Подвижной состав

PEUGEOT

НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АСФАЛЬТА

У нас на тесте полноприводные LCV

Peugeot Traveller 4x4

Подвижной состав
PEUGEOT НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ АСФАЛЬТА

У нас на тесте полноприводные LCV Peugeot Traveller 4x4

Николай Марков, фото автора

Едва ли лет десять-пятнадцать тому назад в российском представительстве марок Peugeot и Citroen могли представить, что их главной «ударной» силой на нашем рынке станут полноразмерные минивэны и фургоны. Однако, факт: едва появившись на рынке, близнецы Peugeot Traveller/ Expert и Citroen Space Tourer/ Jumpy за счет удачного соотношения цены и потребительских качеств очень быстро набрали такую популярность, какая даже не снилась их предшественникам. Если посмотреть результаты продаж текущего года, то на долю одной только модели Peugeot Traveller в России приходится 14% рынка среди всех пассажирских машин такой размерности, а фургон Peugeot Expert удерживает 8% среди грузовых версий. Близкие результаты демонстрируют и собратья марки Citroen. Так что нет ничего удивительного, что при такой популярности в представительстве с готовностью идут на траты, связанные с расширением модельного ряда. Важным шагом в этом направлении стал запуск на заводе ПСМА Рус под Калугой производства полноприводных модификаций, разработанных тюнинговым ателье «Dangel». Этот факт вдвойне примечателен тем, что такие «полноприводники» на конвейере не делают даже сами французы!
На основе Traveller и Expert 4x4 российские фирмы-доработчики («Автодом» из Ульяновска и «Промтех» из Нижнего Новгорода) уже начинают понемногу строить различную спецтехнику: грузопассажирские и специальные фургоны, лаборатории, кареты скорой помощи и т.д. А минувшим летом в российском представительстве Peugeot задумались о создании на базе Traveller 4х4 автомобиля для путешествий. Первый опытный образец такой машины уже построили, а познакомиться с ним нам предложили «в боевой обстановке» – в лесах Владимирской области, предварительно добравшись туда из Нижнего Новгорода на обычном пассажирском минивэне Traveller 4x4 и доработанном грузопассажирском фургоне Expert 4х4.
Но для начала – несколько слов о том, чем технически отличается полноприводный Traveller от переднеприводного. Отбор крутящего момента на заднюю ось осуществляется от главной передачи передних колес. Для этого к коробке передач пристыкован угловой редуктор с муфтой, в которой есть два положения: отбор включен и отбор выключен (за выбор положения отвечает вращающаяся шайба на панели приборов). Далее от редуктора идет карданная передача с промежуточной опорой и вискомуфтой. А главная передача, в свою очередь, соединена с задними колесами открытыми приводными валами с парой ШРУСов каждый. Таким образом, в зависимости от положения муфты в угловом редукторе трансмиссия Dangel позволяет автомобилю либо оставаться переднеприводным, либо иметь автоматически подключаемый полный привод. При этом в режиме 4х4 момент к задним колесам начинает передаваться вискомуфтой только во время пробуксовки одного из передних колес. Жестких блокировок межколесных дифференциалов не предусмотрено, однако их вполне успешно заменяет электронная имитация путем подтормаживания пробуксовывающих колес.


За активацию полного привода

отвечает вращающаяся «шайба»

слева от рулевой колонки.

Переключать ее можно прямо на ходу,

если передние колеса не буксуют, а машина едет прямо


Чтобы освободить под днищем место для карданной передачи, конструкторам потребовалось поменять конфигурацию топливного бака и бака для AdBlue, а также заднего стабилизатора поперечной устойчивости. А редуктор главной передачи задних колес заставил убрать из-под пола в заднем свесе кузова запасное колесо: его перенесли в багажник (или грузовой отсек у фургонов). Другое важное отличие полноприводных версий – увеличенный дорожный просвет: ради улучшения геометрической проходимости кузов приподняли над дорогой на 40 мм. В передней подвеске для этого потребовалось установить проставки под опорами стоек, в задней подвеске – под опорными чашками пружин, отбойниками и кронштейнами амортизаторов. На соответствующую величину пришлось удлинить и рулевой вал.


Задний редуктор закреплен на кузове через сайлент-блоки и прикрыт снизу металлической защитой.

Под верхними чашками пружин хорошо видны проставки высотой 40 мм




Между карданным валом и
задним редуктором
установлена вискомуфта
Ну, и последняя особенность – «полноприводникам» полагается полный комплект силовой защиты днища, включающий в себя четыре металлических листа толщиной 2 мм под силовым агрегатом, баками для топлива и мочевины и под задним редуктором. В результате означенных переделок дорожный просвет под самой низкой точкой машины (защита двигателя) получается равным 200 мм – то есть больше, чем у большинства кроссоверов. Собственная масса при этом вырастает совсем незначительно – лишь на 85 кг: фактически, это вес всего одного пассажира в салоне! На чем особенно акцентирует внимание производитель – так это на сохранении для полноприводных версий тех же условий гарантии и межсервисного интервала, как у машин 4х2. А к регламентным работам добавляется лишь необходимость замены масла в заднем редукторе в ходе каждого технического обслуживания.

Все уязвимые узлы под днищем укрыты силовой защитой

На тест в этот раз предоставили «полноприводники» одной и той же размерности L2 (стандартная длина) в двух вариантах исполнения. Пассажирский Traveller имел обычный салон на восемь человек. А фургон Expert, реконструированный ульяновской фирмой «Автодом» в комби, был готов принять на борт до шести человек, имея в задней части кузова солидное грузовое пространство. Все машины оказались на опционных «зубастых» шинах BF Goodrich All-Terrain и с одинаковым силовым агрегатом, единственно доступным сегодня для модификаций 4х4: это 2-литровый дизель мощностью 150 л.с. в паре с 6-ступенчатой механической коробкой.

Единственный доступный мотор для полноприводных версий – 2-литровый дизель с удобной с точки зрения налогов и страхования мощностью 150 л.с.

Первую часть маршрута я проехал на Peugeot Traveller, в который раз убедившись: ездить на большом минивэне легче, чем на каком-нибудь седане, который занимает на дороге почти столько же места. Высоко сидишь – далеко глядишь! Да и крупные зеркала помогают легче ориентироваться в пространстве и маневрировать задним ходом. А колеса большой размерности с довольно высоким профилем (215/65R16) позволяют не париться по поводу ям на дороге или выступающих больше положенного трамвайных рельсов. В движении по асфальту полноприводность выдавал только чуть более высокий шумовой фон от «зубастого» протектора. Никаких дополнительных шумов или вибраций со стороны трансмиссии я не ощутил, равно как не почувствовал никакого негативного эффекта от приподнимания кузова над дорогой. Видимо, за счет низко расположенных элементов полноприводной трансмиссии общий центр тяжести машины поменялся не сильно, и склонности к кренам на поворотах у нее особо не прибавилось.

Поскольку задний редуктор не оставляет места для крепления «запаски», у пассажирских Peugeot Traveller она переезжает в багажник, где «съедает» его объем более чем наполовину

Единственный негативный момент относительно подвески – тот же самый, что и у переднеприводных версий Traveller (что неудивительно, если пружины и амортизаторы остались прежними). Пока под колесами ровный асфальт, подвеска воспринимается как мягкая и комфортная, легко глотающая стыки и единичные неровности. Однако на дорогах с твердым, но разбитым покрытием заднюю подвеску – весьма короткоходную – начинает очень рано пробивать. Аналогичная картина возникает при попытке быстро пройти серию пологих волн на асфальте: корма начинает раскачиваться с нарастающей амплитудой, и рычаги задней подвески встречаются с отбойниками. Из-за этого ход на дорогах посредственного качества приходится сбавлять сильнее, чем того ожидаешь сначала. Зато связка мотор-коробка подобраны отлично, машина может быть достаточно динамичной, если не стесняться перед началом обгона перепрыгивать сразу на пару ступеней вниз. А может быть очень экономичной, если включить 6-ю передачу и катить на круиз-контроле со скоростью, не превышающей 110 км/ч. Забегая вперед: средний расход топлива после более чем сотни километров по городу, трассе и лесной грунтовке получился у меня равным 9 л/100 км (при включенном кондиционере и загрузке машины порядка 400 кг).

На переднем приводе эту лужу с вязким дном Traveller не прошел: 200 мм дорожного просвета не хватило, машина «прилипла» защитой моторного отсека. Отъехать назад по своим следам не вышло. Но после включения режима 4х4 минивэн поехал дальше вперед, как ни в чем не бывало

Внедорожный маршрут до лесного озера недалеко от границы Нижегородской и Владимирской области проходил по песчаной дорожке с довольно крутыми спусками и подъемами и парой бродов через мелководные ручейки. За счет тяговитого двигателя и помощи системы стабилизации, подтормаживавшей буксующее переднее колесо без ограничения топливоподачи, значительную часть пути Peugeot смог пройти на переднем приводе. Поворачивать трансмиссионную шайбу первый раз пришлось лишь в ложбинке с рыхлым песком, перед которым не было возможности набрать ход. В режиме 4х4 автомобиль смог уверенно забраться в горку, однако в момент трогания произошла небольшая пробуксовка сцепления. Понижающей передачи в трансмиссии, увы, нет – ее внедрение слишком серьезно повлияло бы на цену. Поэтому вывод: на сложном рельефе режим 4х4 стоит включать сразу, в том числе для того, чтобы поберечь сцепление, преодолевая препятствия ходом. Впоследствии эксперимента ради мы с коллегами пробовали умышленно застрять на переднем приводе в глубокой луже, «приклеив» микроавтобус защитой моторного отсека к липкой грязи. Однако и в этой ситуации с подключением задних колес Traveller довольно легко проторил себе колею и выехал на сушу. При этом могу отметить быстрое срабатывание вискомуфты: по ощущениям – на ее замыкание требуется менее полного оборота буксующего переднего колеса.

По этой лесной грунтовке с глубокой колеей Peugeot «продрался» только благодаря увеличенному дорожному просвету

На одном из участков лесной дороги глубина колеи местами превышала дорожный просвет машины, и объехать эту колею не представлялось возможным. Часть экипажей пробовали пройти такие места ходом, проскользив по грунту на защите днища. Другие пробовали идти вразрез колеи, но тогда машина обязательно «ловила диагональ» с полным вывешиванием одного из задних колес. Тут на помощь приходила та самая электронная имитация межколесной блокировки, о которой уже говорилось выше: чуть «похрустев» тормозами, Peugeot продолжал движение.

Некоторое количество лет тому назад электронные противобуксовочные системы лишь мешали на бездорожье, порой препятствуя машинам выбираться из совсем простых ситуаций. Ныне же они обычно являются эффективным помощником водителя: даже с таким жестким диагональным вывешиванием Peugeot справляется на раз безо всяких механических межколесных блокировок 

А еще владельцам надо взять на заметку, что при преодолении брода рамку с передним номерным знаком, если она закреплена на два штатных самореза к бамперу, гарантированно смывает волной. С этой напастью столкнулись экипажи всех тестовых «полноприводников». Поэтому перед «водными процедурами» рамку надежнее всего сразу снять, чтобы потом не искать на ощупь в воде.


Перед проездом бродов стоит превентивно снять передний номерной знак: на всех тестовых машинах его смыло волной

Тем временем настала пора пересаживаться на Expert-комби. Построен он на базе грузового фургона категории N1 с полной массой 3100 кг, но при сертификации его «облегчили» по документам до полной массы 2495 кг. Благодаря этому на него перестали действовать традиционные «грузовые» ограничения вроде запрета на движение в левом ряду многополосных дорог, да и грузовой каркас в Москве для владельца такого Peugeot уже не будет головной болью.

В отличие от фургона Expert, у пассажирской версии Traveller есть вторая сдвижная дверь с левой стороны, неокрашенный бампер без встроенных дневных ходовых огней и стальные колесные диски

Сзади у модели Traveller подъемная багажная дверь, у Expert – распашные двери и неполное остекление кузова

Если у пассажирского Peugeot Traveller 4х4 салон был трехрядным (2+3+3 мест), то у комби всего два ряда сидений, но каждый из них рассчитан на трех человек, а в задней (неостекленной) части кузова остается внушительного размера грузовое отделение. И базовая комплектация у фургона попроще, чем у минивэна: нет магнитолы, открытая полка вместо бардачка с крышкой, руль без клавиш управления борткомпьютером и «музыкой». А пассажирская 2-местная «лавочка» справа от водителя – нерегулируемая.

Интерьер кабины PeugeotExpert – более простой, нежели у Traveller: руль без кнопок, бардачок без крышки, в комбинации приборов нет стрелочных указателей температуры двигателя и уровня топлива




Переднее пассажирское сиденье
у Peugeot Expert –
2-местное, без регулировок
Задний же ряд представляет собой 3-местный трансформируемый диван «Ривьера», который можно передвигать по рельсам в полу через весь салон. Когда нужно быстро освободить грузовую площадку напротив сдвижной двери, у этого дивана можно одним движением руки поднять подушку вверх, к спинке. Если требуется максимально увеличить размер багажника, диван с поднятой подушкой можно продвинуть вперед, вплотную к сиденьям первого ряда. Если и этого не хватит, «Ривьеру» за одну минуту можно вытащить из салона совсем (но с помощником: диван очень тяжелый!). А в дальней дороге можно разложить спинку, превратив диван в подобие двухспальной кровати.

Диван «Ривьера» может перемещаться в салоне по напольным направляющим и сниматься, однако самый простой способ его трансформации, позволяющий освободить место под груз – простой подъем подушки вверх

С тыльной стороны спинки «Ривьеры» закреплена металлоконструкция, которая в поднятом виде представляет собой защитную перегородку, прикрывающую подголовники. А в откинутом виде она становится удобной полкой для сумок, расширяющей функционал грузового отсека.

У комби место под «запаску» нашлось под подушкой дивана «Ривьера». На тыльной стороне спинки закреплена защитная решетка, которая в откинутом виде превращается в дополнительную багажную полку

В целом уровень комфорта у пассажиров второго ряда в «Эксперте» значительно скромнее, чем в «Трэвеллере»: здесь довольно плохо обстоят дела с вентиляцией (нет потолочной разводки воздуха, нет своего кондиционера, нет люков или открывающихся форточек), слабее шумоизоляция кузова, самая простецкая отделка. Из плюсов – более жесткая задняя подвеска у фургона чуть лучше ведет себя на разбитой дороге. Но в целом – рекомендовать такую машину в качестве более дешевой альтернативы семейному минивэну не могу: это рабочий инструмент, заточенный в первую очередь под перевозку рабочей бригады с инструментом. Тем более что разница в цене у них совсем незначительна: если самый простой Traveller 4х4 стоит 3,06 млн, то комби всего на 200 тысяч дешевле (для сравнения: грузовой фургон Expert 4х4 стоит 2,46 млн руб.).
Наконец, дошла очередь и до непосредственного знакомства с новинкой – автомобилем для путешествий в видении российского представительства Peugeot. Практической реализацией проекта занималась все та же компания «Автодом», которая строила и тестовый Expert-комби. За основу на сей раз был взят пассажирский Traveller с кузовом стандартной длины. Основная идея проекта заключается в том, что, когда это необходимо владельцу, автомобиль остается обычным пассажирским минивэном для компании из восьмерых человек. А когда надо, третий ряд сидений демонтируется и складируется в гараже, а взамен в багажник устанавливается походный модуль с холодильником, газовой плитой, умывальником и спальником, который раскладывается поверх сложенных спинок сидений второго ряда.

Версия Peugeot Traveller для путешествий: с бытовым блоком в багажнике, раскладной кроватью, раздвижной маркизой и верхним багажником

При этом матрасы образуют ровную двухместную кровать – значительно более просторную и удобную, нежели разложенный диван «Ривьера». На правую боковину кузова, выше дверей, навешивается раздвижная маркиза, а на крыше крепится багажник с запасным колесом и дополнительным рабочим светом, а сзади устанавливается фаркоп. Заключительный аккорд – установка «зубастых» шин. Предполагается, что весь комплекс оборудования поднимет цену модификации для путешествий не более чем на 800 тыс. руб.

В сложенном виде бытовой блок представляет собой ящик, который по мере надобности устанавливается в салон взамен третьего ряда сидений. На стоянках из этого ящика выезжают газовая плита, холодильник и умывальник

Не берусь судить, насколько перспективным окажется такой «Traveller for Travelling» для нашего рынка: определенный спрос на машины такого типа был, есть и будет, но обозначенная доплата представляется завышенной. А вот ценовое позиционирование самих «полноприводников» Expert и Traveller удивительно верное. Судите сами.
Ульяновскую «буханку» записывать в конкуренты несерьезно. Соболь 4х4 вдвое дешевле и значительно превосходит «французов» в проходимости, но сильно уступает в комфортабельности и оснащенности салона. Полноприводные Фольксвагены из семейства Т6.1 на полмиллиона дороже: за цену пассажирского Peugeot Traveller 4x4 можно взять лишь грузовой фургон Transporter Kasten (правда, сразу с автоматизированной трансмиссией). А полноприводный Mercedes-Benz Vito еще дороже, притом, что мало приспособлен к съезду с асфальта.
Получается, что в одной ценовой категории у «французов» сегодня просто нет прямой альтернативы. Отсюда и хороший спрос!

Технические характеристики Peugeot Traveller 4x4