Законодательство
ПРИШЛА БЕДА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ...
Ряд британских СМИ, например, Daily Mail или The Sunday Times, со ссылкой на Комиссию по законодательству, занятую разработкой правовой основы для применения беспилотных автомобилей на дорогах Великобритании, сообщили о новой уязвимости (проблеме?) беспилотников...
Алексей САМОЙЛОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ПРИШЛА БЕДА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ...
Ряд британских СМИ, например, Daily Mail или The Sunday Times, со ссылкой на Комиссию по законодательству, занятую разработкой правовой основы для применения беспилотных автомобилей на дорогах Великобритании, сообщили о новой уязвимости (проблеме?) беспилотников
Как утверждают наши источники, эксперты, близкие к Комиссии, предупреждают, что беспилотные автомобили могут быть... расистскими по своей сути, потому что они не могут обнаружить темнокожие лица в темноте. Комиссия по законодательству заявляет, что расовые предубеждения «проникли в конструкцию транспортных средств и автоматизированных систем», что может иметь катастрофические последствия. 

Некоторые подробности. По определению, автономные автомобили, оснащенные искусственным интеллектом, могут обнаруживать пешеходов, чтобы знать, когда остановиться и избежать столкновения. Но выявленная «врожденная» предвзятость фактически означает, что любой человек с «небелым» оттенком кожи может подвергаться большему риску попасть в аварию в условиях плохой освещенности. Также если упомянутые системы предназначены для распознавания пешеходов по движениям ног, то «эти движения могут быть не столь явными для людей, носящих длинные юбки или халаты». Кроме того, по данным Комиссии, беспилотные автомобили могут быть предвзятыми в отношении женщин и лиц с ограниченными физическими возможностями, поскольку их системы управления... в значительной степени созданы трудоспособными мужчинами.

«Там, где создатели беспилотников набираются преимущественно из одной демографической группы (например, это молодые мужчины), легко упустить из виду разнообразие окружающих людей - тех, на кого влияет применение автомобилей», - говорится в сообщении Комиссии...


По мнению ряда британских экспертов и законодателей, примерно так принимают на работу разработчиков «беспилотных» автомобилей...

К сожалению, опубликованное выше не первоапрельская шутка и не фрагменты из известной повести Николая Васильевича Гоголя, написанной им в 1835 году. Но все-таки оцените каков расклад:

■ По данным Министерства транспорта Великобритании, к 2035 году в стране рынок беспилотных транспортных средств в стоимостном выражении может достигнуть цифры в 42 миллиардов фунтов стерлингов. Более того: к тому времени 40% новых автомобилей, проданных в Великобритании, смогут иметь возможности автономного (или - автоматизированного) управления.

■ Автономные транспортные средства в стране смогут получить широкое распространение только в том случае, если им можно будет полностью доверять...

Отсюда вопрос, увы, в это раз - без ответа: «Сui Рrodest?» (Кому выгодно?)


Важно: оптические системы беспилотников гражданского назначения не занимаются распознаванием лиц...
Разумеется, мы не первый раз пишем об автомобилях с автономным управлением и проблемах их практического применения. Посему признаем, что предвзятость искусственного интеллекта существует и действительно является проблемой...

Но не меньшей проблемой является и то, что на волне хайпа, созданием беспилотников начали заниматься даже те, кто не имеет никакого опыта разработки, испытаний, производства и послепродажного сопровождения автомобильной техники, вроде стартапов без истории в широком понимании, включая тех же агрегаторов такси. Последние, как помните, любят утверждать, что являются лишь посредниками между заказчиком и исполнителем транспортных услуг...
Однако, как выясняется в данном случае, плохо и то, что некоторые законодатели (и даже некие привлеченные эксперты), со своей стороны не менее далеки от современных разработок хотя бы существующих систем обнаружения пешеходов автомобилями с автономным управлением...

Например. Вообще-то само понятие «пешеход» у серьезных разработчиков на сегодня является дискуссионным. Например, как вариант, известный немецкий автопроизводитель под ним понимает: малоразмерный объект, имеющий габариты: А (мм) х В (мм) х С (мм) и условно - «умещающийся» в некий виртуальный параллелепипед «АВС»; движущийся со скоростью до 8 км/ч; уже находящийся в полосе движения или при расчетной траектории , вычисленной на основании определенных системами мониторинга окружающей обстановки координат, движущийся со сближением/ пресечением курса «беспилотного» автомобиля.
Совокупность перечисленных (и иных) параметров плюс анализ поведения объекта за некий интервал времени и позволяют классифицировать его как пешехода...

Может быть, дальнейшее прозвучит неполиткорректно: но такую систему в принципе не интересуют цвет кожи, длина юбок/ халатов или физические способности «объекта»...

И более того, оптические системы беспилотников гражданского назначения не занимаются распознаванием лиц (разумеется - могут быть «включены» некие закрытые протоколы по требованию спецслужб, но это не наша тема), а самым современным - термолокационным, которые тоже предназначены для обнаружения пешеходов, «разглядывать» лица и ноги нет необходимости по определению - нужна только температура объекта, которая должна отличаться от окружающей среды...

p.s. На финальной картинке: примеры работы термолокационных датчиков контроля окружающей обстановки.
Пока предлагается их использовать для систем активной безопасности обычных автомобилей (основное это предупреждение об опасности наезда на пешехода), чуть позже будут и «беспилотники»...
Кадр с дымовой завесой это, разумеется, элемент презентации от разработчика системы (кстати, обратите внимание - здесь были обнаружены даже припаркованные автомобили, стоящие с выключенными двигателями), а вот остальные - это демонстрация возможностей устройства в реальных дорожных условиях - фото с сайта AZoNetwork