Аналитика
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГРУЗОВИКОВ:
ИТОГИ I КВАРТАЛА

Инерция роста
АНАЛИТИКА
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГРУЗОВИКОВ:
ИТОГИ I КВАРТАЛА

Инерция роста
Николай Марков, по данным ООО "Автостат Инфо"
Если легковой рынок за счет дефицита автомобилей в январе-феврале и ухода ряда марок из России в марте просел уже на четверть, то с коммерческим транспортом ситуация иная. Сегмент LCV фактически вышел в ноль, а продажи среднетоннажных и крупнотоннажных грузовых автомобилей даже выросли на 18%. Сказалась инерция серьезного роста, который был отмечен на рынке по итогам 2021 года. Безусловно, спад придет и в эти сегменты, в первую очередь за счет прекращения или приостановки деятельности в России автопроизводителями из стран Запада. Однако в полной мере оценить последствия данных решений можно будет позже, когда придет время подводить итоги первого полугодия.
Сегмент LCV
Несмотря на фактическое отсутствие динамики (на разницу в 0,6% можно закрыть глаза), надо понимать, что рынок легких коммерческих автомобилей стоит на пороге больших изменений. По состоянию на 01.01.2022 у нас официально были представлены в этом сегменте рынка 18 брендов. В марте ровно половиной из них с теми или иными формулировками было заявлено о прекращении импорта или даже отгрузки всей, поставленной ранее техники, а соответственно и о работе местных сборочных предприятий, у кого они были. Посему все те проценты, которые для них указаны в таблице, носят сугубо формальный характер: во втором квартале первичная постановка на учет автомобилей данных марок постепенно сойдет на нет.
Ford Transit
Больнее других сложившаяся ситуация ударит по СП «Форд Соллерс», которое успело стать вторым по величине производителем LCV в стране. До конца февраля автомобили Ford Transit продолжали уверенно конкурировать с ГАЗелями, наращивая объемы продаж, однако с 3 марта конвейер завода в Елабуге остановился, и заработает ли вновь – большой вопрос. Так что рост регистраций на 36,5% по итогам трех месяцев – видимо, лебединая песня Транзитов в нашей стране.
Renault Master
В тот же день 3 марта об остановке своей деятельности в России заявили немецкие марки Volkswagen и Mercedes-Benz. В результате первая потеряла ровно треть объемов продаж, вторая – без трех процентов половину. На неделю дольше держалась итальянская IVECO (–33%). К 23 марта сдалась и французская Renault, которая, впрочем, в коммерческом сегменте у нас давно звезд с неба не хватала (–70%).
Peugeot Expert
До последнего пытались сохранить работу своего калужского завода в представительстве Stellantis, но недавно о бессрочной остановке конвейера из-за нарушения логистических цепочек поставки комплектующих объявили и там. В общей сложности на учет встали 1833 машины калужской сборки (марок Peugeot, Citroen и Opel) против 1676 годом ранее. А вот суммарный результат импортируемых фургонов Peugeot Boxer и Citroen Jumper оказался уже со знаком минус (471 против 529), поскольку их поставки были остановлены еще в начале марта. Входящая в тот же концерн Stellantis марка FIAT, не имеющая локализованных в России моделей, и вовсе потеряла почти половину продаж (причем «каблучки» Doblo с 18 регистрациями окончательно перешли в разряд статистов).
LADA Largus
Флагман отечественного автопрома АВТОВАЗ из-за простоев, вызванных отсутствием комплектующих, сократил сбыт легковых автомобилей марки LADA на 37%. В коммерческом сегменте ситуация аналогичная, но падение не столь значительное – немногим менее 18%. Что интересно, больше других – на 35% – упали продажи пикапов ВИС-2349 на базе LADA Granta, тогда как по фургонам LADA Largus падение пока составило 16%. Однако тут надо учитывать, что уже в самой ближайшей перспективе фургоны Largus могут исчезнуть из продажи полностью, если поставки комплектующих для них из Румынии не возобновятся. А с учетом того, что продажи «каблучков» европейских марок уже сошли на нет, весь спрос на технику такого рода сможет покрываться пока только за счет пикапов ВИС на базе Гранты и Нивы. Вот только существующие мощности по их выпуску меньше емкости рынка, а сам АВТОВАЗ продолжает стоять, поскольку летний корпоративный отпуск сотрудников руководство перенесло на апрель. А значит, на рынке самых легких грузовичков ожидается острейший дефицит.
УАЗ Профи
По автомобилям марки УАЗ ситуация выглядит несколько иначе. По легковым моделям Хантер и Патриот количество регистраций осталось на прежнем уровне: отмечен несущественный спад на 2,6% (в абсолютных цифрах было поставлено на учет 2540 автомобилей вместо 2607 годом ранее). Причем в ряде автосалонов в феврале и начале марта имелся дефицит машин – то есть уровень спроса был выше объема реальных продаж. Но вот по коммерческим моделям продажи упали на четверть, причем главным образом – за счет проблем у автомобилей из старого модельного ряда: количество регистраций у «буханок» и «головастиков» снизилось ровно на треть. Продажи моделей Профи и Пикап были практически одинаковыми – и те, и другие нашли почти по семь сотен покупателей. Однако для Профи такой объем означал спад продаж на 5,7%, тогда как для модели Пикап – лишь на 1,5%. И еще одно наблюдение: даже после такого большой просадки по сбыту классических моделей доля более новых машин (Профи и Пикап) в общей структуре продаж коммерческих УАЗов не превысила 37%.
ГАЗель NN
Совсем другие результаты продемонстрировал Автозавод ГАЗ: видимо, помог накопленный опыт работы в условиях прежних санкций. Продажи не только не упали, но по набранной ранее инерции даже увеличились на 8%. В лидерах пока остались модели ГАЗель NEXT и ГАЗель NN, сбыт которых суммарно вырос на 21%. Еще больше – сразу 42% – прибавили автомобили Соболь, являющиеся на сегодня самыми доступными в газовской линейке. По семейству ГАЗель Бизнес отмечалось снижение продаж более чем на четверть, что объяснялось перераспределением покупательского интереса в пользу более новых газовских моделей. Но в последующие месяцы ситуация может поменяться: стоит ожидать роста продаж именно самых простых и дешевых машин старого модельного ряда, поскольку сама возможность продолжения выпуска семейства ГАЗель NN в существующем виде пока вызывает ряд вопросов. Но судя по всему, рынок поглотит весь объем той техники, которую сам Автозавод ГАЗ в принципе сможет произвести.
Great Wall Wingle 7
Что же касается азиатских брендов, официально представленных на рынке, то никто из них о сворачивании бизнеса в России пока не заявил, а продажи некоторых марок лишь временно приостанавливались в период резкого обвала валютного курса. Китайские бренды Great Wall и JAC показали околонулевую динамику. А марки Hyundai, Toyota, Mitsubishi и Isuzu остались в хорошем плюсе, поскольку с конца февраля покупатели кинулись «сметать» любую имевшуюся у дилеров технику по любым ценам, стремясь вложить деньги. Но дальнейшие их успехи будут во многом зависеть от возможности обеспечить стабильные поставки техники в сбытовую сеть.
Сегменты MCV и HCV
КАМАЗ в плюсе по всем фронтам: объемы регистрации техники выросли на четверть, а рыночная доля превысила 40%. Запаса комплектующих для изготовления грузовиков с кабинами К4 и К5 хватит до конца полугодия. Далее семейство К4 покинет конвейер навсегда, а К5 будет ждать рестарт в 2023 году после завершения процесса полной локализации производства.
КАМАЗ-65801 с кабиной К4
А до того момента основной продукцией КАМАЗа будут оставаться грузовики с кабинами К3 и собственными 8-цилиндровыми дизелями, оснащенными отечественной топливной аппаратурой и соответствующими экологическим нормам Евро-2. В прежние годы такие КАМАЗы поставлялись только в вооруженные силы и на экспорт, однако со дня на день должны начаться их продажи гражданским покупателям. С конвейера КАМАЗы «пониженной экологичности» уже сходят, но пока отправляются на склад в ожидании утверждения руководящих документов в правительственных структурах, которые позволят выпуск подобных машин в оборот. Альтернативу им должны составить версии с китайскими двигателями Weichai.
ГАЗон NEXT
Количество регистраций среднетоннажных грузовиков ГАЗ снизилось на 7% главным образом за счет того, что в нынешнем году завод уже не делал автомобили ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308. Из моделей со старыми кабинами на конвейере остались только полноприводные шасси Земляк и спецавтомобили Вепрь, вследствие чего итоговый результат по машинам старого семейства оказался на 75% ниже. По грузовикам ГАЗон NEXT и Садко NEXT, напротив, продажи увеличились почти на 4%, а по автомобилям Валдай NEXT – сразу в пять раз, но этот рост обусловлен лишь низкой базовой величиной (поскольку в 2021-м их продажи только разворачивались, а покупатели встречали новинку с настороженностью). Официальных комментариев по вопросу возможности дальнейшего производства тех или иных моделей от Группы ГАЗ не поступало, однако не удивимся, если автозавод временно возобновит производство грузовиков ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309, причем с минскими дизелями Д-245.7Е2 стандарта Евро-2, изготовление которых никак не завязано на импортную топливную аппаратуру и электронику.
Урал NEXT
Сразу полуторакратный рост количества регистраций в I квартале был отмечен у Автозавода УРАЛ. Причем драйвером роста оказались вовсе не дорожные машины, как можно было бы предположить (по ним в статистике – всего 17 новых регистраций), а классические полноприводные модели. МАЗ, напротив, темпы на российском рынке чуть снизил (–6%), опустившись на пятую строчку марочного рейтинга. Однако уже во втором квартале он явно вернет утраченную позицию, а по итогам года имеет шансы «пободаться» с Уралом и за третье место. Тем более что минчане уже давно адаптировались к работе под жесткими санкциями. Что же до модельного ряда грузовиков марки МАЗ, то в нем, по-видимому, сейчас останутся только автомобили с дизелями Weichai.
МАЗ-4371 и JAC N721
Активно наращивали сбыт продавцы тяжелых китайских грузовиков Shacman, JAC и Hongyan. А дилеры корпорации CNHTC помимо техники Howo сертифицировали и начали продавать еще и грузовики бренда Sitrak, главное отличие которых заключается в применении кабины типа MAN. В общем, в небольшой минус из крупных поставщиков китайской техники сработали только дилеры FAW. Если же просуммировать результаты по всем китайским брендам, приняв в расчет и среднетоннажную, и тяжелую технику, то получится 2119 зарегистрированных грузовиков, что составляет почти 10% рынка. И дальше доля «китайцев» будет только расти.
Isuzu NQR90
По «корейцам» хорошую динамику продемонстрировала марка Daewoo (почти четырехкратный рост), хотя в абсолютных цифрах объемы продаж этих машин остались очень скромными, не достигнув даже ста единиц.

Регистрации грузовиков Hyundai калининградской сборки выросли на 14%, но дальнейшая работа завода остается под вопросом и будет целиком зависеть от возможности доставки на АВТОТОР корейских машинокомплектов. Три японских бренда – Isuzu, Hino и Fuso – закончили квартал в солидном плюсе (от 35 до 90%). Однако судьба автомобилей Fuso теперь под большим вопросом, поскольку за их производство отвечало СП «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС», работа которого остановлена.
Mercedes-Benz Actros
Что же касается всех европейских марок и турецкого Форда, то по ним справедливо то же, что уже было сказано выше про «европейцев» в разделе по LCV. Все они покидают рынок, и несмотря на положительную динамику продаж у большинства из них, в следующем квартале в разделе рыночного «пирога» они участвовать уже не будут, без боя сдав позиции заводам из России, Беларуси, Китая, Японии и Южной Кореи.
Марки – Топ-30
Модели – Топ-50