Автопром: Orthaus Trailers









НАСЛЕДНИКИ БРАТЬЕВ ОРТХАУС

Эволюция бренда прицепной техники

Автопром: Orthaus Trailers

НАСЛЕДНИКИ БРАТЬЕВ ОРТХАУС

Эволюция бренда прицепной техники

Александр Солнцев, фото автора

Завод Orthaus Trailers в городке Акязы (Сакарья), примерно в 180 км на восток от Стамбула, в нынешнем году отмечает свою 11-летнюю годовщину. Хотя сам бренд Orthaus куда древнее и к родине Ататюрка долгое время никакого отношения не имел. Свою родословную он ведет с 1925 года, когда в немецком Вюллене (Северный Рейн-Вестфалия) братья Ортхаус стали выпускать конные повозки. Лет через пять – веление времени – руки дошли и до моторизованных транспортных средств. В пятидесятые годы прошлого столетия семейная фирма специализировалась уже на выпуске самосвальных полуприцепов. В следующем десятилетии модельный ряд расширился за счет стандартных тентованных полуприцепов. Двумя десятилетиями позже Orthaus похвастала техникой со сдвижным полом и механизмом гидравлического привода подъемных осей. 1987-м датируется ещё одно нестандартное решение – компания подает заявку на получение патента полуприцепа-стекловоза.
Чагатай Мехмет Бозкурт,
директор завода Orthaus Trailers,
знакомит представителей российских СМИ с технологией производства

Заготовки для шасси и надстроек поступают в Акязы с соседнего завода Orthaus Trailers. Стальной прокат покупают у таких известных игроков рынка, как ArcelorMittal и SSAB

Очевидно, деятельность немецкой компании не прошла мимо внимания группы турецких предпринимателей, занимавшихся в том числе логистикой и автотранспортными перевозками. Руководствуясь примером своих соотечественников из Tirsan Group, завладевших в 2002-м Kässbohrer GmbH наряду с Talson B.V. и Hendricks GmbH, они приобретают бренд Orthaus и возводят в Акязы с иголочки новый завод по выпуску прицепной техники. Кстати, Чагатай Мехмет Бозкурт, нынешний директор завода Orthaus Trailers и инженер-механик по образованию, сертификат сварки международного класса получил именно в сварочной академии Kässbohrer (Tirsan Group).

Полуприцепы комплектуются осями SAF и BPW. Причем на долю первых приходится 80% производственной программы. Тормозные системы WABCO и Knorr Bremse. Что касается шин, то превалирует продукция Pirelli и Bridgestone местного производства

Алюминиевые ресиверы легче и менее подвержены коррозии по сравнению со стальными. Они, конечно, несколько дороже последних, но в общей стоимости прицепа эта разница практически незаметна

Строго говоря, заводов у Orthaus Trailers два. Вспомогательный располагается по соседству, в той же промышленной зоне Сакарья, буквально в 10-12 км от основного сборочного производства. Там занимаются изготовлением разного рода комплектующих: элементов рамы и надстройки – кронштейнов, усилителей, поперечин и т.п. Технологическая оснастка включает в себя лазерное и плазменное оборудование для резки металла, а также различные гибочные станки. К слову, металл, в листах и в рулонах, приобретают у таких известных игроков рынка, как ArcelorMittal и SSAB.

Сварочный цех, один из основополагающих технологических переделов, занимает 35-40% площади всего завода. Все легкодоступные швы сваривают роботы в автоматическом режиме, труднодоступные участки рамы с короткими сварными участками варят вручную

Дробеструйная камера оснащена 16 моторами, по восемь с каждой стороны. Здесь рамы обрабатывают свинцовой дробью разного размера (в зависимости от типа металла), освобождая их от окислов и ржавчины

Головной завод компании в Акязы занимает территорию порядка 11 га. При этом общая площадь зданий и сооружений – 21 тысяча кв. метров. Численность персонала – 230 сотрудников. Если смотреть на главный сборочный цех завода сверху, то по форме он представляет собой огромную букву П. Процесс сборки начинается у одного основания этой буквы, куда с соседнего завода Orthaus Trailers приходят заготовки и комплектующие для будущей рамы полуприцепов, а заканчивается у основания другой, откуда выходит уже готовая продукция.

После дробеструйной обработки рамы подаются на змееобразный конвейер нанесения катафорезного грунта (раствор содержит сульфат цинка, улучшающий коррозионную стойкость металла) и окраски. Оба участка заканчиваются сушильными камерами

Готовая, полностью окрашенная рама попадает на участок, где укладывают пневмо- и электромагистрали

Общая протяженность технологической цепочки, куда входят сварка, дробеструйная подготовка, катафорезное грунтование, окраска и финальная сборка, составляет около 1,8 км. Проектная мощность предприятия рассчитана на выпуск 15 тысяч полуприцепов в год при односменном режиме работы. Правда, за свою, в общем-то, короткую историю завод на такие объемы выпуска пока ни разу не выходил, хотя неуклонно наращивает производство. Так, в 2024-м в Акязы планируется выпустить семь тысяч единиц техники.

Все без исключения шасси подключаются к тестовому стенду, где проверку проходят тормозная система и пневматика подъема/опускания осей

В шторных полуприцепах фанерный пол укладывают на шасси при помощи таких вот похожих на промышленные пылесосы станков-автоматов с лазерными метками-ориентирами. Это позволяет избежать недокрутов, недоустановки саморезов и трещин в фанере

Если верить информации британской консалтинговой фирмы «CLEAR International», турецкий рынок прицепной техники переживает нынче бум. Другое дело, что его главным драйвером выступает, увы, высокая инфляция, доходящая порой до 70%. Перевозчики, дабы не потерять стремительно дешевеющие лиры на счетах, предпочитают вкладывать их в приобретение подвижного состава. Ожидается, что в 2023-м местный рынок полуприцепов вырастет минимум процентов на пятьдесят по сравнению с результатом прошлого года. По словам г-на Бозкурта, по объему выпуска Orthaus Trailers занимает на нём второе место после Tirsan Group, которая выпускает технику под марками Tirsan, Kässbohrer и Talson. Не будем забывать, что в Турции присутствуют с собственными производствами и такие европейские гранды, как Krone и Schmitz Cargobull, причем завод последнего располагается буквально в нескольких десятках километров от предприятия Orthaus Trailers.

Хвостовая часть шасси полуприцепа-рефрижератора длиной 17,2 м. Из-за ограниченного размера катафорезных ванн рама делится на части, которые помещаются в них по отдельности. Затем их собирают обратно на надежных болтовых соединениях

Спустя год с момента своего основания турецкая компания вышла и на российский рынок. В 2013-м в городе на Неве было открыто её представительство – ООО «Ортхаус Трейлерс Рус». Более того, со временем Россия превратилась в главный экспортный рынок Orthaus Trailers. В этом году к нам будет поставлено примерно 1500 полуприцепов, а в следующем – уже 3500 ед. Между прочим, это половина от общего объема выпуска, запланированного на 2024-й! Понятно, что структура продаж определяется спросом, а это величина непостоянная. Если исходить из статистики сбыта в 2022-м, то наибольшей популярностью в РФ пользовались «шторники», на их долю пришлось 60% продаж. Контейнеровозы заняли 17%, рефрижераторы – 13%, а вот самосвальные полуприцепы – всего один процент.

Для минимизации логистических издержек готовая продукция уходит к заказчикам в таких вот «пачках», состоящих из трех-четырех шасси

16,5-метровые шторные полуприцепы для Казахстана

Отдельной строкой стоят экзотические рулоновозы (6%). Речь, в частности, о модели Orthaus Coil V4. Это шторный четырехосный полуприцеп для перевозки металлических рулонов, где чрезвычайно важна прочность и каждая дополнительная тонна перевезенного груза. По словам Антона Дорофеева, генерального директора ООО «Ортхаус Трейлерс Рус», сегодня у него нет аналогов среди техники иностранных производителей на рынке коммерческого транспорта в России. Очевидно, что в будущем модельный ряд турецкой компании станет ещё шире. Уже в следующем году на рынок, в том числе и российский, планируется вывести пять новых моделей полуприцепов.

В Турции и европейских странах на самосвальных полуприцепах распространение получила блокировка заднего борта с помощью энергоаккумулятора

В прошлом году доля контейнеровозов в общем объеме поставок техники Orthaus Trailers в РФ составила 17%

Мимоездом
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ PILOTCAR
Помимо прицепной техники ООО «Ортхаус Трейлерс Рус» с недавних пор стало официальным дистрибьютором продукции компании «Pilotcar Otomotiv San. ve Tic. Inc.», в том числе компактных развозных электрофургонов Pilotcar P-1000. При снаряженной массе 1208 кг грузоподъемность машинки составляет 662 кг. Питание 10-киловатного электродвигателя осуществляется от литий-ферро-фосфатных батарей ёмкостью 13 или 26 кВт⋅ч. В последнем варианте запаса энергии хватает примерно на 200-250 км. Если же изотермический кузов оборудован ХОУ, то этот показатель падает до 170 км. Процесс зарядки в зависимости от источника тока длится 5,5-7 часов.

Габариты электрофургона 3676х1350х1800 мм

Топливный бачок с надписью Diesel, увы, не позволяет назвать машинку на 100% электрической

Показанные на снимках фургоны вот уже почти год эксплуатируются расположенной в пригороде Стамбула кондитерской фабрикой. Отзывы пока самые благоприятные. Помимо отменной маневренности – радиус разворота всего 4,6 м – они обходятся дешевле в обслуживании по сравнению с аналогами с ДВС и пользуются налоговыми льготами. Правда, назвать их полностью экологически чистым видом транспорта все же нельзя – автономный отопитель у них дизельный.

Интерьер кабины Pilotcar P-1000