Подвижной состав

ГАЗ И DAILY

На нашем тесте весьма эксклюзивная версия

IVECO Daily 35C14NV A8 - фургон с коротким кузовом, газовым двигателем и «автоматом»!

Подвижной состав
ГАЗ И DAILY

На нашем тесте весьма эксклюзивная версия IVECO Daily 35C14NV A8 - фургон с коротким кузовом, газовым двигателем и «автоматом»!

Николай Марков, фото автора

IVECO Daily нынешнего поколения в продаже уже семь лет. За это время автомобиль успел претерпеть уже два небольших обновления: в 2016 и 2019 году. Вследствие известных событий прошлого года начало продаж Daily’2019 в нашей стране изрядно подзадержалось. Однако сейчас эти машины уже вполне реально встретить на дороге, а потому – самое время познакомиться с новинкой лично. Несмотря на два пережитых косметических обновления, я так и не могу сходу отличить разные генерации Daily нынешнего поколения. Нет, если поставить рядом машины образца 2014, 2016 и 2019 года, разница будет очевидной. Но уловить нюансы на отдельно взятой машине с улицы – сложно: приходится вглядываться и анализировать. Это связано с тем, что все нововведения не затрагивали штампованные элементы кузова. Вот и последний фейслифтинг экстерьера коснулся лишь бампера...

У Daily полной массой 3500 кг есть два варианта заднего моста: с односкатной или двухскатной ошиновкой. Двухскатный мост заказывают в расчете на перегруз. Судите сами: производитель заявляет для него допустимую нагрузку 2600 кг, а для переднего моста с торсионной подвеской – 2100 кг. То есть, фактически-то такая машина рассчитана не на 3500, а на 4700 кг…

Тем не менее, несерьезными эти изменения не назвать, поскольку за каждым из них скрывалось полезное функциональное дополнение. Так, бампер теперь из цельного превратился в трехсекционный, что сулит экономию в случае ремонта. Более крупная решетка радиатора улучшила обдув моторного отсека. А фары, хоть и сохранили прежние контуры, стали светодиодными, с автоматическим переключением дальнего света.

Бампер из трех частей с очень удобной подножкой – один из характерных элементов, присущих обновленным Daily. Синие вставочки на решетке радиатора указывают на газовую модификацию

Интерьерные новшества более заметны невооруженным взглядом. Прежде всего, нельзя не заметить классный мультируль: с пухлым ободом с приплюснутой нижней частью, очень добротной кожаной оплеткой с кучей кнопок с лицевой и тыльной стороны. На них вынесено управление музыкой, телефоном, меню борткомпьютера и адаптивным круиз-контролем, который теперь вошел в базовое оснащение. Включив зажигание, сразу замечаешь цветной дисплей с качественной графикой в новой комбинации приборов. Сюда можно вывести кучу полезной информации: от картинок с указанием давления в шинах и инфографики по расходу топлива и использованию инерции до дублирования показаний спидометра крупными, хорошо заметными цифрами. А вслед за компактным дисплеем в «приборке» можно оживить и большой цветной дисплей в центре кабины – от новой мультимедийной системы, куда кроме навигации и меню телефона можно вывести картинку с камеры заднего обзора (она установлена над задними дверьми, на уровне крыши).

Вместимость грузового отсека – 10,8 кубометров. Фанера на полу и ДВП на стенах – опция. Над крышей кабины есть антресоль. И, традиционно для Daily, запасное колесо закреплено внутри

В остальном кабина Daily сохранила прежние достоинства и недостатки. К первым я отнесу большое количество бардачков и полочек, которыми занята, кажется, каждая свободная поверхность в интерьере. Особо можно отметить вместительный ящик под пассажирским диваном, для доступа в который – что удобно – подушки сиденья можно поднимать по отдельности. Потайной бардачок спрятан даже в откидном столике, который откидывается из спинки сиденья среднего пассажира. А крышка этого бардачка представляет собой съемный планшет с зажимом для бумаг: водители-экспедиторы оценят! А еще мне нравится двухцветная серо-синяя отделка, которая весьма ненавязчиво оживляет интерьер кабины. К числу же «косяков» отнесу, например, неудобное, слишком низкое расположение основного бардачка напротив правого пассажира: его крышку хоть ногой закрывай!

Синие вставки в пластике панели приборов и обивке сидений здорово оживляют интерьер!

По количеству бардачков Daily готов дать фору многим конкурентам! На фото хорошо виден новый руль с приплюснутым снизу ободом

Ах, чуть не забыл: теперь можно долго безрезультатно шарить между сидений в поисках рычага стояночного тормоза, ибо нельзя найти того, чего там нет. «Ручник» на обновленных машинах получил электропривод, превратившись в большую кнопку на панели приборов. Отказ от «механики» тут был обусловлен в первую очередь введением в конструкцию машины новых электронных ассистентов, и тот же электрифицированный стояночный тормоз позволил реализовать автоматическое его включение в ряде ситуаций – например, чтобы заведенная машина случайно не укатилась на парковке. Кроме того, новый Daily теперь умеет не только поддерживать скорость потока, но и поддерживать заданную скорость при спуске с горы, а также экстренно тормозить, если водитель «прозевает» препятствие перед машиной. Но, разумеется, проверять эффективность последней системы на практике я не стал. Кроме того, стала более совершенной система стабилизации: теперь ее обучили противодействовать порывам бокового ветра (впервые такую функцию на машинах сегмента LCV внедрил Mercedes-Benz еще в 2013-м), а также эффективно имитировать блокировку дифференциала, подтормаживая буксующее колесо.

Водительское сиденье – подрессоренное, с откидным подлокотником с правой стороны и регулировкой поясничного подпора

Панель приборов обновилась: вместо стрелочных указателей температуры двигателя и запаса топлива (в данном случае в баллонах) появились компактные графические индикаторы, а центральное место занял большой цветной дисплей, на который можно продублировать показания спидометра. На него же отдельной строкой выводятся показания остатка бензина в баке

Под пассажирской «лавочкой» – большой ящик, для доступа к которому каждую из подушек можно поднять по отдельности

Из спинки среднего сиденья откидывается столик со съемным планшетом с зажимом для бумаг. А под этим планшетом – еще один бардачок!

Теперь заглянем под капот. О том, что под ним скрывается не совсем обычный двигатель, можно догадаться и заранее по косвенным признакам. Например, даже не наклоняясь, можно заметить массивные ящики, свисающие из-под днища чуть ниже порогов. Или обратить внимание на шильдики «Blue Power» и подцвеченную синей краской облицовку радиатора. Все это – характерные черты газовой модификации Daily, двигатель которой работает на сжатом природном газе и имеет принудительную систему искрового зажигания. Этот агрегат является ближайшим родственником 3-литрового дизеля F1C, с которым унифицирован по блоку цилиндров. Здесь тоже есть турбина, но головка блока – своя, со свечами зажигания и иной камерой сгорания. Степень сжатия в сравнении с дизелем понижена, но относительно обычных бензиновых моторов с наддувом сделана высокой: 12,5. Это позволило повысить эффективность работы мотора на метане. В результате по уровню форсировки газовый мотор полностью соответствует одной из модификаций «младшего» дизеля F1Aобъемом 2,3 литра: максимально развивает те же 136 л.с. мощности и 350 Нм крутящего момента. Зато выхлоп Евро-6 достигается безо всяких мочевин и сажевых фильтров, да и уровень шума меньше: газовый мотор работает тихо и мягко.

Открыв капот, невооруженным взглядом сразу и не поймешь, дизельная перед тобой машина или газовая: верхняя часть двигателя скрыта под пластиковой крышкой

Что ценно в условиях нашей страны с ограниченным количеством метановых заправок, так это наличие у Daily резервной системы питания, рассчитанной на бензин с октановым числом не ниже 95. Это хорошая страховка на тот случай, если газа в баллонах немного не хватит до очередной АГНКС. Правда, в силу упоминавшейся высокой степени сжатия полноценная работа двигателя на бензине невозможна: во избежание возникновения детонации его отдача в этом режиме ограничена почти двукратно – до 82 л.с. и 180 Нм. И объем бензобака очень скромный: всего 14 литров. Но этого вполне хватит примерно на 90 километров пути – а большего и не требуется, ведь полноценно эксплуатировать машину на бензине все равно не выйдет. Переключение с газа на бензин происходит автоматически, без участия водителя, как только давление в баллонах упадет ниже критического уровня. Обратный переход после заправки газа также произойдет автоматически: принудительное ручное переключение с одной системы питания на другую конструкцией не предусмотрено.

Аккумуляторная батарея на газовой машине осталась такая же могучая, как на дизельной: на 110 Ампер-часов! Прячется она в ступеньке под водительским сиденьем

Сколько же можно пройти на одной полной заправке газом? Тестовый фургон – один из самых маленьких в гамме: полной массой 3,5 тонны и с короткой колесной базой (3520 мм). На него устанавливают всего четыре баллона вместимостью 28, 30, 54 и 56 литров, что в сумме дает 168 литров. В указанный объем летом получится «затолкать» примерно 40 кубометров или 29 кг метана, потратив на это около 800 рублей. Производитель заявляет для такой версии Daily средний расход в смешанном цикле на уровне 9,4 кг/100 км. При этом маршрутный компьютер автомобиля считает средний расход иначе – в километрах, которые может пройти автомобиль на одном килограмме метана. В течение дня, что я ездил на Daily по МКАДу и ближнему Подмосковью по своим делам, одометр отмерил 117 км пробега, а средний расход по «маршрутнику» получился равным 10,9 км/кг. Переводим эту цифру в более привычную величину – и получаем примерно 9,2 кг/100 км! Конечно, машина была пустая, но в течение дня я и потолкался в пробках, и постоял на светофорах, да и в интенсивности разгона себя особо не ограничивал. Так что приведенную ивековцами цифру 9,4 кг/100 км можно считать вполне достижимой на практике при бережливой коммерческой эксплуатации фургона. Таким образом, запас хода этой машины на метане можно принять равным 300 км: вполне достаточно даже для работы на межгороде.

Полная заправка баллонов газом займет чуть больше пяти минут

А какие подводные камни есть у владения Daily CNG? В отличие от дизельного или бензинового аналога, любая газовая машина требует периодического переосвидетельствования баллонов. Для стальных метановых баллонов – это раз в пять лет с даты выпуска. Причем баллоны на тестовом Daily оказались выпущены раньше, чем сама машина: в 2019-м. То есть на переосвидетельствование придется ехать уже через три года. Второй нюанс заключается в значительном сокращении дорожного просвета в районе колесной базы. Из-за этого на Daily CNG едва ли получится переехать высокий бордюр, и даже на крутых «нефирменных» лежачих полицейских от водителя требуется внимание. О съезде на грунтовку я бы даже и не помышлял.

Итальянские стальные баллоны FABER Industrie размещены под рамой и прикрыты защитными экранами. Но дорожный просвет под ними скромный, и об этом нельзя забывать при проезде глубоких ям или «крутых» лежачих полицейских

Третий нюанс – это повышенная снаряженная масса газовой машины с пропорциональным снижением грузоподъемности. Одни только пустые баллоны без газа, арматуры и защитных кожухов весят немало: полторы сотни килограмм. На длиннобазных Daily, где батарея баллонов массивнее, прибавка веса еще больше. В частности, у тестового фургона полной массой 3500 кг с дополнительной отделкой грузового отсека фанерой и более тяжелой автоматической коробкой от разрешенной полезной нагрузки осталось всего 840 кг. И нюанс четвертый кроется в необходимости постоянно возить с собой переходник для газового штуцера под отечественные заправочные колонки: терять его ни в коем случае нельзя, иначе персонал АГНКС ничем вам не сможет помочь.

Газовый штуцер размещен позади пассажирской двери кабины. Но для заправки важно не потерять приложенный к машине адаптер, без которого на российских АГНКС делать нечего

Теперь о том, какие впечатления я вынес из-за руля Daily CNG. На ходу по отклику машины на педаль газа толком и не отличишь газовую версию от дизельной. Внешняя скоростная характеристика у этих моторов, по-моему, одинаковая. Уверенный подхват наступает с 1500 оборотов и продолжается вплоть до отметки 3500 об/мин. Очень понравилась работа 8-ступенчатой автоматической коробки передач ZF Hi-Matic. Ездить с ней – одно удовольствие: передачи переключаются шустро, никаких рывков и толчков. Все-таки классический гидромеханический «автомат» ощутимо выигрывает в комфорте у «роботов». А большое количество ступеней позволяет и топливо экономить (при размеренной езде коробка мигом перепрыгивает на высшие ступени), и поддерживать в случае необходимости мотор в тонусе, удерживая обороты в зоне самого высокого крутящего момента. Единственное замечание – перевернутая схема переключения передач в ручном режиме: на большинстве машин более высокие передачи включаются движением джойстика от себя, а более низкие – к себе. Но на Daily все сделано наоборот. А еще очень интересно включается режим Parking: для этого нужно лишь нажать специальную кнопку в рукоятке, сам селектор двигать никуда не надо

На джойстике автоматической коробки ZF интересно реализован парковочный режим: он включается отдельной кнопкой. Левее джойстика видна большая кнопка электрического привода «ручника», а правее – новое головное устройство с большим цветным монитором, куда можно вывести показания с камеры заднего вида

Популярность газовых автомобилей в нашей стране сдерживают три фактора. Первый из них субъективный – широко распространенное предубеждение, что «газ – это плохо». Наверняка ведь вам хоть раз доводилось слышать мифы про то, что газ убивает двигатель, газовые машины взрываются, а расход газа в три раза выше, чем жидкого топлива, поэтому нет никакой экономии. Два других фактора уже объективны. Сеть АГНКС в нашей стране до сих пор слабо развита, что заставляет тщательно планировать свои маршруты, а метановое газобаллонное оборудование отличается дороговизной. Так, в случае с Daily размер дополнительной инвестиции в ГБО при покупке автомобиля составляет порядка 20%. С одной стороны, сумма значительная, но с другой – при нынешней разнице в стоимости топлива ее реально отбить за пару лет, после чего газовый автомобиль начнет «привозить» солидный дополнительный доход владельцу. А разницу в цене километра пробега прикинуть не сложно. За свой 117-километровый тестовый маршрут я потратил газа на 300 рублей. Тот же пробег на солярке при среднем расходе около 10 л/100 км получился бы равным примерно 585 рублей. Комментарии, думаю, излишни.