подвижной состав

СЛЕДУЮЩИЙ ВАЛДАЙ

Главная новость на российском рынке коммерческого транспорта в только что наступившем году – начало приема заказов на совершенно новый среднетоннажный грузовик Валдай NEXT. Первые сведения об этой машине были «слиты» в Интернет всего несколько месяцев назад, то есть почти весь процесс создания и доводки этой модели газовцам удалось сохранить в секрете. Из каких же «ингредиентов» состоит новинка? Сейчас разберемся!
Николай Марков
Фото Группы ГАЗ и Сергея Леонтьева
Для начала – два слова о текущем положении дел с линейкой грузовых автомобилей ГАЗ. Сегмент легкого коммерческого транспорта включает в себя три семейства автомобилей: это «Соболь», «ГАЗель Бизнес» и «ГАЗель NEXT». Все вместе, учитывая облегченные модификации для столичного рынка, они перекрывают диапазон полных масс от 2,5 до 4,6 тонн. Следующая ступенька – это семейства «ГАЗон NEXT» и «ГАЗон NEXT City» с полной массой 8,6 тонн. И вершиной модельного ряда является тяжелая версия ГАЗона NEXT полной массой 10 тонн. Как видно, между тяжелой ГАЗелью NEXT и легким ГАЗоном NEXT City образовался разрыв в четыре тонны. Прежде эту брешь закрывали автомобили «Валдай», но лишь частично – их полная масса составляла 7,4 тонны, что не было оптимально: слишком мал разрыв с ГАЗонами и слишком велик с тяжелыми ГАЗелями. Так что неудивительно, что в 2015 году старый «Валдай» сняли с производства.
29 декабря 2015 года, 9:44 утра. Последний «Валдай» покидает главный конвейер Автозавода ГАЗ
Многие ждали, что завод рано или поздно представит Валдай NEXT как комбинацию старого шасси и полукапотной кабины от ГАЗели NEXT. Однако большого смысла выводить на рынок такую машину не было: вместо привлечения новых клиентов она просто начала бы «отнимать» покупателей либо у ГАЗона NEXT, либо у тяжелой ГАЗели NEXT. Поэтому газовцы поступили иначе: внимательно изучили запросы наиболее крупных клиентов и в соответствии с ними спроектировали совершенно новый грузовик, понизив его полную массу до 6,7 тонн, применив бескапотную компоновку и уменьшив расходы на его эксплуатацию. Таким образом, теперь у завода образовался стройный модельный ряд, в котором полностью перекрыт диапазон полных масс от 2,5 до 10 тонн.
Короткобазное шасси ГАЗ-C49RD2 «Валдай NEXT»
Подъемная кабина на Валдае NEXT обеспечила более высокое удобство ремонта и обслуживания двигателя, чем на ГАЗелях и прежнем «Валдае»
Почему ставка сделана на бескапотную компоновку? Это практически ультимативное требование большинства крупных перевозчиков (сетевых компаний), приобретающих в России технику такого класса. Преимущества ее понятны: отказ от капота позволил увеличить монтажную длину рамы практически на метр, и теперь на короткобазное шасси влезает такая же надстройка, которую прежде приходилось ставить на длиннобазное. А это уже ощутимый выигрыш в маневренности. Да и обзорность стала лучше, тем более что справа над ветровым стеклом на Валдае NEXT теперь есть сферическое зеркало, позволяющее четко контролировать правый угол переднего бампера: на парковках миллиметры можно ловить до препятствия! Наконец, откидная кабина здорово облегчает обслуживание двигателя: у старого «Валдая» в этом отношении не все было гладко.
Габаритная схема Валдая NEXT. Значения со сноской «1» относятся к шасси со стандартной колесной базой, но удлиненным задним свесом, со сноской «2» – к шасси с длинной колесной базой
По конфигурации рамы Валдай NEXT очень похож на прежний «Валдай». Соответственно, даже варианты длины колесной базы остались теми же самыми: 3310 или 4000 мм. А вот прочность рамы, несмотря на снижение полной массы автомобиля, увеличили сразу на 30%, заложив в нее очень серьезный запас прочности. Этого добились за счет замены марки применяемой стали. Если кому-то интересны подробности, то лонжероны теперь штампуются из стали 07ГБЮ толщиной 5,9 мм, а высота лонжерона в наиболее нагруженной части доходит до 220 мм. Соответственно, при бескапотной кабине на такую раму стало возможным ставить надстройки длиной от 4,7 до 6,1 метров. И применительно к кузовам-фургонам означенная длина рамы позволяет получить вместимость на уровне 20-29 кубометров (или от 6 до 11 паллет).
Теперь переходим к кабине. Наверное, уже все знают, что на Валдае NEXT применена кабина, поставляемая китайской компанией «Foton», давним и надежным партнером Автозавода ГАЗ. Кабина эта практически новая, сами китайцы совсем недавно внедрили ее на широкой гамме собственных малотоннажных и среднетоннажных грузовиков. Она имеет кубическую форму с практически вертикальным ветровым стеклом и значительную внутреннюю ширину (2060 мм), не уступая по простору современным японским и корейским аналогам. Внутри – довольно симпатичная панель приборов и много вещевых отсеков: есть и большой основной бардачок, и полки для бумаг над ветровым стеклом, и дверные карманы. Если откинуть спинку среднего пассажирского сиденья, то на ее оборотной стороне будет удобный столик, а под ним – еще один ящичек для вещей.
Место среднего пассажира трансформируется в столик, рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а рычаг коробки передач выполнен в виде джойстика с тросовым приводом. Правда, можно не сомневаться, что водителям не понравится предложенное место установки крана «ручника», мешающего прилечь на сиденья для отдыха.
Разумеется, сам факт применения импортной кабины, да еще и китайской – это хороший повод приободриться для диванных хейтеров. (Это уже проходили камазовцы, начиная применять на своих новых моделях мерседесовские кабины). «Ага, опять наши сами ничего сделать не могут!» Сделать-то могут, причем как минимум не хуже. Только готовы ли будут за это заплатить сами покупатели?! Арифметика тут очень простая. Чтобы начать выпуск такого сложного компонента, как кабина, требуется затратить несколько лет на разработку, доводку и подготовку производства. Построить цеха, разместить в них дорогущую штамповую оснастку и автоматические сварочные линии. Это более тысячи тонн современного высокотехнологичного оборудования, которое требуется заказывать за рубежом: в нашей стране таких производств нет. В денежном выражении все это стоит даже не миллиард рублей. И когда речь идет о предстоящем выпуске двух-трех десятков тысяч одинаковых кабин в год, такие инвестиции делать, безусловно, можно и нужно. Вот только… весь российский рынок бескапотных грузовых автомобилей примерно такой же полной массы, как у Валдая NEXT – это цифра порядка 5000 штук. Разумеется, с приходом Валдая NEXT с этого рынка никуда не исчезнут грузовики Isuzu, Hyundai, Hino и JAC. А теперь еще туда же метит и КАМАЗ. Сколько сможет «откусить от общего пирога» ГАЗ со своим новым грузовиком? Рискну предположить, что речь может идти в лучшем случае о цифре порядка 1,5–2 тысяч машин в год. И понятно, что на такие скромные объемы продаж собственную кабину делать просто нерентабельно: она получится чрезвычайно дорогой, и инвестиции не окупятся. Так что заимствование кабины в данном случае – ход как раз очень грамотный, позволивший кардинально снизить и сроки подготовки машины к производству, и ее итоговую цену для потребителя.
Валдай NEXT с «евробортом» – бортовой грузовой платформой с тентом и распашными воротами. Обтекатель на крыше кабины будет предлагаться как опция
Теперь переходим к силовому агрегату. Прежний «Валдай» выпускался с двумя типами дизелей: сначала это был Д-245.7 минского производства (4,75 л, 125 л.с.), позднее – китайский Cummins ISF 3.8 (3,76 л, 152 л.с.). Оба мотора агрегатировались с одной и той же 5-ступенчатой коробкой передач с прямой высшей ступенью и ведущим мостом с главной парой 3,417. Минский дизель был подешевле, зато китайский получше тянул и при этом был экономичнее и тише. На Валдае NEXT тоже применили дизель Cummins ISF, только… 2,8-литровый – как на ГАЗелях! По крутящему моменту (353 Нм) он лишь чуть-чуть уступает дизелю ММЗ, а по мощности (133 л.с.) даже превосходит. Причем настроен двигатель таким образом, что максимум момента приходится на очень широкий диапазон оборотов – от 1500 до 2800: это, конечно, очень удобно. Что дала установка «малолитражного» дизеля? Как минимум, сокращение расхода топлива и экономию веса. Ровно то, что и надо коммерческому грузовику! По грубой прикидке, с каждого километра пробега он позволит «привозить» 1-2 рубля экономии в сравнении со старым «Валдаем». А чтобы новый грузовик не потерял в тягово-динамических качествах, газовцы разработали для него 6-ступенчатую коробку передач и ведущий мост с главной парой 6,6.
Грузовой фургон, по-видимому, будет самым распространенным типом надстройки на короткобазном шасси Валдай NEXT .
Что касается ходовой части, то тут в равной мере нашли применение узлы как от прежнего «Валдая» (например, колеса с шинами размерности 215/75R17,5), так и от нынешнего ГАЗона NEXT. Применение газоновских компонентов, рассчитанных на грузовик полной массой 8,6 тонн, обеспечивает конструкции очень солидный запас прочности! Например, именно от ГАЗона взят задний стабилизатор поперечной устойчивости (в передней подвеске стабилизатор тоже есть, только оригинальный). Сильной стороной Валдая NEXT являются интегральный гидроусилитель руля и пневматические тормоза с дисковыми вентилируемыми механизмами на всех колесах: они спокойно переживут даже работу с солидным перегрузом. Соответственно, в качестве стояночного тормоза используются пружинные энергоаккумуляторы, делающие невозможным движение автомобиля без воздуха в тормозной системе. А это, опять же, безопасность.
А еще наверняка многих удивит, насколько богатая базовая комплектация у Валдая NEXT. Загибайте пальцы! Во-первых, у него есть куча электронных ассистентов, которые до сего момента привычно было наблюдать только на иномарках. Тут и система курсовой устойчивости (ESP), и система перераспределения тормозных усилий (EBD), и противобуксовочная система (ASR), и система помощи при трогании на подъем, сохраняющая несколько секунд давление в тормозной системе после отпускания тормозов при установке на уклоне. Разумеется, круиз-контроль тоже есть, но этим сейчас никого не удивишь – на дизельные ГАЗели он штатно ставится уже десять лет.
Во-вторых, в кабине есть полный электропакет «замки-стекла-зеркала», причем центральный замок наконец-то управляется с пульта на корпусе современного ключа-«выкидушки». А сам этот ключ теперь единый не только для дверей и замка зажигания, но и для пробки топливного бака. Из другого штатного оборудования имеет смысл упомянуть про регулировку рулевой колонки в двух плоскостях, маршрутный компьютер и дневные ходовые огни. В люксовой же комплектации этот список пополняется кондиционером и мультимедийным головным устройством с 9-дюймовым дисплеем, на который выводится картинка с камеры заднего вида. А ведь есть еще и опции – предпусковой подогреватель, тахограф, коробка передач с лючком под коробку отбора мощности, обтекатель на крыше и т.д. Так что доделывать эту машину «под себя» владельцу едва ли придется: завод постарался изначально учесть все потребности перевозчика.
Разумеется, для шасси Валдай NEXT вовсю создаются надстройки. В частности, заводом уже подготовлены бортовая платформа с тентом и фургоны различного назначения. Кроме того, воплощены в металле несколько образцов спецтехники производства Саранского завода автосамосвалов, также входящего в Группу ГАЗ. Первым из них еще в сентябре был готов бортовой грузовик с краноманипуляторной установкой Palfinger. Такая версия по ОТТС будет иметь обозначение ГАЗ-САЗ-39188.
ГАЗ-САЗ-39188 и ГАЗ-САЗ-25051
ГАЗ-САЗ-39032-10
Следом был построен универсальный автосамосвал с трехсторонней разгрузкой ГАЗ-САЗ-25051. Его платформа конструктивно очень похожа на ту, что применяется сейчас на тяжёлых ГАЗелях NEXT полной массой 4,6 тонны. Борта у нее двухъярусные: основные – с нижней навеской, поверх которых можно смонтировать надставки такой же высоты, но уже с верхней навеской. Соответственно, вместимость с надставными бортами или без них отличается ровно в два раза. Третья версия – эвакуатор ГАЗ-САЗ-39032-10 с ломаной платформой. Ее длина, углы въезда и величина полезной нагрузки позволят использовать эту машину для перевозки легкого коммерческого транспорта, мини-экскаваторов, маленьких катков и т.д. Наконец, уже после нового года в Саранске доделали и первый образец компактного городского мусоровоза.
Тем временем мы подошли к обсуждению самого интересного вопроса – ценового. Сколь бы не был хорош новый автомобиль, при неправильном рыночном позиционировании успеха ему не видать. Стартовая цена на шасси Валдай NEXT лежит в районе отметки 2,3 млн. руб. А что конкуренты? Самое дешевое предложение на грузовик близкого тоннажа можно найти у дилеров китайской марки JAC: за более легкую и компактную в сравнении с Валдаем NEXT модель JAC N56 с бортовой платформой (полная масса 5,6 т) нынче просят 2,2–2,35 млн. руб. А более тяжелую модель JAC N80 (7,95 т) в бортовом исполнении можно найти в среднем за 2,4–2,6 млн. руб. Но оба «китайца» уступают «Валдаям» по ряду параметров: у них нет переднего стабилизатора, нет ESP и электронных ассистентов, задние тормоза – барабанные, а магнитола в кабине совсем примитивная.
JAC N56
Hyundai Mighty ЕХ6 и Hyundai HD78
«Корейцы» марки Hyundai, собираемые на калининградском «Автоторе», существенно дороже. Начальная цена на старую модель HD78 (полная масса 7,8 т) с самой простой бортовой платформой составляет 3,21 млн. руб., а на новую модель Mighty ЕХ8 того же тоннажа – еще выше: от 3,39 млн. руб. Прямой же аналог Валдая NEXT – бортовой Hyundai Mighty ЕХ6 полной массой 6,5 т – стоит 2,96 млн. руб.
Isuzu NPR75K
В свою очередь, японские грузовики Isuzu Elf, собираемые в Ульяновске, стоят еще дороже «корейцев»: модель NMR85 (5,5 тонн) стартует с 3,035 млн. руб., а NPR75 (7,5 тонн) – с 3,55 млн. руб., причем это цены голых шасси без надстроек! То есть получается, что за цену очень простого китайского грузовика газовцы предлагают машину, соответствующую по характеристикам, комплектации и уровню комфорта новому Hyundai Mighty ЕХ6. И нет сомнений, что покупатели оценят это по достоинству.