Автопром

ПИОНЕРЫ ЖАНРА


КДМ из Смоленска

Автопром

ПИОНЕРЫ ЖАНРА

КДМ из Смоленска
Выпуском разнообразной техники для содержания и уборки дорог смоленское предприятие, ныне известное как ООО «Завод комплексные дорожные машины», занималось ещё в первой половине прошлого века. Сейчас ему принадлежит 30-35% российского рынка комбинированных дорожных машин (KДМ).

Александр Солнцев,

фото автора и ООО «Завод комплексные дорожные машины»

В настоящее время линейка КДМ представлена 27 моделями (40 модификаций) на базовых шасси отечественного и иностранного производства. Кроме того, у смоленского завода один самых обширных на рынке ассортиментов навесного оборудования: портфолио предприятия насчитывает 20 моделей быстросъемного навесного оборудования для зимнего и летнего содержания дорог. Текущую ситуацию на рынке КДМ и основные тренды нам обрисовала Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины».
Ольга Соловьева,

генеральный директор ООО «Завод комплексные дорожные машины».

На предприятии с 2006 года, начинала в качестве конкурсного управляющего
– Основной тренд – курс на импортозамещение. В связи с невозможностью обслуживания европейской техники у коммунальщиков возник запрос на закупку новых аналогичных спецмашин на шасси российских, китайских и белорусских производителей. Так, до весны 2022 года в производстве КДМ на заводе наблюдалось следующее пропорциональное соотношение: 70% – КДМ на базовых автомобилях КАМАЗ, 20% – МАЗ, 10% – импортных самосвалах.

ЭД 405 В1 – одна из наиболее популярных моделей КДМ в линейке смоленского завода на базе тяжелого самосвала КАМАЗ-6520.

К слову, аббревиатура ЭД расшифровывается как «Эксплуатация Дорог»

Сегодня производство всех моделей техники на европейских шасси и самосвалах заменили на китайские марки (так, доля автомобилей из Поднебесной в производстве КДМ выросла в третьем квартале до 14%). Благодаря приостановке деятельности части европейских компаний в РФ, сложностям с сервисным обслуживанием импортных машин и проблемам с поставкой запчастей можно уверенно прогнозировать, что спрос на технику на альтернативных шасси и самосвалах будет только расти.

В конструкции поворотного отвала городского типа (ширина обрабатываемой полосы 2750-3200 мм) используются композитные материалы, высокие фрикционные свойства которых позволяют максимально далеко и эффективно отбрасывать снег.

Впрочем, в гамме есть и классические стальные отвалы, но их популярность падает, поэтому линейку композитных отвалов планируется расширять.

Помимо отвалов городского типа завод выпускает также магистральные отвалы шириной четыре метра и скоростные, рассчитанные на движение со скоростью 60-70 км/ч. Последние могут отбрасывать снег на расстояние 20 метров

Подвеска поворотного отвала. Рабочий угол ножа – 90°, рабочий угол отвала – 30°/30°. Конструкция быстросъёмная: водителю под силу демонтировать отвал с передней монтажной плиты без применения дополнительных грузоподъёмных механизмов

Здесь следует заметить, что мы и до весны 2022-го интенсивно изучали рынок китайских производителей базовых автомобилей. Сложившаяся ситуация помогла ускорить диалог между заводом-производителем и поставщиками шасси и самосвалов из КНР. Благодаря проделанной работе во втором полугодии 2022-го в серийное производство были запущены новые модели техники. Так, комбинированную дорожную машину ЭД405Н на шасси Shacman SX3258 уже активно используют российские дорожные компании в текущем зимнем сезоне. Также у клиентов возникают запросы на переоборудование имеющейся у них техники, и мы выполняем такие задачи.

Классическая средняя щетка. Зимой используется для очистки дорожного полотна от снежной шуги, в теплый период – от пыли и грязи. Скорость вращения – 320 об/мин, эффективная скорость эксплуатации – до 20 км/ч

«Сердце» КДМ, состоящее из гидробака, в данном случае самого маленького 100-литрового, маслоохладителя и гидрораспределителя

Также весной наблюдались проблемы с поставками шасси и самосвалов КАМАЗ экологического класса Евро-5, в связи с чем было освоено производство спецтехники на базе челнинских автомобилей уровня Евро-2. Правда, на текущий момент КАМАЗ восстановил поставки машин с двигателями Евро-5.

В зимний период в кузове самосвала монтируется пескоразбрасывающее оборудование. Причем по желанию заказчика «пескач» можно дооснастить разного рода опциями вроде баков для увлажнения соли и системы подачи увлажнения или рассолораспределяющего оборудования для распределения через форсунки жидкого реагента для борьбы с гололедом. Летом в кузов устанавливают поливомоечное оборудование

Управлять навесным оборудованием и светотехникой можно не выходя из кабины с помощью такого пульта. Кроме того, он информирует водителя о возникновении нештатных ситуаций

Есть запрос на импортозамещение и компонентной базы. Сейчас на заводе КДМ используется 60% комплектующих российского производства, 40% – импортного. Компонентная база из-за проблем с поставками также была пересмотрена: часть европейских комплектующих заменили на российские, белорусские и китайские аналоги. Что касается элементов гидросистемы спецмашин, которые ранее закупались у производителей из Дании, Чехии и Италии, то часть этих компонентов тоже была заменена на российские, белорусские и китайские аналоги соответствующего качества. Итальянские комплектующие – гидроцилиндры, гидравлические насосы, гидравлические моторы – до сих пор используются при производстве спецмашин, но поставляются по другим логистическим цепочкам.

«Техничка» сервисной службы. Если вопрос с неисправностью не удается решить дистанционно, бригада ремонтников выезжает на место

Объем «пескачей» варьируется от шести до 12 кубов. На правом снимке одно из эксклюзивных исполнений – кузов полностью выполнен из нержавеющей стали. После сварки он проходит пассивацию, в результате которой на поверхности металла образуется слой оксидной пленки. Подобная технология на 10 лет предохраняет кузов от коррозии

Несмотря на сложности реализации программы импортозамещения, требования к содержанию дорог не снижаются, а возрастают. Например, 1 августа 2022-го вышел новый ГОСТ по содержанию федеральных и региональных дорог, который также внес коррективы по использованию противогололедных материалов в зависимости от температуры воздуха.

Доля китайских шасси и самосвалов в производственной программе предприятия растет быстрыми темпами

Участок изготовления поливомоечного оборудования (ПМО). Композитные емкости кассетного типа установлены в базовый металлический каркас. Преимущество такой конструкции – возможность круглогодичной эксплуатации: летом в баки заливают воду, а зимой – жидкий реагент. Кроме того, она отличается ремонтопригодностью: в случае поломки меняется не вся, а лишь часть емкости

Кроме того, повышаются требования к производителям спецтехники. Наблюдается спрос на новые технологии и материалы, увеличивающие срок использования оборудования. Поэтому, например, смоляне уходят от применения металла в плужном оборудовании и используют композитные материалы, которые помогают продлить срок службы навесов и увеличить скорость работы с ними. Если раньше завод производили скоростные отвалы, с которыми машина могла работать на скорости 30 км/ч, то сейчас – до 60 км/ч.

Участок испытаний готовой продукции, состоящий из трех постов. Здесь происходит заливка ГСМ и тесты всего навесного оборудования. Далее при необходимости автомобиль отправляется на малярный участок, где осуществляется подкраска, а затем на площадку сбыта

В 2021 году предприятие выпустило 813 ед. техники (КДМ и мусоровозов).
В 2022-м наблюдался спад продаж на 12%, связанный с последствиями санкционной политики. Во втором полугодии рынок начал оживать, тем не менее сохранить уровень производства позапрошлого года не удалось.
В 2023-м завод планирует наращивать объемы производства. Модельный ряд будет расширяться за счет освоения новых шасси и самосвалов и разработок новых моделей навесного оборудования, соответствующего новым экологическим стандартам...

Сборочный цех включает две линии. Одновременно здесь можно собирать 12 автомобилей разной комплектации. Мощность производства КДМ в «высокий» сезон – 120 машин в месяц. Длится он четыре месяца, с октября по январь. Именно в этот период выпускается более 70% от всего годового объема производства

Стоп-кадр:

Весьма редкий вариант
исполнения КДМ,
базирующийся на самосвале сельхозназначения

Мимоездом
ТЕХПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

Последние несколько лет ознаменовались масштабным техперевооружением предприятия. Так, например, в 2021 году там были внедрены комплексы лазерного раскроя листа, высокоточное листогибочное оборудование, роботизированные сварочные комплексы, современные камеры по подготовке и покраске оборудования.

Тандемный листогибочный пресс бельгийской компании «LVD»

Все эти меры позволили заметно увеличить производительность, таким образом, нынешние проектные мощности «Смоленского завода КДМ» составляют 1000 КДМ и 250 мусоровозов в год при двухсменном режиме работы. Для справки: в 2022-м, по предварительным данным, выпущено порядка 700 КДМ, в основном на шасси КАМАЗ, и 30 мусоровозов.

Участок сварки пескоразбрасывающего оборудования. Роботизированный комплекс позволяет в разы увеличить производительность. Скажем, один каркас объемом шесть куб. м он варит за один час двадцать минут. Бригаде из трех сварщиков для этого понадобилось бы втрое больше времени

Более того, программа технического перевооружения и обновления станочного парка продолжится и в нынешнем году. Для этого планируется увеличить объем инвестиций на 20%. Ожидается и расширение модельного ряда техники. Так, в первом квартале запланирован выход новой массовой версии мусоровоза с увеличенной долей отечественных комплектующих.

Олег Сосин, технический директор ООО «Завод комплексные дорожные машины», демонстрирует внедренную на заводе систему штрихкодирования технологических операций. Отсканировав штрихкод детали, работник получает доступ ко всей заводской документации, справочникам, чертежам и может в любой момент определить, на каком этапе производства находится изделие. Такие электронные посты установлены на всех технологических переделах

Также в 2023-м на российском рынке будут представлены модификация мусоровоза на шасси новой марки и новые модели комбинированных дорожных машин на базовых автомобилях китайских брендов. Благодаря этому ожидается, что объемы продаж спецмашин по итогам года вырастут на 10-15%.

Участок окраски навесного оборудования. Прежде чем попасть в окрасочную камеру, все изделия проходят дробеструйную обработку и грунтуются. Поскольку КДМ работают в агрессивной среде, используется содержащий цинк грунт, что позволяет не менее семи лет надежно защищать лакокрасочное покрытие

Родом из Вильно (архивные страницы истории предприятия)
Свою родословную предприятие из Смоленска, отметившее прошлой осенью 111-летие, ведет с 1911 года, когда в Вильно (нынешний Вильнюс) основали предприятие по производству сельскохозяйственных орудий. В 1915-м производство перенесли в Смоленск. В 1922 году завод получил имя «всесоюзного старосты» М.И. Калинина и носил его вплоть до 2016-го. Затем появилось новое название – ООО «Завод комплексные дорожные машины».
В военные годы производство было перенесено на Урал, где наладили выпуск батальонных минометов и реактивных минометов «Катюша». При этом следует отметить, что цеха в Смоленске были разрушены до основания, и затем их пришлось восстанавливать.
Здесь чтят свою историю!

И в приемной генерального директора
до сих пор висит
портрет «всесоюзного старосты»,
чье имя завод носил долгих 94 года...

В начале 1960-х в стране велась активная работа по созданию комбинированных дорожных машин со сменными комплектами оборудования, предназначенных для круглогодичной работы: летом машина, оснащенная цистерной и щеткой, выполняет поливку и подметание дорожного полотна, зимой – снегоочистку и посыпку песком. Первооткрывателем в производстве такой техники стал Смоленский опытно-экспериментальный завод дорожного оборудования им. М.И. Калинина. Сама аббревиатура КДМ (Комбинированная Дорожная Машина) зародилась в недрах завода и получила широкое распространение в стране. Первая партия машин КДМ-1 на шасси ЗИЛ-164 вышла из ворот предприятия в 1963 году. Также была изготовлена партия машин КДМ-1 на шасси легендарной уральской «эмки» – Урал-355М. Еще раньше, в 1960 году, завод приступил к выпуску пескоразбрасывателей ПР-1 на базе ЗИЛ-164.

За свою долгую историю завод из Смоленска практиковал разные направления деятельности. Автогрейдерный цех, участок сборки…

…изготовление пролетных строений мостов. 1977 год

В 1970-х завод производил также мостовые пролетные строения, асфальтосмесители, а еще занимался капремонтом автогрейдеров. Так, объемы производства за три года (1971-1974) составили 1800 КДМ, 120 мостовых пролетов, 45 асфальтосмесителей, 2300 капремонтов автогрейдеров.

Первая партия машин КДМ-1 на шасси ЗИЛ-164 вышла из ворот предприятия в 1963 году

Первая серийная партия спецавтомобилей была выпущена в 1983 году – КДМ-130В для летнего и зимнего содержания дорог на базе ЗИЛ-130. Согласно решениям Министерства автомобильного транспорта РСФСР, с учетом увеличения дорог с твердым покрытием было принято решение о выпуске массового автомобиля КДМ, который будет функционально обслуживать дороги РСФСР. Так, за семь лет (с 1983 по 1990 годы) заводом было выпущено более 3500 спецмашин, что послужило мощным толчком развития отрасли. В общей же сложности с 1990-го по октябрь 2022-го заводом выпущено 22 355 КДМ.

Массовая серийная продукция:

КДМ-130В для летнего и зимнего содержания дорог на базе ЗИЛ-130

Новый этап развития предприятия датируется 2004-м, когда в состав учредителей компании вошла финансовая группа «АКИБАНК». Заводчане избавились от непрофильных, оставшихся в наследие с советских времен активов вроде детсадов, подсобного хозяйства, клуба, пересмотрели всю технологическую цепочку производства и приступили к закупке нового современного оборудования. В 2020-м помимо КДМ завод освоил еще и выпуск мусоровозов с задней загрузкой.

Испытания первого скоростного отвала Т-219

Мимоездом
ИНДАСТРИ-ПЛЕНЭР
Должным образом отметить свое 110-летие в 2021 году Смоленскому заводу КДМ помешали ковидные ограничения. Однако следующую дату с тремя единицами заводчане отпраздновали весьма необычным образом, пригласив к себе в гости профессиональных художников.
В июле 2022-го 26 живописцев из России и Республики Беларусь приняли участие в пятидневном пленэре на территории и в цехах предприятия. Мероприятие проводилось совместно с региональным отделением Союза художников России в рамках проекта «Индастри». Мастера кистей и красок ознакомились с цехами и оборудованием, технологической цепочкой выпуска машин, а также запечатлели на картинах эстетику производственных объектов, территорию предприятия и готовые спецмашины. Героями портретной живописи стали сотрудники завода.
В сентябре картины были представлены на обозрение публики в Культурно-выставочном центре им. Тенишевых на выставке «КДМ-111 лет. Индастри-пленэр. Смоленск-2022». Удачным совпадением стало то, что и выставка включала 111 художественных работ в различных техниках живописи. За этот период экспозицию посетило более 2500 человек.
После завершения выставки часть работ была передана в дар заводу и сейчас размещена в производственных корпусах для всеобщего обозрения. Завод же в знак благодарности подарил Союзу художников России металлическую вывеску с дизайнерским изображением логотипа регионального отделения, а также наградил участников памятными дипломами. Стоит отметить, что некоторые художники представили несколько работ на всероссийском конкурсе «Время вперед», за что были удостоены званий лауреатов.
Таким образом, 111-летие вошло в историю предприятия символичной датой, которая отныне ассоциируется на заводе и за его пределами с искусством и художниками...