Между рейсами
НОВОЕ АМПЛУА «ПАЗИКА»
В семействе классических «пазиков» есть одна модель, аналогов которой нынче днем с огнем не найти: это полноприводный автобус ПАЗ-3206. Его спроектировали еще в начале 1980-х на базе вездехода ГАЗ-66 и продолжают выпускать до сих пор – правда, в изрядно модернизированном виде. Эти автобусы понемногу приобретают газовики, нефтяники и строители, не брезгуют ими силовые ведомства и учебные учреждения. Между тем, ПАЗ-3206 – это еще и прекрасная основа под постройку автодома для внедорожных путешествий!
Николай Марков
Фото компании «Автоуслуги»
В своей первой жизни, начавшейся в 2012 году, это был самый обычный автобус ПАЗ-3206-110, который приобрела строительная фирма из Питера для доставки рабочих бригад на объекты. В салоне – простейшие полумягкие «лавочки» с обивкой из кожзама, в моторном отсеке – уже почти легендарная карбюраторная «восьмерка» ЗМЗ мощностью 124 силы: все, как у сотен его собратьев, ежегодно сходящих с конвейера ПАЗа. Но, в отличие от них, этому экземпляру повезло после «отставки» не сгинуть в печах вторчермета. Новый владелец, выкупивший автобус за 500 тысяч рублей, оказался готов вложить в него еще 1,2 миллиона, чтобы превратить его в настоящий автодом для автономных путешествий вдали от цивилизации.
Вторую жизнь старый «пазик» получал на исторической родине, в городе Павлово. Только не на автобусном заводе, а в производственном цеху компании «Автоуслуги», которая располагается прямо через забор от территории ПАЗа, на той же самой улице Суворова. Уже два десятка лет она занимается «капиталкой» и переоборудованием автобусов марки ПАЗ. В портфолио «Автоуслуг» набралось уже несколько десятков разновидностей «пазиков», отсутствующих в производственной программе самого автобусного завода. И внедорожный автодом, безусловно, одна из самых интересных работ!
Оконные проемы сохранили только до середины кузова
В процессе переделки в автодом серьезным метаморфозам был подвергнут не только салон автобуса ПАЗ-3206, но и кузов. Например, из всех боковых оконных проемов неизменными остались всего два: остальные за ненадобностью заварили стальными листами, попутно добавив с каждой стороны по одному новому окошку. Интересно переделали двери по правой стороне. Изначально на «пазике» их было две, с одинаковыми по размеру проемами, однако впереди стояла ширмовая автоматическая дверь, а сзади – обычная распашная, выполнявшая функцию аварийного выхода. Так вот, бесполезную для автодома «ширму» убрали, поставив на ее место заднюю распашную дверь. А сзади вварили новую кузовную панель с другой аварийной дверью, более компактной – от автобуса ПАЗ-3206 образца 1990-х годов. Разница в том, что дверь старого образца – меньшей высоты: ее нижняя кромка заканчивается на уровне пола в салоне, и никакой подножки за ней нет. Как следствие – с такой дверью стало возможным уменьшить высоту юбки кузова, значительно улучшив геометрическую проходимость машины.
Ширмовую служебную дверь заменили на распашную, а высоту запасной двери уменьшили ради улучшения геометрической проходимости
Вообще вопрос повышения проходимости для этого автодома был одним из приоритетных, поэтому вместо штатных колес от ГАЗ-3307 на него поставили новые колеса и шины КИ-115 с протектором-«ёлочкой» от ГАЗ-3308 «Садко». Соответственно, задний мост превратился из двухскатного в односкатный, колея передних и задних колес подровнялась, а дорожный просвет вырос сразу на несколько сантиметров. Разумеется, в обоих мостах остались самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы. А на тот случай, когда не помогут и они, за передний бампер «пазика» установили электрическую лебедку.
Ошиновка всех колес теперь односкатная, как у ГАЗ-3308 «Садко», а за передним бампером встроена электрическая лебедка самовытаскивания
Но после установки новых колес кузов приподнялся над дорогой на такую высоту, при которой залезать с улицы в салон стало неудобно: слишком высоко оказалась первая ступенька. Тут пригодилось решение, уже много лет применяемое на школьных «пазиках»: дополнительная выдвижная подножка, которая автоматически выезжает из-под днища при открывании двери. Другой новый элемент на правой боковине кузова –маркиза: большой раздвижной навес, образующий перед входными дверьми «предбанник», защищенный от дождя и солнечных лучей. В хорошую погоду – самое милое дело разложить под маркизой столик для ужина на свежем воздухе. Интересные нововведения есть даже на крыше кузова: здесь, на свободной поверхности между вентиляционных люков, разместили солнечные панели, которые подзаряжают аккумуляторные батареи во время стоянок. А на переднем скате крыши теперь закреплена дуга с мощной «люстрой» из пяти дополнительных светодиодных фар – чтобы лучше видеть на ночном бездорожье, куда ехать можно, а куда не стоит. Что же касается задка кузова, то окно отсюда тоже убрали, а вот люк сохранили. Только он теперь ведет не в салон, а в изолированный багажник с деревянными полками. Причем на уровне пола заднюю стенку багажника сделали в виде откидной дверки в салон: благодаря этому в машину можно загрузить какие-либо длинномерные грузы.
В сложенном виде маркиза висит на правой боковине кузова на уровне крыши
Чем до сих пор привлекают владельцев «пазики» с бензиновыми движками, так это легкой возможностью их перевода на газ. Вот и на этот вездеход смонтировали два пропановых баллона суммарной емкостью 190 литров: свободное место для них нашлось подполом в заднем свесе кузова. Этого запаса автодому должно хватать примерно на 600 километров пробега. А с учетом топлива в 150-литровом бензобаке (он прячется под полом с левой стороны в пределах колесной базы) суммарный запас хода «пазика» теперь превышает 1000 километров. Но пора уже зайти внутрь! И здесь от привычного «пазика» не осталось практически ничего…
У водителя – подрессоренное сиденье, панель приборов нового образца и удобный 4-спицевый руль от «Вектора». Если помните, на серийном «пазике» кабина изолирована от салона: справа – здоровенным «шкафом» моторного отсека, позади – перегородкой и массивным металлическим воздуховодом калориферной системы отопления. Но тут калориферное отопление демонтировали вместе со всеми воздуховодами. И потому в кабину стало возможным пройти прямо из салона, а справа от кожуха двигателя появилось место для установки штурманского кресла.
Салон автодома разделен на несколько функциональных зон. Сразу после кабины, напротив основной входной двери, находится «гостиная»: пространство со столиком и двумя парами пассажирских кресел. Поскольку предполагается, что эти кресла можно использовать даже на ходу, они оснащены ремнями безопасности. Здесь же прямо над столиком навешена потолочная багажная полка, а на стенке возле окна смонтирован блок 220-вольтовых розеток.

Сразу за гостиной, после стационарной перегородки, обустроена спальная зона с двумя установленными друг над другом кроватями капсульного типа. У каждого места предусмотрены лампа и розетка. А сразу после кроватей по левой стороне расположена изолированная туалетная комната со всеми удобствами: здесь есть и туалет, и умывальник, и душевая кабина, и встроенная в потолок вытяжка. И площадь этого помещения – да не меньше, чем в «хрущевке»!

Слева – санузел в задней левой части салона с туалетом, раковиной и душем, справа – шкафы и полочки в задней части салона. В самой нижней секции шкафа – люк, через который можно попасть в багажный отсек
На правой стороне салона, напротив кроватей, сделана кухонная зона с газовой плитой, столешницей и раковиной. Прямо над ней нашлось место под шкаф для кухонной утвари, а под столешницей спрятался 100-литровый бак для чистой воды.



Справа от столешницы смонтирован высокий шкаф со встроенным двухкамерным холодильником. А далее, в оставшемся пространстве до запасного выхода и у задней стенки, обустроена кладовка, где поместились большой гардероб и вещевой шкаф с несколькими полочками.







В итоге в распоряжении заказчика оказался солидный автодом, который по площади вполне сопоставим с малогабаритной квартирой-студией. Да и итоговая цена получилась приятнее, чем у квартиры. Вот если бы еще прописку в таком автодоме оформить можно было…