Компании: от первого лица

«МЫ СТАЛИ

СИЛЬНЕЕ»


Компания «СТ Нижегородец»

Компании: от первого лица

«МЫ СТАЛИ СИЛЬНЕЕ»

Компания «СТ Нижегородец»
В этом году один из крупнейших российских производителей спецверсий коммерческих автомобилей различного назначения — «СТ Нижегородец» отмечает 18-летие. Успешно пережив потрясения 2022 года, компания динамично развивается, вышла в новые ниши и расширяет географию присутствия. О том, с какими проблемами столкнулось предприятие, какие цели ставит перед собой и что планирует сделать для их достижения, рассказал генеральный директор «СТ Нижегородец» Владимир Гойхман.
- Как компания «СТ Нижегородец» пережила кризис 2022 года? С какими трудностями столкнулась?

- Период кризиса мы, как и весь отечественный бизнес, пережили достаточно сложно. В 2022 году с российского рынка ушли практически все иностранные производители коммерческой техники, на базе которой мы изготавливали свою продукцию. И в первую очередь нужно было справиться с шоком от произошедшего. А потом пришлось быстро искать новых партнеров, налаживать новые связи.

Год закончился для нас практически полной остановкой производства. Наш филиал в особой экономической зоне «Алабуга» закрылся. Мы продолжали поддерживать сотрудников, выплачивать им заработную плату и ждать того момента, когда наш давний стратегический партнер — компания Sollers — заменит ушедший с рынка Ford Transit другим автомобилем, на базе которого мы могли бы производить привычную для наших покупателей продукцию.

В 2023-м Sollers стал выпускать на мощностях своих заводов Sollers Atlant и Sollers Argo. Год ушёл у нас на то, чтобы изучить эти модели и, опираясь на весь наш опыт, запустить на их основе производство знакомых рынку модификаций, от простых промтоварных фургонов до автомобилей скорой медицинской помощи, лабораторий различного назначения и других сложных спецмашин.

Сварочный цех на производственной площадке в Республике Татарстан

- А появились ли у компании новые партнеры? Развиваете ли новые направления?

- Мы до сих пор продолжаем увеличивать ассортимент продукции и рассматриваем возможность взаимодействия с новыми партнёрами. В этом году мы впервые за всю историю компании начали работать со среднетоннажной и крупнотоннажной техникой. Конечно, мы только осваиваем эту нишу, но заходим в неё, имея многолетний опыт производства надстроек на базе малотоннажных грузовиков.

Сейчас, как и раньше, мы предлагаем свыше 500 спецверсий автомобилей на базе цельнометаллических фургонов и шасси.

- Каковы сейчас показатели компании в сфере производства спецмашин? Можно ли предварительно оценить результаты этого года в сравнении с 2021-м?

- Пока рано сравнивать текущее положение дел с докризисными показателями, но уже можно сказать, что объём выручки по итогам этого года значительно вырастет в сравнении с 2021-м. Что касается количества автомобилей, которые планируем произвести в этом году, то к показателям 2021 года мы ещё не вернулись.

Если же взять для сравнения 2023 год, который можно назвать провальным, то мы уже сейчас видим существенный рост и оборота, и количества произведенной техники.

Цех по производству сэндвич-панелей на производственной площадке в Республике Татарстан

- Как, на ваш взгляд, сложившаяся геополитическая обстановка повлияла на рынок коммерческого транспорта? Что изменилось для производителей разнообразных модификаций коммерческих автомобилей и покупателей?

- Конечно, рынок LCV испытал большой шок, так как привычная всем продукция исчезла. Поэтому нашим покупателям тоже пришлось перестраиваться — привыкать к новым брендам, пробовать новые продукты.

Если говорить о рынке коммерческого транспорта в целом, то отложенный спрос 2022-го – начала 2023 года никто не отменял. Товары нужно перевозить по стране, машины в парках компаний, естественно, изнашиваются, нужно покупать новые. Тот факт, что выбор на рынке сейчас невелик, в определенном смысле даже упрощает задачу. Каждый из нас является потребителем и знает: чем больше выбор — тем сложнее определиться.

Да, ассортимент базовых транспортных средств, используемых такими производителями, как мы, стал гораздо меньше. Но это не сказалось ни на количестве, ни на качестве выпускаемых в России спецверсий автомобилей. По своим техническим и эксплуатационным характеристикам продукция новых игроков ничуть не уступает продукции покинувших Россию компаний. Изменения в основном только психологические. Ключевые партнеры, которые из года в год покупали у нас машины, продолжают их покупать и остаются довольны как новыми продуктами на базе средне- и крупнотоннажной техники, так и обновленными модификациями малотоннажных автомобилей.

Конечно, изменилась стоимость. Повышение ключевой ставки и ставки утильсбора, рост курса валют и в целом условия, в которых сейчас существует российская экономика, — всё это способствовало увеличению стоимости конечной продукции. Но такое уже не раз происходило в нашей истории: цены растут — рынок адаптируется.

Аппарат лазерной резки

- В мае эксперты аналитического агентства «Автостат» озвучили прогнозы, согласно которым на рынке LCV при любом раскладе до конца года будет положительная динамика. В базовой версии прогноза заложен рост в 22% (до объема продаж в 110 тыс. единиц), в оптимистичном сценарии — 35% (до 122 тыс. шт.), в пессимистичном — 8% (до 98 тыс. шт.). Вы согласны с этим? Какого сценария ожидаете?

- Если сравнивать 2023 и 2024 годы, то этот прогноз должен соответствовать действительности. За падением рынка всегда следует подъём. Как раз это мы сейчас и наблюдаем.

Что касается прогнозов, мы склоняемся к тому, что по итогам 2024 года процент роста рынка будет средним между показателями, озвученными «Автостатом» в рамках базового и оптимистичного сценариев. Скорее всего, ближе к оптимистичному: об этом говорят результаты восьми месяцев текущего года.

Такой серьезный рост в первую очередь обусловлен провалом первого полугодия 2023-го. Посудите сами. Тогда на российском рынке LCV ежемесячно продавалось 6-6,5 тыс. автомобилей. В то время как в первом полугодии 2024-го объём ежемесячной реализации автомобилей составлял 9-9,5 тыс. единиц. А вот показатели июля и августа в прошлом и текущем году уже примерно одинаковые.

Нарезка стеклопластика для производства сэндвич-панелей

- Долгие годы «СТ Нижегородец» является дилером Sollers. Развиваете ли вы это направление деятельности? Появились ли в портфеле компании новые бренды? Удалось ли за последний год расширить географию присутствия на российском рынке?

- Что касается нашей продукции, то, как и раньше, мы доставляем её во все уголки России, от Калининграда до Дальнего Востока. А вот если говорить о дилерстве, нам есть чем поделиться. В прошлом году мы открыли два новых дилерских центра Sollers в Казани и Уфе. Там можно ознакомиться не только с базовыми моделями, которые выпускает завод Sollers, но и с нашими модификациями автомобилей на базе Sollers Atlant и Sollers Argo.

В конце 2023 года «СТ Нижегородец» стал дилером автомобилей LCV Dongfeng в Нижнем Новгороде. Уверены, что эти машины более чем конкурентоспособны и могут занять одну из лидирующих позиций на российском рынке среди импортируемых брендов.

Изотермический фургон-рефрижератор увеличенной высоты на базе автомобиля Sollers Atlant

- Как решаете вопросы сервиса, доступности запчастей? Есть ли у вас дефицит запчастей? Если есть, как справляетесь с этим? Если нет, за счет чего удалось выстроить процессы?

- Мы до сих пор продолжаем выстраивать процессы в этом направлении. Как и у всех компаний, у нас произошла частичная смена поставщиков, и это касается не только запасных частей, но и материалов, которые мы используем в производстве. Конечно, основные поставки сейчас идут из таких стран, как Турция, Китай. На определенном этапе нужно было быстро найти новых партнеров, наладить с ними отношения, заключить новые договоры.

Естественно, были сложности с логистикой. Ее тоже пришлось выстраивать заново, потому что мы, по сути, развернулись на 180 градусов. Даже транспортная система на востоке нашей страны не обладает такой пропускной способностью, которая требуется сейчас для доставки товаров и материалов, идущих, скажем, со стороны Китая. Поэтому задержки есть. Процесс поставки значительно усложнился, и сроки увеличились в несколько раз. Но потребитель не готов ждать, и это заставляет нас расширять складские мощности, увеличивать складские запасы.

Что касается запасных частей для автомобилей Sollers, то они, как правило, есть в наличии. Мы, как и раньше, стараемся держать на складе 95-96% расходных материалов, необходимых для обслуживания проданных нами машин. С этим у клиентов не возникает проблем. Но все же есть сложности, вызванные увеличением сроков поставки компонентов для ремонта, что связано с логистикой.

То есть проблемы в этой сфере ещё остались. Может быть, не настолько серьезные, как мы ожидали, но все же. Однако это решаемо: будут новые контакты, новые связи, новые поставки.

Технологическая линия производства сэндвич-панелей

- Изменились ли предпочтения заказчиков в выборе моделей, типов или модификаций за последние несколько лет, с чем это связано? Какая продукция самая популярная и почему?

- Если говорить о нашей компании, то несколько лет назад основным продуктом, который мы производили, были автобусы различной вместимости. А на сегодняшний день больше 50% нашей продукции — это промтоварные, изотермические, рефрижераторные и другие фургоны. То есть мы видим уклон в сторону перевозки товаров. Этого требуют и рынок в целом, и изменившаяся структура пассажирского транспорта: сейчас небольшие автобусы малой вместимости используются всё меньше и меньше. Вслед за изменением структуры спроса меняемся и мы.

Камера проверки на водонепроницаемость

- Собираете ли обратную связь от клиентов с целью доработки продукции? Приходилось ли адаптировать вашу технику под потребности регионов?

- Безусловно. У нас очень большая страна. Регионы различаются и по климату, и по качеству дорог, и по их протяженности. Пробеги наших автомобилей, работающих на дорогах Нижегородской области и Дальнего Востока, несравнимы. Где-то машина практически не видит зимы, а где-то — лета. К тому же у клиентов разные потребности. И все это надо учитывать. Поэтому мы всегда благодарны владельцам автомобилей за обратную связь и особенно за критику: похвалы всех радуют, но не позволяют развиваться, не дают возможностей для роста, а вот здоровая, конструктивная критика всегда идёт на пользу.

Мы как производитель предоставляем гарантию на выпущенную нами продукцию и ведём статистику поломок и гарантийных ремонтов. Исходя из этого, вносим конструктивные изменения в автомобили, чтобы в будущем исключить наиболее часто возникающие проблемы.
Самый важный показатель в гарантийном ремонте — количество поломок на 100 выпускаемых машин. И мы стараемся придерживаться жестких стандартов, которым следуем уже не первый год: число поломок на 100 произведенных нами автомобилей не должно превышать 2,5-3 случая.

Гибочный станок

- Планирует ли компания инвестиции в расширение производства, освоение выпуска новой продукции?

- Безусловно, в ближайшие два-три года мы планируем значительные инвестиции в дальнейшее расширение производства, что в первую очередь связано с расширением продуктовой линейки, началом работы со средне- и крупнотоннажными автомобилями. Для этого потребуются увеличенные производственные площади, новый станочный парк, сотрудники с новыми, более широкими компетенциями.

Цех сборки изотермических фургонов

- Какие задачи являются для вас первоочередными в сегодняшней рыночной ситуации? Какие проблемы ещё предстоит решить?

- Наши компетенции и опыт позволяют нам производить практически неограниченное количество модификаций автомобилей. Но какие-то (особенно сложные) машины требуют установки специфического оборудования или применения редких материалов, которые предлагают максимум две-три компании в мире, и найти их сейчас очень сложно.
Не менее важной задачей является решение вопросов, связанных с транспортировкой продукции, материалов, запасных частей до предприятия: сейчас ждать доставки какого-то небольшого крепежа по несколько недель неприемлемо.

Поэтому наши основные усилия сконцентрированы на поиске новых поставщиков и выстраивании эффективной логистики. Это позволит нам сократить сроки производства продукции.

Пережив потрясения 2022 года, в 2024-м мы смотрим в будущее с оптимизмом. Понимаем, что, получив такой опыт преодоления кризиса, мы стали сильнее, закалились. Так что трудности нас не пугают.

На площадке готовой продукции