Автопром
ЦЕХ РАЗМЕРОМ С ЗАВОД
Могилевтрансмаш - вотчина автокранов, прицепов и лесовозов МАЗ
АВТОПРОМ

ЦЕХ РАЗМЕРОМ С ЗАВОД
Могилевтрансмаш - вотчина автокранов, прицепов и лесовозов МАЗ
Андрей Филиппов, фото автора
Современная история завода «Могилевтрансмаш» началась в 2005 году. Именно тогда предприятие, существовавшее на тот момент более двух десятилетий, было передано под патронаж МАЗа. Продуктовая линейка была представлена автокранами и полуприцепами – не сказать, чтобы очень разнообразно. Зато теперь все МАЗы за исключением седельных тягачей и бортовых грузовиков собирают именно здесь.

В принципе, можно попытаться отразить текущий модельный ряд в цифрах: самосвалов - 14 основных моделей, мусоровозов - 10 разновидностей, прицепов и полуприцепов - 20 вариантов… Но по факту это не дает даже малой толики представления о том, что происходит на заводе в реальности. Времена, когда в Могилеве штамповали одну универсальную модель, давно прошли. Сейчас чуть ли не раз в квартал завод выпускает очередную новинку, доработанную под требования заказчиков. Поэтому о перспективах Могилевтрансмаша лучше всего судить по тем направлениям, которые здесь считают приоритетными.
Автокраны и автовышки
Когда-то автокраны производства Могилевтрансмаш были на хорошем счету у строителей. Однако переход на отечественные комплектующие, который принудительно насаживался на всех белорусских предприятиях, сыграл с заводом злую шутку – качество продукции сильно упало. Когда ошибку все же поняли, предприятию пришлось начинать все заново. Ведь от былой репутации не осталось и следа - краны «Машека» стали считаться сильно «бюджетным» вариантом.
25-тонный автокран КС-5575BY-C-2 на шасси МАЗ-6312С3
Благо, все проколы были учтены, и в настоящее время в Могилеве стараются использовать только проверенные комплектующие. Это приносит свои плоды, и автокраны вернули былую надежность. Как бы подчеркивая новизну текущей линейки, на стрелах даже появилось имя «Зубр» - мол, забудьте про старые недочеты, у нас теперь новый продукт. В глобальном плане на заводе хотят минимизировать модельный ряд. Есть три модели с грузоподъемностью 25-, 32- и 40 тонн, на которые есть устойчивый спрос.
32-тонный автокран КС-5571BY-C-22 на шасси МАЗ-6312С3
Все, что больше, требует серьезных вложений с неясной перспективой. К тому же в Беларуси на «ЗУМЛИОН БЕЛ-РУС» уже собирают 60-тонники КС-6576Z-1 на шасси МАЗ-6516B9 (8х4), так что при желании есть, что купить. Все, что меньше, сейчас прекрасно заменяют тяжелые КМУ. На данный момент Могилевтрансмаш еще производит 20-тонники на шасси МАЗ-5340 (даже 15-тонник можно найти на сайте), но позиция руководства завода однозначна – это бесперспективное направление. Нужно концентрироваться на массовых моделях.
20-тонный автокран МАЗ-45729 на шасси МАЗ-5340
И в данном случае это не просто слова. В настоящее время новые модели и модификации 25-тонников появляются с завидной регулярностью. Кроме уже известных вариантов на шасси МАЗ-6312 (6х4), покупателям активно предлагаются автокраны на шасси МАЗ-6302 (6х6). Сам МАЗ приложил немало усилий, чтобы создать специальное крановое шасси с полным приводом. Максимально облегченное, с односкатной ошиновкой и уменьшенной высотой, оно единственное в СНГ по факту может передвигаться по дорогам общего пользования без нарушения весовых и габаритных ограничений. Тем не менее, конструкторы не устают повторять – это не «вездеход», а «паркетник». Да, за счет переднего ведущего моста и того факта, что задним колесам не приходится пробивать дополнительную колею, машина увереннее чувствует себя на стройплощадках и может перемещаться по ним без помощи трактора. Но для выездов «в поля» эта техника не предназначена. Для настоящей грязи в линейке имеется 25-тонник на шасси МАЗ-6317 третьего поколения, который по-прежнему собирают мелкими партиями под заказ.
25-тонные автокраны КС-5575BY-H на шасси МАЗ-6302C5
Если 32-тонники, как и 25-тонники, хорошо известны покупателям, то КС-6572BY-C на шасси МАЗ-6312C5 для них все еще новинка. Пожалуй, этот 40-тонник будет самым тяжелым автокраном, который конструкторам Могилевтрансмаш удалось водрузить на данное шасси. В рабочем положении, когда на машине установлены все положенные противовесы, она буквально встает «на дыбы» при любой неаккуратной попытке тронуться с места. Поэтому для перевозки между объектами плиты противовеса придется транспортировать на прицепе.
40-тонный автокран КС-6572BY-C на шасси МАЗ-6312C5
Стоит отметить, что создание новых моделей не является приоритетным. Скорее на заводе заинтересованы в совершенствовании существующего модельного ряда. Ведутся работы над новой кабиной крановщика со сдвижной, а не распашной дверью. Прорабатывается возможность установки гуська и люльки на весь модельный ряд. Могилевтрансмаш пытается без снижения качества продукции минимизировать количество элементов крановой установки, закупаемых на стороне. При этом завод до сих пор производит стрелы не только овоидного, но и прямоугольного профиля – заказчики есть на оба варианта.
25-тонный автокран КС-55727-F Зубр на шасси МАЗ-6317
Совершенно иначе обстоят дела с автовышками. Несмотря на то, что в настоящее время завод готов поставлять десяток моделей с высотой подъема от 17 до 30 метров, спрос на них невелик. Все дело в том, что Могилевтрансмаш ограничен модельным рядом МАЗ, и вынужден использовать только это шасси.

Если говорить о малых автовышках, то, как известно, самый компактный «Корнет» имеет полную массу 10 100 кг – на фоне конкурентов это много. Сейчас на предприятии ждут, чем закончится история с освоением в производстве «китайчонка» - среднетоннажника МАЗ-365120. Имея полную массу 7500 кг при грузоподъемности 4800 кг и малые размеры, эта модель куда больше подходит для создания компактных автовышек, чем текущая линейка шасси.

Модели покрупнее активно заменяются универсальным КМУ и автокранами, которые все чаще получают функционал установки люльки. Как говорилось выше, данная опция теперь предлагается и на новых «Зубрах».
Автокраны КС-5575BY-H-2 во время испытаний
Поэтому заводчане надеются на тему 40-метровых АГП, которым гораздо сложнее найти альтернативу. До недавних пор такие автовышки монтировались только на полноприводниках МАЗ-6317. Понятно, что далеко не всем нужен прожорливый внедорожный монстр, тем более что много высотных объектов для таких моделей находится в городской черте. Пару лет назад на предприятии собрали автовышки АГП-40 на шасси МАЗ-5340 (4х2) и МАЗ-6312 (6х4), которые были переданы заказчику из Гродненской области. Машины исправно отработали все это время, и теперь завод готов запустить их в серию.
Автовышка АГП-40-А на шасси МАЗ-6312
Прицепы и полуприцепы
Интересна и ситуация с прицепной техникой, выпускаемой на Могилевтрансмаше. Не так давно основной продукцией предприятия были прицепы и полуприцепы, предназначенные для работы в составе магистральных автопоездов. Однако теперь все больше новинок появляется в сегменте «рабочих лошадок» - самосвалы, сортиментовозы, трейлеры.
Полуприцеп-трал МАЗ-997710
Пожалуй, самой яркой моделью, которая еще проходит испытания, является самосвальный полуприцеп МАЗ-954900. 38-кубовый четырехосный полуприцеп рассчитан на перевозку 41 000 кг породы. Полная масса самосвального автопоезда в сцепке с ним может достигать 65 000 кг. Интересно, что, несмотря на внушительный вес, ошиновка всех осей односкатная, а первая и вторая оси еще и подъемные.
Самосвальный полуприцеп МАЗ-954900
Не остался завод в стороне и от повышенного внимания к лесозаготовительной отрасли в Беларуси. Так в серию пошел прицеп-сортиментовоз МАЗ-892630. Рассчитанная на работу в составе автопоезда с полноприводным тягачом, модель комплектуется внедорожными шинами 16.00 R20, а ее полная масса равна 24 000 кг. Интересно, что первоначально на испытаниях данный прицеп рассчитывался на полную массу в 33 000 кг, но видимо 11-тонные нагрузки на оси посчитали все же чрезмерными.
Прицеп-сортиментовоз МАЗ-892630
Работает завод и над расширением новых полуприцепов-тралов. Так в прошлом году был собран первый образец двухосной модели МАЗ-992702 с полной массой 34 000 кг. А в паре с ним появился и более тяжелый трехосный вариант МАЗ-997710. Похоже, в данном случае речь идет о смещении в более легкий сегмент, потому как всего два года назад в Могилеве собрали трехосный трал МАЗ-993910 на «зубастой» резине с полной массой в 77 000 кг.
Полуприцеп-трал МАЗ-992702
И все, все, все…
Раз уж коснулись темы лесозаготовок, стоит упомянуть и два новых сортиментовоза: МАЗ-630228 и МАЗ-6302C9. Обе машины являются представителями полноприводников четвертого поколения. МАЗ очень долго шел к запуску шасси с колесной формулой 6х6 в действительно массовое производство. Автокраны, автовышки, сортиментовозы и лесовозы так и продолжали собираться на шасси МАЗ-6317 третьего поколения. И только в прошлом году минские внедорожники стали действительно серийными, и на их базе стали предлагать различные варианты надстроек.
Сортиментовоз МАЗ-630228
Полная масса МАЗ-630228 – 34 000 кг, а грузоподъемность – 19 700 кг. Для МАЗ-6302C9 эти цифры 33 500 кг и 19 650 кг соответственно. При этом последний имеет односкатную ошиновку и может работать в составе автопоезда с полной массой 65 000 кг. По сути, первый - это «паркетник», а второй - полноценный вездеход.
Сортиментовоз МАЗ-6302C9
Есть новые модели среди «мультилифтов», бункеровозов и автомобилей с КМУ. А вот в сегменте самосвалов и мусоровозов, который в 2019-2020 годах пополнялся новинками чуть ли не ежемесячно, сейчас затишье. Существующий модельный ряд на данном этапе полностью устраивает строителей и коммунальщиков, поэтому свои силы конструкторы перебросили на более актуальные темы.
МАЗ-6906C5 на шасси МАЗ-6501C5
Так что с уверенностью можно сказать, Могилевтрансмаш жив и даже развивается. Наряду с модернизацией старых моделей идет интенсивная работа над новыми. Насколько серьезно скажутся дополнительные экономические санкции на производстве – пока не ясно. Ведь Беларусь уже получила основную порцию «запретов» еще год назад. И за это время европейские комплектующие уже сменились китайскими. А вот что будет дальше – посмотрим по факту.
Самосвал МАЗ-650128
МИМОЕЗДОМ
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
В 2010-2011 годах на Могилевтрансмаше было время перспективных разработок. Тогда завод представил ряд новинок, способных резко поднять интерес к продукции предприятия. Так было создано специальное крановое шасси МАЗ-6903A3 (6х4). Новинка представляла собой опорно-ходовую раму, на которую впоследствии можно было монтировать различные крановые установки или автовышки. Модель позволяла не только снизить габаритную высоту автомобиля. Она была легче, устойчивее, имела уменьшенную металлоемкость и в случае запуска в серию должна была снизить стоимость готового автокрана. Спецшасси было рассчитано на установку надстроек с грузоподъемностью от 25 до 40 тонн. На него даже успели установить 32-тонный кран, но… Доводкой и последующей сертификацией новинки по идее должен был заниматься головной МАЗ. Однако на тот момент на заводе посчитали, что это слишком долгосрочный проект и тема развития не получила.
Крановое спецшасси МАЗ-6903A3 под монтаж 32-тонного крана
Такая же участь постигла и 40-тонный автокран КС-6571BY - это была первая модель такой грузоподъемности. Новинка базировалась на шасси МАЗ-6516A8-340 (8х4). 5-секционная стрела обеспечивала высоту подъема до 38,5 метров, а система противовесов, разработанная конструкторами предприятия, на тот момент не имела аналогов. Гидравлическое управление, кабина с функцией отклонения на 18°, хорошая маневренность – увы, всего этого оказалось недостаточно для запуска модели в серию.
40-тонный автокран КС-6571BY на шасси МАЗ-6516A8-340
Тогда же был разработан ряд моделей в тесном сотрудничестве с южнокорейской фирмой Ewerdigm. Начав с установки пяти бетононасосов на шасси МАЗ-MAN-731268 (8х4), завод перешел на использование шасси МАЗ-651669 (8х4). Было разработано три модели: МАЗ-693269 (рабочая высота 43 м), МАЗ-693469 (рабочая высота 47 м) и МАЗ-693569 (рабочая высота 50 м). Причем в последнем случае для монтажа здоровенной установки колесная база между 2-й и 3-й осью была растянута до 4,7 м, а общая длина бетононасоса достигла 13,85 м.
Бетононасос МАЗ-693469 с надстройкой Ewerdigm ECP 47CX-5 на шасси МАЗ
Бетононасос МАЗ-690468 с надстройкой Ewerdigm ECP 47CX-5 на шасси МАЗ-MAN
В то же время на заводе разработали и две модели для пожарных: автовышку АКП-48 и автолестницу АЛ-52, базировавшиеся все на том же шасси МАЗ-651669 (8х4). Обе надстройки были вышеупомянутой южнокорейской фирмы Ewerdigm. Они приходили в Могилев в полусобранном виде, а уже белорусы монтировали их на шасси. По словам заводчан, такие машины получили все шесть областей Беларуси.
Автолестница АЛ-52 с надстройкой Ewerdigm ERL 52
Продолжения сотрудничества не получилось – машины оказались дороговаты. Но все собранные бетононасосы и «пожарки» до сих пор находятся в эксплуатации. А в прошлом году представители из Кореи специально приезжали, чтобы устранить мелкие неполадки, а заодно и провести обслуживание техники.
Автовышка АКП-48 с надстройкой Ewerdigm EAP 481004
А еще Могилевтрансмаш разработал самосвальный полуприцеп МАЗ-954700. При снаряженной массе в 15 т, грузоподъемность перспективной модели составляла 50 т. Платформа ступенчатой формы покоилась на четырех осях BPW с двускатной ошиновкой. Чтобы кузов, вмещавший до 35 «кубов» породы, не опрокидывался при разгрузке, кроме датчика крена прицеп оснастили двумя гидравлическими аутригерами, расположенными между 2-й и 3-й осями. 4-я ось полуприцепа была самоустанавливающаяся, а запасное колесо опускалось с помощью гидравлики. Модель долго тестировали в различных режимах и с разными тягачами, но в серию так и не запустили.
Самосвальный полуприцеп МАЗ-954700 с тягачом МАЗ-6430B9