Автопром

МАЗЫ С КИТАЙСКИМИ КОРНЯМИ

Чего ожидать от совместных проектов?

Автопром

МАЗЫ С КИТАЙСКИМИ КОРНЯМИ

Чего ожидать от совместных проектов?

Андрей Филиппов, фото автора

В настоящий момент практически все автомобильные предприятия Беларуси работают в режиме санкционных ограничений. Кто-то утверждает, что автопрому соседей конец, кто-то, наоборот, говорит, что это позволит развить свое производство. Но мало кто вспоминает, что тот же МАЗ уже десяток лет активно работает с Китаем. И речь в данный момент даже не о сборочных производствах МАЗ-Вейчай и ФАСТ-МАЗ – это тема отдельного материала. Сейчас разговор о сборке легких цельнометаллических фургонов и микроавтобусов, а также среднетоннажных грузовиков с полной массой 7500 кг – моделей, которых до недавних пор не было в серийном производстве МАЗа. И вот, благодаря партнерству с китайцами, белорусам удалось расширить свою продуктовую линейку и войти в ниши, где раньше бренд не присутствовал. Правда, на российский рынок данный продукт еще не добрался, но ситуация может измениться в любой момент. И лучше быть к ней готовым.

Белорусско-китайские LCV

Проект по запуску в производство LCV МАЗ второго поколения стартовал в 2016 году. Именно тогда на заводе решили, что несмотря на неудачу с микроавтобусами первого поколения «Ника» данным сегментом нужно заниматься. Из ошибок прошлого извлекли уроки и в качестве базовой модели выбрали JAC Sunray – этакий китайский Mercedes-Benz Sprinter. Не самый плохой вариант, надо признать.
Сборка автомобилей стартовала в 2019 году. Именно тогда в Беларусь завезли полсотни машкомплектов, из которых на филиале МАЗа заводе «Брестмаш» собрали первую партию микроавтобусов МАЗ-281040 и фургонов МАЗ-356022. Причем под словом «сборка» имеется в виду полный цикл, а не прикручивание бамперов и зеркал на уже готовый кузов.

16-местный микроавтобус МАЗ-281040

Модели имеют идентичную «начинку»: 2,7-литровый двигатель JAC HFC4DE1-1D мощностью 149 л.с. и 6-ступенчатую коробку передач. В плане интерьера они представляют умеренный практицизм. В помощь водителю имеется бортовой компьютер и круиз-контроль. Как и в любом современном автомобиле сегмента есть масса отсеков для бумаг и различной мелочи. Относительно современные, как в техническом, так и в эстетическом плане, LCV в целом пришлись перевозчикам по душе. Но обе машины оказались с подвохом.

Интерьер кабины одинаков для обеих моделей

Габаритная длина 6 метров не позволила разместить в микроавтобусе более 16 мест для пассажиров. Такое ограничение очень снизило ценность МАЗ-281040 на фоне конкурентов, имевших как минимум на три места больше. О городских маршрутах, где допускается перевозка даже стоящих пассажиров, пришлось забыть. За редким исключением все выпущенные микроавтобусы сейчас работают в качестве корпоративного транспорта. Лишь несколько единиц используются на междугородных перевозках.

Внутренняя планировка может меняться полностью

У фургона оказалась другая беда – при сертификации ему определили полную массу 4050 кг, что автоматически превратило МАЗ-356022 в большой грузовик со всеми вытекающими последствиями. Для водителя стало обязательным наличие категории «C» в водительском удостоверении, и проезд по многим магистралям оказался для автомобиля платным. Кроме того, МАЗ банально не может въезжать под запрещающие знаки, которые не распространяются на одноклассников, зачастую имеющих гораздо большие размеры.
Именно из-за этого спрос на фургоны оказался намного ниже, чем на микроавтобусы. Однако в 2021 году МАЗ исправил ситуацию, сертифицировав «облегченные» варианты машин, полная масса которых вернулась в привычные границы – 3500 кг.

Цельнометаллический фургон МАЗ-356022

Стоит отметить, что два года не прошли для проекта впустую. Машина приглянулась «главному специалисту» МАЗа по переоборудованию, заводу «МАЗ-Купава». За это время там сумели изготовить без малого два десятка различных вариантов исполнения этих LCV.

Салон АСМП Купава-293170 на базе МАЗ-281040

Первоначально для создания спецверсий использовалась база микроавтобуса, позволяющая свободно передвигаться по городским улицам. Объединенные единой моделью Купава-233150, были собраны VIP-микроавтобусы различной пассажировместимости и планировки салона, катафалк и даже автодом. Кроме того, появились грузопассажирские варианты с разными размерами грузового отсека и салона, которые пришлись по душе как ремонтным бригадам, так и спасательным службам. Также на базе МАЗ-281040 был собран автомобиль скорой помощи Купава-293170 в остекленном варианте. Стоит отметить, что «МАЗ-Купава» достаточно элегантно вышла из ситуации с избыточным остеклением некоторых отсеков – окна изнутри защищались прочной решеткой, на которой по желанию заказчика вырезался его логотип.

Оперативный автомобиль Купава-233150 на базе МАЗ-281040

На долю МАЗ-356022 первоначально выпала лишь одна модель – изотермический фургон Купава-373100. Однако после появления «облегченной» версии ЦМФ стали служить базой для моделей, где требуются «глухие» стенки: АСМП, «грузпас» и т.д.
Сейчас ни МАЗ-281040, ни МАЗ-356022 уже не воспринимаются на белорусских дорогах как нечто необычное. А значит, данный проект можно признать успешным.

Грузопассажирский вариант Купава-233150 на базе МАЗ-356022

… и среднетоннажники

В сентябре ко Дню машиностроителей в Минске был презентован еще один совместный проект. Речь идет о среднетоннажнике МАЗ-365120. Так как массовый выпуск модели еще не начался, то информации о новинке пока не много.
За основу взят китайский грузовик Shacman Delong K3000. Модель относительно современная - в Поднебесной ее выпуск начался в 2019 году. Возможно именно этим был обусловлен выбор «донора». Впрочем, марка Shacman принадлежит компании Shaanxi, которая в свою очередь входит в состав холдинга Weichai. Так что скорее всего шасси подошло по совокупности факторов.

МАЗ-365120 с надстройкой производства придворного кутюрье МАЗ-Купава

Полная масса автомобиля составляет 7500 кг. Это самый маленький МАЗ в текущей линейке шасси. Собственный модельный ряд завода начинается с МАЗ-4371 семейства «Корнет» с полной массой 10 100 кг. При этом грузоподъемность «китайчонка» составляет 4800 кг против 5800 кг у «Корнета» - МАЗ-365120 оказывается существенно легче серийных моделей. При этом его колесная база 3330 мм – всего на 50 мм больше, чему самого короткого среднетоннажника.

Несмотря на короткую базу,

к заднему мосту идут два кардана через промежуточную опору

Двигатель здесь стоит Weichai Power WP3NQ150E50, отвечающий эконормам Евро-5. В принципе, мощности в 144 л.с., которую он развивает для такой полной массы должно быть вполне достаточно. Коробка передач – Fast Gear C6J45TB, 6-супенчатая, механическая. Расход топлива ориентировочно будет в пределах 14,5 л/100 км, а значит, 120-литрового топливного бака хватит как минимум на 800 км. Для машины данного класса даже с запасом.

Защита снизу не предусмотрена,

но на машинах такого класса она не особо и нужна

На выставке новый грузовик красовался с изотермической надстройкой модели 370010, произведенной, естественно на «МАЗ-Купава». Ее вместимость 20,6 м3, что позволят полностью реализовать весьма неплохое соотношение грузоподъемности к снаряженной массе.
Если говорить о восприятии машины в целом, то выглядит МАЗ-365120 неплохо. Качество сборки ни в чем не уступает тем же корейским автомобилям, с которыми теперь сравнивают «китайцев». Никаких висящих проводов, подтеков технических жидкостей или постороннего скрипа не замечено. Даже передняя панель в кабине пригнана как положено.
Кстати о кабине. Внутри в ней однозначно лучше, чем в серийных «Корнетах». Китайцы давно перестали экономить на приятных мелочах, призванных облегчить жизнь водителю, а потому такие вещи как подстаканники, USB-разъемы и лотки для мелочи здесь буквально вписаны в интерьер.

Интерьер не уступит ни «корейцам», ни «японцам» - выглядит достаточно современно

Панель приборов – комбинированная. По краям два аналоговых «полуциферблата»: слева – тахометр, справа – спидометр. Причем последний гонит стрелку «против часовой», что по началу вводит в смущение – 60 км/ч находятся там, где обычно отметка в 160 км/ч. Но к этому быстро привыкаешь. В середине панели при повороте ключа вспыхивает электронный экран. На нем в виде заполняемых шкал отображается запас топлива, температура охлаждающей жидкости и давление воздуха в тормозных контурах. Кроме того в цифровом виде высвечивается суточный и общий пробег, заряд АКБ, запас мочевины, средний расход топлива, текущая дата и большими цифрами дублируется скорость (может потому и оригинальный спидометр не помеха). В принципе, даже больше чем достаточно. Тем более, что все это на удивление легко считывается.

Циферблаты «замыкаются» электронными полукркужьями – интересное решение

Из интересного отмечу, что при «диагностике» приборов и контрольных ламп на панели загораются пиктограммы обогрева и… вентиляции сидений. А что так можно было?
Вместо простенькой магнитолы здесь установлена полностью руифицированная мультимедийная система с возможностью осуществления телефонных звонков. Управлять ее можно как через сенсорный экран, так и через клавишу на рулевом колесе. На нем же и клавиша управления круиз-контролем.

Кабина трехместная без всяких скидок и оговорок.

Качество исполнения видите сами

По большому счету, лично мне в новом среднетоннажнике понравилось даже больше, чем внутри вышеописанного LCV. Понятно, что некоторые опции «в базе» скорее  всего, будут отсутствовать. Но общий функционал кабины от этого не пострадает, а это важно.
Как и в случае с LCV речи о полноценном производстве здесь также не идет – грузовик предполагается собирать из машкомплектов. Перед презентацией МАЗ-365120 даже примерил резину производства «Белшина», так что начало локализации положено. Гарантия на грузовик будет три года, а межсервисный интервал – 20 000 км. Однако это пока все, что можно сказать конкретно. Ни о предполагаемых вариантах колесной базы или линейке силовых агрегатов, ни о месте сборки, ни тем более о ценнике ничего неизвестно. По предполагаемым рынкам сбыта тоже тишина…

Два стабилизатора поперечной устойчивости – предполагается, что на грузовичке будут «шустрить»?

Флюгер – хорошо или плохо?

К сборке «чужих» автомобилей на отечественных заводах у нас принято относиться негативно. И основной аргумент: «Дожили. Ничего сами сделать не можем». При этом как-то не учитывается момент, что если «сделать самим», то ценник на готовый продукт будет гораздо выше, чем при сборке «чужого». Более того, если «первоисходник» выбран правильно, то спрос на модель можно гарантировать. Вспомните выпуск Mercedes-Benz Sprinter Classic – его разметали как горячие пирожки. Сейчас та же самая история происходит и с LCV, которые собирают на МАЗе. После устранения прокола с полной массой, автомобиль стал интересен перевозчикам.

LCV МАЗ достаточно часто встречаются на дорогах. Пока только белорусских

Как будут обстоять дела с МАЗ-365120, загадывать пока рано. Однако тот факт, что завод наряду с разработкой собственных новых моделей использует для расширения модельного ряда и партнерские наработки – неплохо. По крайней мере, для потребителей точно. Ведь перевозчику по большому счету неважно, где именно разработан грузовик – главное, он может купить его здесь и сейчас. А если еще и цена будет вменяемая…

МИМОЕЗДОМ

ПЕРВЫЙ БЛИН

Первый совместный проект МАЗа с китайскими автопроизводителями был осуществлен в 2010 году. Тогда руководство завода решило, что необходимо зайти в новую нишу – автобусов особо малого класса. На тот момент это казалось здравой идеей – различного рода «маршрутки» активно наполняли не только улицы белорусских городов, но и междугородные трассы. Да и в России ситуация была точно такой же, так что, как говориться, все карты в руки.

10-местный микроавтобус МАЗ-182010 «Ника» - их собрано не более десятка

Первоначально предполагалось собирать две модели микроавтобусов: 14-местный МАЗ-181010 с длинной базой и высокой крышей и 11-местный МАЗ-182010 с короткой базой и низкой крышей. Но даже при беглом взгляде на эти машинки было понятно, что такой пассажировместимости можно добиться, только если возить внутри исключительно детей или низкорослых китайцев. Поэтому практически сразу проект был изменен.

Вариант компактного «бусика» так и не получил никакого развития

Большой микроавтобус был переименован в МАЗ-182010 и даже получил собственное имя «Ника». Сборку «микриков» наладили на «Могилевтрансмаше». Чтобы вдохнуть в модель жизнь, пришлось полностью избавиться от интерьера доставшегося машине от прародителя KingLong XMQ6520E. Сиденья, панель приборов, планировка салона – все было сделано заново. В итоге получился 10-местный микроавтобус, а про маленькую машинку больше никто не и вспоминал.

Грузопассажирский вариант был собран в единственном экземпляре

Грузовой фургон на базе МАЗ-182010 – серийно не собирался

Естественно, что подобная конструкция даже десять лет назад уже была жизнеспособной. Единственное, на что мог претендовать МАЗ-182010 «Ника» - роль служебного автомобиля. Собственно говоря, так оно и вышло. Несмотря на то, что микроавтобусы поступили в свободную продажу по цене эквивалентной 22 500$, практически все собранные экземпляры попали в различные филиалы МАЗа где прожили яркую и на удивление долгую жизнь. Заводские «Ники» исправно работали еще в начале текущего года. И только к лету встали на прикол, когда им на смену пришли микроавтобусы МАЗ второго поколения.

АСМП МАЗ-Купава-393170 было собрано две штуки – обе работали на МАЗе