Событие

ЕЩЕ ОДИН РЕКОРД ЭЛЕКТРОБУСА

Но в этот раз много вопросов...

Событие

ЕЩЕ ОДИН РЕКОРД ЭЛЕКТРОБУСА

Но в этот раз много вопросов...

Алексей Самойлов

«В июле <2021 года> транспортная компания Verkerhrsbetriebe Bachstein, базирующаяся в городе Целле, Нижняя Саксония, осуществила рекордный рейс электробуса IVECO BUS E-WAY. Выдающийся результат 543 километра, пройденные электробусом на одной зарядке в течение 48 часов, был сертифицирован организацией TÜV Nord» (цитата из официального пресс-релиза)...

IVECO BUS E-WAY – комбинация приборов. Кстати, очень интересная информация в правом верхнем углу центрального дисплея: уровень заряда накопителей – 90%, прогнозируемый запас хода – 214 км. Видимо это не тестовая машина, хотя особенности работы бортовой системы мониторинга стоит оценить по достоинству...

Продолжаю по тому же пресс-релизу:
«12-метровый электробус IVECO BUS E-WAY обеспечивает новый уровень производительности в реальных условиях эксплуатации, демонстрируя все преимущества транспорта с нулевыми выбросами вредных веществ, а также выдающуюся надежность и великолепные рабочие характеристики.
Испытание, организованное по инициативе компании Verkerhrsbetriebe Bachstein, состоялось в июле и проходило два дня, с 05:30 до 16:00. 12-метровый электробус E-WAY, оснащенный батареями емкостью 335 кВт∙ч, преодолел 543 км без каких-либо отказов. Рекорд, сертифицированный организацией TÜV Nord, подтверждает превосходство бренда IVECO BUS в сфере электрической мобильности. Благодаря низкому энергопотреблению (0,61 кВт∙ч/км) при остаточном заряде 3% в конце испытания электробус IVECO BUS E-WAY мог бы проехать еще дальше» – конец цитаты.

В мире больших туристических лайнеров это называется

«салон соткан из воздуха и света».

А это лишь городская машина (обычный работяга, не более)...

Напомню, что в нынешнем году это уже второй рекорд пробега электробуса. Первый установлен еще в мае 12-метровым MAN Lion's City E на маршрутах №№ 176 и Х80 Münchner Verkehrsgesellschaft (MVG, англ. – Munich Transport Company) в окрестностях столицы Баварии. Тогда за 24 часа машина преодолела 550,8 км. И, кстати, по итогам тоже был составлен специальный протокол TÜV, правда, это был TÜV SÜD Auto Service GmbH (вернее, не протокол, а «BESTÄTIGUNG» – подтверждение, а вот слово «сертификат» в релизе – это, видимо, ошибка исполнителей). Подробности баварского рекорда можно найти на нашем сайте по ссылке или в журнале «КТТ» № 4/2021, стр. 50.
ПЕРЕЙДЕМ К ВОПРОСАМ?

В Youtube по ссылке можно найти видеоролик с теста.

И чуть позже мы его обсудим, но для тех, у кого мало времени и плохо с иностранным (увы, он на немецком языке), здесь и далее мы будем публиковать скриншоты кадров ролика.

Возможно моя подборка не самая удачная,

но она все-таки как-то иллюстрирует условия особенности тестового маршрута...

■ Время (период) испытаний: 48 часов или два дня, с 05:30 до 16:00?

Например, сайт «Sustainable Bus» (Италия) утверждает: «...this test took place over two days, from 5.30 am to 4 pm» (англ.: «этот тест проходил в течение двух дней, с 5.30 утра до 4 часов вечера»). Ведущий немецкий автобусный сайт «Omnibusrevue.de» уточняет: «...über zwei Tage hinweg jeweils von 5.30 bis 16 Uhr» (нем.: «в течение двух дней каждый с 5:30 до 16 часов»; особо уточню: «jeweils» – это наречие, и его дословное значение «в каждом случае»).

Таким образом, можно сделать вывод, что электробус IVECO BUS E-WAY фактически отработал две смены по 16,5 часа в течение двух дней подряд. А значит, реальное время его работы на линии составило 33 часа на одной зарядке бортовых накопителей!
Согласитесь, это более чем достойный результат... Но так ли все хорошо? Давайте разбираться...
■ Технические данные (таблица 1)

Основное, на что следует обратить внимание, так это то, что у IVECO BUS E-WAY емкость накопителей на 30% меньше, чем у «баварца», при примерно равной мощности привода. Но были ли сопоставимы условия теста (условия «эксплуатации»)?
■ E-WAY за 33 часа преодолел 543 км, а это означает...

А это означает, что его средняя маршрутная скорость оставила порядка 16,5 км/ч. «Баварец» проехал за 24 часа 550,8 км – его скорость 23 км/ч.
Так сильно различались маршруты? Или число остановок?
Напомню: автору удалось найти в Youtube видеоролик с испытаний IVECO (скриншоты использую в качестве иллюстраций). Согласитесь везде тихие загородные дороги, небольшие городки с минимальным трафиком...
А может сами водители (простите) «хитрили» и манерой управления «очень» экономили энергию?
■ Кстати, о видеоролике...

Кроме релиза это единственное подтверждение участия специалистов TÜV Nord в испытаниях – на сайтах «TÜV Nord Group» и «TÜV Nord» упоминаний о них найти не удалось – скриншот публикуется ниже.
Это притом что прошлый раз у TÜV SÜD подтверждение было в открытом доступе. Хотя это небольшой 8-страничный отчет, но с максимально возможной детализацией испытаний (разве что цвет футболки во время управления и семейное положение каждого из сменных водителей в нем не указаны). Автор, разумеется, полностью исключает, что такого документа не было вообще, хотя он дал бы ответы на все вопросы.

Может быть, IVECO BUS когда-нибудь сочтет возможным поделиться?

Может быть, есть еще какой-то TÜV Nord, но на www.tuev-nord.de/en/ на понятный запрос автора есть только один ответ: «Nothing found for IVECO BUS E-WAY. Did you mean ineco?»

Перевод нужен?

Прошлый раз TÜV SÜD Auto Service GmbH работал так.

Складывается ощущение, что в этот раз

инструментального контроля просто не было...

И еще более важный момент...

MAN Lion's City E не просто двигался по маршруту со всеми остановками, но и был загружен балластом для имитации веса пассажиров. О какой-либо загрузке E-WAY релиз не упоминает, да и на видео (ссылка была выше) она незаметна. Разве что в момент времени 2:15 чьи-то «ноги» (кроссовки, джинсы, фрагмент футболки) заходят в салон. Проблема в том, чуть раньше, в 2:05, похожую оранжевую футболку можно заметить за съемкой водителя из зоны около передней двери (но не с сиденья). Видимо, в поездке был некий блогер...
Это все?

Так была во время теста загрузка салона (например, балластом) или нет?

Здесь для иллюстрации салон «баварца». То, что не все сиденья заполнены это не ошибка - учтено среднее число пассажиров за период испытаний (тот раз - за 24 часа)

■ Некоторые итоги (таблица 2)

Ниже рассмотрены расход энергии (увы, полные данные есть только по одной машине) и состояние накопителей. Не хочется делать категоричные выводы, хотя трудно избавиться от ощущения, что в Нижней Саксонии ради достижения рекордного пробега зачем-то просто решили «посадить батарейки в ноль» (верней, в 3 процента).

«Мировой опыт» показывает, что такое использование для твердотельных накопителей не совсем правильное и допустимо, например, при так называемом «тренировочном разряде» (после полной и/или частичной ремонтной замены накопителей). А для обеспечения их максимально достижимого ресурса следует оставаться в диапазоне 25-30...70-80 процентов заряда. Один рекордный тест, разумеется, не «убьет» накопители, только какое отношение он имеет к практической эксплуатации?

Да, это только оценочное суждение, но MAN Lion's City E, при всех его рекордных 550 км, рекомендован производителем для маршрутов с пробегом между зарядками порядка 270-300 км. Здесь без комментариев, хотя подозреваю, что как раз в условный диапазон между «не менее 25» и «не более 80» эта рекомендация как раз и укладывается...
***

Впрочем, не будем придираться к IVECO BUS E-WAY – во-первых, красивый автобус (кстати, недавно эта модель получила премию за дизайн), во-вторых, неплохие характеристики, в-третьих...

Еще одна цитата из релиза: «Мы уже проводили испытание на нашем полигоне с пробегом 527 км на одной зарядке. И восхищены новым рекордом, поставленным нашим заказчиком в реальных условиях эксплуатации. Он подтверждает способность электробуса IVECO BUS E-WAY двигаться еще дальше», — сказал Стефан Эспинасс (Stéphane Espinasse), руководитель бренда IVECO BUS.

Так что удачи на дорогах тебе, машинка! И наше давно уже традиционное: ни гвоздя, ни жезла! ■