King Long уже два года подряд не набирают и того. Новые автобусы пытаются продавать и дилеры марки Ankai, однако их суммарный результат (13 единиц) ни на что на рынке не влияет. А вот продажи некогда популярных автобусов Golden Dragon в России вновь остановились: срок действия выданных ранее ОТТС истек в декабре 2020 года, а сертификация новых моделей проведена так и не была.
YutongT122HDH
Что касается «европейцев», то успешно дела шли лишь у дилеров IVECO, которые смогли реализовать 86 автобусов Crossway против всего лишь 25 годом ранее. А вот MAN после успешного 2020 года резко сдал позиции – объем продаж снизился в 6 раз, до 22 единиц. Продажи прочих европейских марок, а также корейских лайнеров Hyundai Universe, остаются не сильно отличающимися от уровня статистической погрешности (например, Mercedes-Benz продал 12 автобусов, Neoplan – одну, а Setra – ни одной).
MAN Lion's Intercity
Рейтинг по маркам (без учета вахтовых автобусов; только бренды с объемом продаж более 10 единиц в 2021 году)
Рейтинг по моделям (без учета иномарок и вахтовых автобусов; только модели с объемом продаж более 5 единиц в 2021 году)