Подвижной состав

FM ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новинка Volvo Trucks для «ближнего боя»

Подвижной состав
FM ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Новинка VolvoTrucks для «ближнего боя»

Александр Солнцев, фото автора

Каким будет новый Volvo FM, я узнал еще в конце 2019-го, побывав в Гетеборге на презентации концептов тяжелых электрогрузовиков для европейского рынка в сегментах строительства и региональных перевозок. Именно они первыми примерили кабину кубической формы, которая так преобразила внешний вид шведского «региональщика», ведущего свою родословную аж с 1998 года.

Концепт тягача на электротяге, представленный в Гетеборге в декабре 2019-го,

первым примерил новую кабину FM

Не зря вскорости после появления на свет божий машина справедливо удостоилась премии Red Dot Award 2021 в категории «Дизайн коммерческих автомобилей» (см. «Мимоездом»). Удивляет другое: почему шведы столь долго держали на конвейере автомобиль, архитектура кабины которого восходит к FH12 начала девяностых годов прошлого столетия? При том что кабине флагманского FH придали кубическую форму еще в 2012-м. Можно предположить, что восьмилетняя задержка (с учетом того, что новый модельный ряд пошел в серию в 2020-м) связана с желанием идеологов шведской компании как можно дольше держать FM и FH в разных углах, то бишь четко разграничить ниши машин для ближнего и дальнего боя, дабы первый не откусывал долю пирога у второго? Дескать, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. И ведь правда кабина прежнего FM была откровенно тесной для магистральных путешествий на большие расстояния.

Два брата, почти близнеца. У FM кабина посажена ниже и расстояние от ветрового стекла до решетки радиатора заметно меньше. Поэтому, когда оба тягача стоят рядом, возникает ощущение, что FM – это тот же FH, только сплющенный

Кабина же грузовиков нового, четвертого по счету поколения прибавила в объеме сразу целый кубометр, что, конечно же, не могло не сказаться на повышении её комфорта и эргономики. И в этом смысле строгая внутри корпоративная субординация дала небольшую трещину: позиционирование FM в качестве только региональной или среднемагистральной машины уже не выглядит столь убедительно, как прежде. Не исключено, что на целом ряде небогатых рынков, в том числе и российском, её все же будут использовать в качестве инструмента дальнего боя. И проехав на «эф-эмке» от Перми до Екатеринбурга, могу сказать, что не удивлюсь такому решению, тем паче если оно будет подкреплено разумной ценой. Машина-то явно удалась!

Модернизированная приборная панель с новыми вещевыми отделениями и полностью цифровым 12-дюймовым дисплеем высокого разрешения. «Баранка» здесь такая же, как и у модели FH. Справа 9-дюймовый информационный дисплей с поддержкой функций Infotainment, навигации, данными о перевозимом грузе и изображениями с камер

Новый джойстик АКП I-Shift стал более современным и эргономичным. Для удобства водителя режимы переключения передач теперь подсвечиваются

Выигранный за счет прямых передних стоек дополнительный кубометр внутреннего пространства позволил значительно повысить площадь остекления с помощью заниженной линии двери, новых зеркал заднего вида и боковой камеры со стороны пассажира. Разработчики автомобиля утверждают, что таким образом им удалось на 15% улучшить обзорность. К обзорности, во всяком случае на трассе, претензий действительно нет, тем более что посадка здесь по понятным причинам более низкая, чем в FH, а чем ниже сидишь, тем меньше вокруг тебя «мертвых зон».

Высоту спальной полки увеличили на 150 мм. Теперь на ней можно комфортно сидеть, не упираясь коленями в подбородок, как это было на машинах предыдущего поколения. К тому же увеличился объем вещевых отсеков под ней…

Верхнее вещевое отделение на задней стенке кабины со светодиодными панелями в перегородках. Общий объем вещевых отсеков в новой кабине увеличен на 340 л

К слову, о «мертвых зонах». Рассказывая о строительном Volvo FMX в «КТТ» № 3/2021, я весьма высоко оценил наличие такой новинки, как камера слепой зоны. Оная встроена в основание внешнего зеркала заднего вида со стороны пассажира и передает изображение на 9-дюймовый экран, установленный на передней панели. Активируется она либо автоматически при включении правого поворотника, либо принудительно нажатием соответствующей кнопки на передней панели. Картинка на экране предоставляет человеку за рулем полную информацию о том, что творится по правому борту машины, таким образом существенно повышая безопасность движения в плотном потоке и стесненных условиях. Еще одна заслуживающая внимания инновация на тему безопасности, которая появилась на грузовиках Volvo нового модельного ряда, – круиз-контроль на спуске. Надо лишь задать величину скорости на спуске, и фирменный моторный тормоз VEB не позволит её превысить, а заодно сбережет рабочие тормозные механизмы от перегрева и дополнительного износа. Разумеется, если его усилий все-таки окажется недостаточно, то управляющая электроника задействует и рабочие тормоза.

Поскольку компания позиционирует Volvo FM как региональную машину для работы на коротком плече, топливный бак здесь только один. Его емкость 730 л

Для экономии места на раме бачок с AdBlue объемом 64 л

скомпоновали сверху прямо за кабиной

В кабину тягача ведут две ступеньки с нескользящим покрытием

Что касается заявленного производителем улучшения на 20% изоляции кабины, «защищающей водителя от холода, жары и шума», то здесь в отсутствие инструментального контроля приходится верить на слово. Но если сравнивать FM с флагманской моделью, то двигатель здесь, конечно, звучит отчетливее. Кстати, о двигателях. В арсенале FM имеются как 11-, так и 13-литровые моторы (все рядные «шестерки») в диапазоне мощности от 330 до 500 л.с. Тестовый тягач был оснащен 380-сильным D13C, и, к моему удивлению, этого количества «лошадок» и 1900 Ньютон-метров крутящего момента оказалось вполне достаточно, чтобы уверенно тянуть загруженный на две трети (полная масса примерно 30 тонн) автопоезд «по долинам и по взгорьям». Вот что значат грамотно подобранные передаточные отношения! Впрочем, пакетное предложение от производителя под названием «Орбита» предусматривает для двухосного тягача FM 420-сильную настройку этого мотора. Именно на такую комплектацию, скорее всего, и придется основной объем продаж.

Как и FH, «эф эмка» щеголяет V-образной головной оптикой, либо светодиодной, либо галогенной. Увы, в отличие от флагмана модельного ряда, адаптивный дальний свет ей недоступен. Не по Сеньке шапка…

Подвеска кабины: спереди пружины с амортизаторами, сзади пневмобаллоны

В моторном отсеке рядная «шестерка» D13C в 380-сильной версии

Помимо вышеперечисленных новаций Volvo Trucks похвасталась еще и новой версией адаптивного круиз-контроля (ACC), который, как утверждается, теперь работает на всех скоростях вплоть до 0 км/ч. Иными словами, должен затормаживать машину до полной остановки. Отъехав километров сто от Перми, мы попали в длиннющую пробку, связанную с расширением дорожного полотна (видимо, в рамках строительства участка скоростной автомагистрали Москва – Казань – Екатеринбург). Удачный момент для того, чтобы проверить систему в действии. Увы, может быть, я ошибся в настройках, но когда до впереди ползущей легковушки оставался буквально метр, а тягач и не думал останавливаться, пришлось самому от души надавить на педаль тормоза. И это было, пожалуй, единственным недоразумением за всю поездку.

Передняя подвеска: балка на двухлистовых рессорах

Задняя подвеска пневматическая, на четырёх подушках.

Крепится она сверху, на V-образной тяге

«Как тебе FM?» – спросил под конец cопровождавший меня представитель Volvo Trucks. Поскольку автор этих строк находился под сильным впечатлением от того, как классно рулится тягач, то позволил себе такую метафору: если в кабине FH ты подобен наезднику на скакуне, пусть и весьма породистом, то за рулем нового FM ощущаешь себя кентавром, настолько водитель и машина сливаются в одно целое.

Обогреваемые внешние зеркала заднего вида с электроприводом и боковой камерой со стороны пассажира. Изображение с нее выводится на 9-дюймовый дисплей в кабине

ИЗ АРХИВА
VOLVO FM

История семейства Volvo FM начинается с августа 1998 года. Его прародителями стали тяжелые версии «эф элек» – FL7, FL10 и FL12, появившиеся в модельной гамме шведской компании в 80-х годах прошлого века (в 1986-м семейство Volvo FL удостоилось титула «Грузовик года»). За созданием новинки, столь здорово смахивающей на своего старшего братца FH12, стоял трезвый экономический расчет: минимизация затрат по внедрению ее в серийное производство. В результате родилась концепция глобальной модульной конструкции (так называемый проект 2200), своего рода всемирного грузовика. В качестве базовой модели выбрали Volvo FH12, бестселлер компании, растиражированный с 1993-го более чем в 120 тысячах экземпляров. Перед разработчиками стояла вполне конкретная задача: сократить к началу следующего тысячелетия общее количество комплектующих для всех моделей Volvo, собираемых в Старом и Новом Свете, с сорока тысяч до двадцати тысяч. И они, похоже, своего добились: около 80% комплектующих у моделей FM и FH общие.

Один из непосредственных предшественников cерии FM – Volvo FL10 в снегах Лапландии

Первая генерация FM (1998-2000 гг.) состояла из грузовиков серий FM7, FM10 и FM12, способных выполнять широкий круг транспортных задач. Прежде всего, это муниципальные и строительные работы, а также региональные перевозки. Именно они заполнили нишу между более легкими FLC/FL6 и дальнобойными FH12 и FH16. В зависимости от назначения на выбор предлагалось три типа кабин: дневная, спальная и дальнобойная Globetrotter (с двумя спальными полками) и три двигателя: D7C, 7,3 л (250-290 л.с.), D10B, 9,6 л (320-360 л.с.) и D12C, 12,1 л (380-420 л.с.).

Представители первого поколения FM (фото из книги «Seventy Years Of Volvo Trucks»)

Второе поколение (2001-2013 гг.) примечательно тем, что в гамме появился новый 9,4-литровый мотор D9А (260-380 л.с.), заменивший D7C и D10В. Соответственно, оснащенные им грузовики стали именоваться FM9.

Презентация FM9 и FM12 на знаменитом кольце Спа-Франкоршам (Бельгия)

Третье поколение (2013-2020 гг.). За FM окончательно закрепляется слава универсального автомобиля. Поражает многовариантность исполнения кабин: дневная, спальная с обычной и низкой крышей, Globetrotter и Globetrotter LXL. Внутренняя высота последней 210 см (167 см от тоннеля двигателя до потолка). Равно как и обилие колесных формул: 4х2, 6х2, 6х4, 8х2 и 8х4. На машины устанавливаются новые 11- и 13-литровые двигатели. Мощность D11 варьируется в диапазоне 330-450 л.с., а D13 составляет 420-500 л.с.

Машины третьей генерации на заводе Volvo Trucks в Калуге

Мимоездом

МИМОЕЗДОМ

Карин Ларссон, главный дизайнер Volvo Trucks

Творческие усилия команды дизайнеров во главе с Карин Ларрсон, главным дизайнером Volvo Trucks, по созданию нового облика Volvo FM не прошли незамеченными. Грузовик удостоился престижной премии Red Dot Award 2021 в категории «Дизайн коммерческих автомобилей».

«Награда подчеркивает выдержанный нами баланс между дизайном и функциональностью Volvo FM. Автомобиль создает бизнес-ценность для наших клиентов, при этом дизайн экстерьера, интерьера и эргономичная рабочая зона улучшают условия труда и отдыха водителей, что помогает им еще лучше обслуживать потребности общества в доставке товаров и услуг», – отметила Карин Ларссон.

Для справки. Премия Red Dot Award получила признание на международном уровне как один из отличительных знаков качества для выдающегося дизайна. История награды берет свое начало в 1955 году в немецком городе Эссен, где она была учреждена в Центре дизайна земли Нордрайн-Вестфаллен. Экспертным жюри в области дизайна продукта, коммуникационного дизайна и дизайнерских концепций награждаются наиболее выдающиеся новинки рынка. Сегодня в состав жюри Red Dot Award входит около 50 признанных международных экспертов в области дизайна. В конкурсе 2021 года приняли участие продукты из более чем 60 стран.