Опыт эксплутации

22,4 ЛИТРА

Конкурс «КАМАЗ К5 – экономичное и безопасное вождение»

Опыт эксплуатации
22,4 ЛИТРА

Конкурс «КАМАЗ К5 – экономичное и безопасное вождение»

Александр Солнцев, фото автора

Это средний расход топлива победителя нового конкурса «КАМАЗ К5 – экономичное и безопасное вождение», организованного ПАО «КАМАЗ» в середине августа в Набережных Челнах. В нем приняли участие 26 водителей в возрасте от 25 до 64 лет, представлявших транспортные компании России. В состав судейской коллегии, куда вошли топ-менеджеры челнинского завода, пригласили и автора этих строк.

Победителем конкурса стал Руслан Баянов, представляющий транспортную компанию ООО «КИТАВТО» (Набережные Челны). За абсолютную победу он получил автомобиль LADA Vesta. А ООО «КИТАВТО» – компания, где работает водитель, продемонстрировавший лучшие результаты экономичного вождения, награждена магистральным тягачом КАМАЗ-54901!

В допандемийные времена из европейских грузовых грандов аналогичным призом – новехоньким седельным тягачом – могла похвастать разве что Scania со своим панъевропейским конкурсом «Young European Truck Driver», в котором принимали участие водители из разных стран в возрасте до 35 лет. Браво, КАМАЗ!

Главные призы конкурса: тягач КАМАЗ-54901 и Lada Vesta

Участники соревнований перед началом заездов

Такого результата, признаться, никто не ожидал. Тем паче что начало соревнований предварял контрольный заезд опытнейшего камазовского испытателя, знавшего маршрут как свои пять пальцев и показавшего средний расход 23,1 л, правда, при весьма высокой, 74 км/ч, средней скорости (можно предположить, что если бы он ехал «на флажке», то есть держал оговоренные условиями конкурса минимальные 65 км/ч, расход был бы меньше). А тут сразу два одинаковых лучших результата – 22,4 л!
Победа досталась Руслану Баянову – он показал более высокую скорость прохождения маршрута. В шатре, где работала судейская коллегия, возглавлявший её Ирек Гумеров, заместитель генерального директора по развитию ПАО «КАМАЗ» - директор по развитию, в изумлении разводил руками и говорил, что надо будет более детально изучить результаты телематики, дабы проанализировать приемы вождения победителей.
Кстати, обратите внимание на «худший» показатель – 25,5 л. Сам по себе это тоже гроссмейстерский результат, чтоб я так ездил! Лишнее свидетельство того, что в Челны съехались настоящие «профессионалы баранки» и, конечно, высоких технико-эксплуатационных параметров самого КАМАЗ-54901.

Глава судейской коллегии Ирек Гумеров, заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию (крайний слева), с тройкой призеров: Александр Леонтьев (ООО «100 Дорог», Чебоксары, второе место), победитель Руслан Баянов (ООО «КИТАВТО», Набережные Челны) и Сергей Андрианов (АО «ЛОРРИ», Екатеринбург, третье место)

Однако для того, чтобы в полной мере раскрыть эти самые параметры, в том числе и топливную экономичность, водитель должен уметь грамотно управлять машиной, иными словами, владеть навыками предусмотрительного вождения. И КАМАЗ, надо отдать ему должное, выводя на рынок автомобили поколения К5, предлагает и программу обучения водителей. В помощь человеку за рулем все новые грузовики подключены к системе спутникового мониторинга и контроля эксплуатации транспортных средств ИТИС-KAMAЗ. Её алгоритм распознаёт индивидуальную манеру вождения с разгоном и торможением как на рельефных, так и на равномерных участках трассы. Далее дается оценка, как вёл себя водитель на каждом из них, и строится график. Цветовая гамма показывает расход топлива: чем больше зелёного цвета, тем меньше расход, а чем ближе к красному спектру, тем больше затраты топлива. Более того, совместно со специалистами Международного института техники, технологий и управления (МИТТУ) учебный центр КАМАЗа разработал дистанционный курс «Эффективная и экономичная эксплуатация автотехники KAMAЗ поколения К5». И теперь обучить водителя экономичному вождению и правильной эксплуатации автомобиля можно и в режиме онлайн.

Экран бортовой информационной системы (БИС), где отображаются результаты оценки качества вождения. Своего рода аналог сканиевской Driver Support или Driver Perfomance Assistance у DAF. На него, в частности, выводятся шкала моментального расхода топлива, средний расход, рекомендуемые обороты двигателя и оценки качества вождения по 10-балльной системе: прохождение холмистых маршрутов, использование тормозной системы и предвидение дорожной ситуации. Скажем, отпустил водитель перед вершиной подъема педаль газа, используя накат, – получите +1 балл, а если не использует движение накатом – соответственно минус один

От чего же зависит расход топлива? Факторов великое множество, и на некоторые из них водитель по вполне объективным причинам повлиять не в состоянии, как то характеристики двигателя, механические потери в трансмиссии, масса груза или качество дорожного полотна и скорость встречного ветра. Но вот, например, начало движения. Можно со всей дури утопить педаль газа в пол, но правильнее будет продавить её на три четверти от полного нажатия. Еще один ключевой элемент экономичного вождения – равномерная скорость движения. На равнинных участках дорог рекомендованный диапазон оборотов коленчатого вала 950-1050 (скорость 83-85 км/ч) на 12-й передаче в АМКП ZF Traxon, которой оснащается КАМАЗ-54901. Здесь и круиз-контроль в помощь, а вот в горной местности лучше полагаться на собственные силы.

С момента старта все происходящее в кабине фиксировалось беспристрастными камерами

Вообще, водитель должен уметь предвидеть ситуацию и допускать как можно меньше остановок, например, при подъезде к светофору. Ведь самый большой расход топлива именно при трогании с места. Подсчитано, что, сделав 20 ненужных остановок, автопоезд полной массой 40 тонн, для того чтобы тронуться и разогнаться до 50 км/ч, сожжет семь литров топлива! Еще один важный фактор – торможение. Чем реже вы пользуетесь педалью тормоза, тем выше средняя скорость. Это опять же к вопросу о предвидении ситуации на дороге.

Кстати, о скорости. Выигрыш-то от гонки порой совсем иллюзорный. Подсчитано, что для того, чтобы проехать некий условный отрезок дороги протяженностью 100 км со скоростью 80 км/ч, потребуется 75 минут. Если двигаться со скоростью 90 км/ч, на это уйдет 67 минут, то есть всего на восемь минут меньше. Но расход топлива при этом будет явно выше. Да и рабочими тормозами, опять же для снижения износа компонентов тормозной системы и безопасности (колеса не блокируются), лучше пользоваться как можно реже. Для этого в арсенале КАМАЗ-54901 есть двухступенчатый моторный тормоз, который наиболее эффективен в диапазоне 1800-2300 об/мин. Надобно пояснить, что в нашем случае имеется в виду не компрессионный тормоз, а банальная заслонка в выпускном трубопроводе, в обиходе именуемая горным тормозом. Очевидно, это следствие конструктивных особенностей двигателя с раздельными головками блока.

И, разумеется, следует чаще пользоваться накатом, используя кинетическую энергию автопоезда, особенно в холмистой местности. Чем больше скорость на спуске, тем меньше переключений вниз на подъеме. В Челнах поведали о таком приеме: как только ваш уровень глаз соединится с вершиной подъема, можете смело отпускать педаль подачи топлива. Да, скорость вы немного потеряете, но накатом через гору перевалитесь и спуститесь потом вниз по инерции. К слову, для экономии топлива на подъеме желательно держать не выше 1300 об/мин, иначе пережог.

Хозяева и гости: Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ», Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер», Виталий Петров, известный российский автогонщик, бывший пилот Формулы-1, Наиль Магдеев, мэр Набережных Челнов

А еще инструкторы по экономичному вождению рекомендуют обращать внимание на состояние подвески грузовика, ступиц колес, настройки аэродинамических спойлеров тягача и правильную подгонку тента полуприцепа как факторов, напрямую влияющих на расход топлива. Не лениться регулярно проверять давление в шинах. Как известно, перекачанное колесо ухудшает передачу тягового момента на дорожное полотно и увеличивает тормозной путь. Но куда более плачевными результатами чревато снижение давления в шинах ниже нормы.

Для наглядности несколько взятых из практики цифр. Например, при давлении на 20% ниже номинального ходимость шины уменьшается на 26%, а при падении давления на 30% её ресурс сокращается на 52%. Еще одна практическая выкладка: расход топлива двигающегося со скоростью 80 км/ч 40-тонного автопоезда, давление в шинах которого ниже на 0,2 бара от номинального, возрастает на 1,5 л на 100 км! А есть ведь еще и аспект безопасности – недокачанное колесо приводит к нагреву ступицы и самой покрышки, а это уже может обернуться фатальными последствиями.

Одна из главных статей расхода АТП (до 40% от общей суммы) – затраты на топливо. Как правило, прошедшие обучение водители везут средний расход на два-три литра меньше. Был он, скажем, 31/100 км, а стал 29/100 км. А что такое минус те же два литра при пробеге в 10 тысяч км в месяц и нынешней стоимости «солярки» в 51 рубль? Это экономия 10 200 рублей только с одной машины. А в парке может быть и 100 автомобилей, и 500... дальше считайте сами. Из сэкономленных средств можно, между прочим, и члена профсоюза поощрить премией или путевкой в санаторий.

В Челны приехали настоящие профессионалы своего дела. Средний расход топлива 23,5 на 100 км – отличный результат!

Понятно, что в Челнах работают не филантропы, ни с того ни с сего расщедрившиеся на такой царский приз, как новенький тягач стоимостью более семи миллионов рублей, и основная цель конкурса в конечном счете весьма прозаическая: «продвижение бренда ПАО «КАМАЗ» и повышение уровня продаж автомобилей КАМАЗ-54901» (цитата из положения о конкурсе). Но попутно он решает вполне благородные и полезные задачи. Повышает статус профессии водителя, ратует за профессионализм и безопасность вождения, позволяет задуматься об экономии топлива, покрышек, прочих расходных материалов. Согласитесь, цель оправдывает средства.

P.S. Судя по заявлениям руководства ПАО «КАМАЗ», конкурс станет традиционным и будет проводиться ежегодно. Это решение можно только приветствовать.
МИМОЕЗДОМ
КАМАЗ К5 –
ЭКОНОМИЧНОЕ И БЕЗОПАСНОЕ ВОЖДЕНИЕ

Участникам конкурса были предоставлены четыре автопоезда полной массой 38 тонн в составе магистрального седельного тягача КАМАЗ-54901 и полуприцепа НЕФАЗ-93341. В общей сложности в рамках двух конкурсных дней состоялось семь заездов, в группах – по четыре человека. Каждый из водителей выполнил один заезд, преодолев 130 км по дороге общего пользования – фрагменту трассы М7, по маршруту – Набережные Челны – Мамадыш – Набережные Челны. Помимо водителей в кабинах тягачей находились и сотрудники НТЦ КАМАЗа, однако по условиям конкурса в процесс управления они не вмешивались. Еще один немаловажный момент – пользоваться кондиционерами было запрещено. К слову, работающий «кондей» увеличивает расход примерно на 7%.

Победитель определялся по наименьшему расходу топлива, затраченного на выполнение заезда, с учетом условий пенализации. Под оными подразумевались нарушения ПДД, за каждое из которых участникам добавляли 0,05 литра к среднему расходу топлива. Кроме того, теми же 0,05 л пенализировался и каждый км/ч ниже 65 км/ч, средней скорости прохождения маршрута. К слову, правил дорожного движения никто из участников не нарушил, а вот в скоростной лимит не уложились шесть водителей.

Занявший первое место Руслан Баянов (ООО «КИТАВТО», Набережные Челны) преодолел конкурсную трассу за 1 час 53 минуты, с расходом топлива 22,4 л/100 км. «Серебро» завоевал Александр Леонтьев из ООО «100 Дорог» (Чебоксары). Его результат – 22,4 л/100 км, 2 часа. Замкнул тройку лидеров Сергей Андрианов, транспортная компания АО «ЛОРРИ» (Екатеринбург), с результатом 22,6 л/100 км, затративший на преодоление дистанции 2 часа 02 минуты. Серебряный и бронзовый призёры конкурса награждены сертификатами номиналом 300 тыс. и 200 тыс. рублей соответственно.
МИМОЕЗДОМ
ПЕРВЕНЕЦ

Из всего обширного семейства К5 первым в серийное производство пошел магистральный седельный тягач КАМАЗ-54901 (4х2). Челнинские грузовики наконец-то обзавелись собственной современной кабиной модульного типа, позаимствовав её каркас от Mercedes-Benz Actros IV поколения.
Линейка включает в себя как флагманскую дальнобойную кабину шириной 2500 мм, так и узкую коммунально-строительную (2300 мм).
Внутренний объем флагманской спальной кабины КАМАЗ-54901 с высокой крышей составляет девять кубических метров.
Для сравнения: кубатура кабин КАМАЗов первого поколения, начавших сходить с конвейера в 1976 году, всего лишь 5 м³, а «КамAxor’ов» (он же «девяностик» – КАМАЗ-5490) четвертого поколения – 7,5 м³.
Собирают кабины в Набережных Челнах на территории камазовской производственной площадки, где в 2019-м заработал с иголочки новый завод по выпуску каркасов кабин для грузовиков КАМАЗ и Mercedes-Benz.
Управление заводом осуществляет совместное предприятие двух компаний – ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС.

Представители семейства К5. У машин с «узкой» кабиной (2300 мм) кожух моторного отсека выступает между сиденьями. Оснащаться они могут и МКП

Рама у КАМАЗ-54901 оригинальная, перфорированная, то есть в лонжеронах сделано большое количество отверстий. С одной стороны, это облегчает её конструкцию без потери прочности, тем паче что толщина лонжеронов весьма приличная – восемь миллиметров (для седельного тягача с запасом), с другой – упрощает монтаж различного навесного оборудования, равно как и надстроек.
Снаряженная масса тягача 8600 кг.
Нагрузка на переднюю ось 8200 кг, на ведущий даймлеровский мост с «равнинной» главной парой (2,278) – 11 500 кг.
Кстати, передняя ось тоже не камазовская – от китайской Shaanxi HANDE Axle Co. Давно ходят разговоры, что в Челнах наладят сборку собственных тяжелых осей и гипоидных мостов, но воз пока и ныне там.

Балка передней оси на малолистовых рессорах носит клеймо Shaanxi HANDE Axle Co. Ступичные подшипники сделаны необслуживаемыми

А какой у «пятьдесят четыре девятьсот один» (эх, такая машина явно заслуживает имя собственное, но почему-то не дали, хотя в свое время камазовцы даже публичный конкурс на сей счет проводили) «пламенный мотор»?
В нашем случае это 450-сильный КАМАЗ-910.15 с рабочим объемом 11,946 л (размерность – 130х150 мм).
Обратите внимание, что на пик крутящего момента – 2300 Нм – двигатель выходит уже на 900 об/мин и держит его до 1300 об/мин!
Заявленный производителем ресурс – 1,5 млн км. Это представитель нового семейства КАМАЗ-910 (400-550 л.с., Евро-5), рядных «шестерок», разработанных в соавторстве с компанией «Liebherr» на основе 12-литрового дизеля Liebherr D946.
Несмотря на зарубежные корни, 80% деталей двигателя уже локализовано, в том числе и основа основ – блок цилиндров.

В моторном отсеке 450-сильная рядная «шестерка» КАМАЗ-910.15

Среди его особенностей – раздельные 4-клапанные головки блока цилиндров, причем не алюминиевые, как на моторах семейства КАМАЗ-740, а чугунные. Раздельные головки не только дешевле в производстве, но также отличаются надежностью и ремонтопригодностью. Равно как и гильзы «мокрого» типа с уплотнительными кольцами.
Картер маховика цельнолитой: отливка предусматривает установку привода КОМ, дополнительного насоса ГУР, стартера, системы вентиляции, датчиков оборотов, рым-болта. Поршни стальные, с шатунами с косым разъемом и разрывным стыком.
Топливная аппаратура типа Common Rail плюс электронная система управления двигателем.
Масляный картер штампованный металлический. Масляный насос шестеренного типа, односекционный. Масляный модуль с фильтром и теплообменником.
Система вентиляции картерных газов закрытого типа с центробежным олеофобным фильтром.

Суммарный объем двух топливных баков 1400 л. Емкость того, что на снимке, 800 л. Топливозаборник у него с подогревом. Перед ним за аэродинамическим щитком скрыт 100-литровый бак с AdBlue. Экологический стандарт Евро-5 достигается за счет технологии SCR

Попутно отметим, что появление в производственной программе семейства собственных рядных двигателей для КАМАЗа (проект стартовал в 2014-м под рабочим названием «Тибет») событие не менее эпохальное, чем новая кабина. Разумеется, если не считать рядных «шестерок» Cummins, выпуском которых вот уже 15 лет занимается СП «КАММИНЗ КАМА».
В перспективе в производство будут запущены новые модификации – газовый с искровым зажиганием (950.10, Евро-6), битопливный газодизельный (950.70, Евро-5), двигатель объёмом 13 литров, а также дизель экологического класса Евро-6.

Подвеска кабины может быть как пружинной (на снимке), так и пневматической

Из-за нехватки места на лонжеронах рамы ящик с АКБ (емкость батарей 240 А·ч) пришлось скомпоновать в заднем свесе. Дабы минимизировать ущерб от неизбежной тряски, он прикреплен к раме не жестко, а через специальные сайлент-блоки

Пару рядной «шестерке» в магистральном КАМАЗ-54901 составляет 12-ступенчатая АМКП Traxon, изделие ZF Friedrichshafen AG, выпуск которой вскорости обещают освоить и на совместном предприятии «ЦФ КАМА».
ZF Traxon пришла на смену заслуженному «роботу» ZF AS Tronic. Как и предшественница, новая АМКП представлена в двух версиях, с 12 или 16 передачами (обе имеют модификации как с прямой, так и с повышающей передачей).
Конструкция включает в себя основную коробку передач (трех- или четырехступенчатую), спереди к ней пристыкован двухступенчатый повышающий редуктор-делитель, сзади – двухдиапазонный понижающий редуктор-демультипликатор (отсюда и количество передач: 3х2х2=12 или 4х2х2=16) с двумя промежуточными валами и вторичным валом.
Traхon компактнее AS Tronic на 43 мм, в среднем на шесть децибел тише и способна пропускать через себя на 20-25% больший крутящий момент, превышающий 3000 Нм.

Фильтр грубой очистки топлива с подогревом, влагоотделителем и ручным подкачивающим насосом размещен слева за кабиной, так же, как и у КАМАЗ-5490. Обратите внимание на две выхлопные трубки от 14-киловаттного ПЖД самарского ООО «Адверс» и «автономки» Eberspacher для обогрева кабины

В целях увеличения интервала между ТО, а производитель заявляет 120 тысяч км (!), во впускной системе предусмотрено сразу два воздушных фильтра

Однако главное преимущество Traхon – это реализованная в её конструкции модульная концепция. Помимо исполнения с одно- или двухдисковым диафрагменным сцеплением базовая КП может комбинироваться с тремя дополнительными модулями, которые обеспечивают более низкий расход топлива, сохранность элементов трансмиссии и комфортабельную езду. Речь о модуле двойного сцепления (Traхon Dual), гибридном модуле (Traхon Hybrid) и модуле с гидротрансформатором (Traхon Torque).

Задняя оптика тоже светодиодная

С конвейера новые КАМАЗы сходят обутыми в резину Michelin

В самое ближайшее время следует ожидать вывода на рынок более продвинутой версии КАМАЗ-54901 с приставкой High-Tech, вооруженной двигателем мощностью 550 л.с. (2551 Нм при 1100-1400 об/мин).
В её комплектации предусмотрен электрогидроусилитель руля, что позволит реализовать систему удержания автомобиля в полосе движения, адаптивный круиз-контроль с функцией Е-горизонт, учитывающей топографию местности, система экстренного торможения.
К АМКП Traxon пристыкуют ретардер.
Ну и по мелочи: панель приборов из мягкого пластика, шторки на боковых окнах, дополнительные накладки в панелях дверей и на зеркалах, датчики дождя и света, аэродинамическое оперение шасси.

Каркас кабины, стекла и внешние зеркала заднего вида общие с MB Actros. В известном смысле они родственники…

…но, например, архитектура передней панели, несмотря на общий силуэт, все-таки разная

В нынешнем году, по словам Александра Капитонова, начальника КТО КППиТ НТЦ КАМАЗа, Челны намерены выпустить порядка 4000 автомобилей нового семейства К5, в том числе самосвалы с колесной формулой 6х4, 6х6 и 8х4. Но львиную долю выпуска составят, конечно же, магистральные тягачи КАМАЗ-54901.