Подвижной состав
INTOURO, ИЛИ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Рабочая лошадка Daimler Buses
INTOURO, ИЛИ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
Рабочая лошадка Daimler Buses
Александр Солнцев, фото автора и Daimler Buses
Да простит меня Марина Влади за некоторое заимствование названия её книги о Высоцком, но лучше в данном случае и не скажешь. Mercedes-Benz Intouro нового поколения уже проходил у нас сертификационные испытания и имел неплохие рыночные перспективы, судя по российской популяции машин предыдущих поколений, когда случился час Z. Тем не менее не будем ставить на нем крест в надежде, что «наступят времена почище».
Характерная форма задних фонарей и решетки радиатора четко идентифицирует автобус как Mercedes-Benz. Его принадлежность к марке была бы ясна даже без звезды. Кстати, последняя родилась в 1909 году, когда сыновья Готлиба Даймлера, Пауль и Адольф, адаптировали трехконечную звезду в качестве товарного знака
В Германии этот автобус за глаза называют универсальной рабочей лошадкой. В зависимости от исполнения его используют и как школьный автобус, и как машину для перевозки вахтовых бригад, трансферов, а также в качестве междугородного автобуса и даже бюджетного «туриста». Причем в последнем качестве Intouro нового поколения в своей самой комфортабельной версии отчасти претендует на лавры флагманского и куда более дорогого MB Tourismo.
Встреча представителей двух поколений. На вкус и цвет, как говорится… но мне больше по душе дизайн автобуса предыдущего поколения
Судите сами. Если предыдущее поколение выпускалось исключительно в двухосном исполнении, хотя и в трех вариантах длины: Intouro S– 12,14 м, Intouro M — 12,64 м и Intouro L — 13,32 м, то нынешнее представлено как двухосными, так и трехосными машинами. К слову, в России наибольшим спросом пользовались 12,14-метровые версии, причем на «ручке», поскольку такая комплектация дешевле. Общий российский парк Intouro насчитывает примерно 180 автобусов, а конкурируют они прежде всего с MAN Lion's Intercity и IVECO Crossway, будучи процентов на семь их дороже.
Внешние зеркала заднего вида у топовых версий Intouro интегрированные, а не на кронштейнах. При этом зеркало со стороны водителя, как на городской машине
Новый Intouro, вставший на конвейер завода Mercedes-Benz Turk A.S. в Хошдере в 2021 году, изначально представили в самом массовом сегменте продаж 12-метровых автобусов двухосными версиями длиной 12,18 м (Intouro S) и 13,09 м (Intouro M). Особого упоминания заслуживает Intouro M. Он на 23 см короче своего предшественника, но максимальное количество посадочных мест осталось прежним – 63. Поскольку колесная база у него также укорочена, то автобус отличается отменной маневренностью для машины такой длины.
Обратите внимание на интересную опцию. При двухстворчатой второй двери можно оборудовать вход подъемником для маломобильных пассажиров, а в салоне предусмотреть место для колясок или инвалидной коляски. Образуется оно, место, двумя способами: как стационарное, изначально без сидений и подеста, или как съёмный подест с четырьмя сидениями
За ними последовал «малыш» Intouro K длиной всего 10,75 м – идеальный выбор для поездок в горных районах, городах с узкими, извилистыми улицами и для обслуживания небольших групп пассажиров. Колесная база у него 5,27 м, диаметр поворота – 18,34 м. Как тут не вспомнить приснопамятный MB Tourino ( 9,35 м), первый представитель марки в сегменте компактных туристических лайнеров. Однако полная аналогия здесь, конечно, неуместна, поскольку последний был «заточен» исключительно на туристический сегмент рынка, отличался высоким полом и большим по сравнению с Intouro K объемом багажных отделений, да и пассажировместимость у него была меньше (34 в трехзвездном исполнении). У нашего же героя в стандартной комплектации салон рассчитан на 47 пассажиров.
10,75-метровый Intouro K в гибридной версии. Питающие электромотор суперконденсаторы размещены на крыше
Причем Intouro K представлен сразу в двух ипостасях: обычный автобус с ДВС и гибрид. Помимо основного двигателя внутреннего сгорания, а в этом качестве выступает рядная «шестерка» OM 936, у него имеется еще и 14-киловаттный электродвигатель. Последний помогает машине при старте и в тяжелых дорожных условиях, например, на затяжных подъемах. Любопытно, что его питание обеспечивают не традиционные батареи, а суперконденсаторы. На Intouro Hybrid установлено два блока по 16 конденсаторов суммарной емкостью 2 А·ч. Они размещаются в закрытом коробе на крыше, а для их полной зарядки через модуль рекуперации необходимо всего одно торможение со скорости 50 км/ч до полной остановки. Гибридный модуль утяжеляет автобус на 254 кг, что, впрочем, никак не сказывается на его ездовых характеристиках.
Трехкомпонентный бампер экономит деньги на незначительных повреждениях. Складные углы бампера облегчают задачу замены ламп и доступ к бачку с «омывайкой». Здесь же размещен радар двойного действия (до 150 м) системы экстренного торможения ABA 5
Наконец, версия Intouro L в трехосном исполнении. Длина машины 14,88 м, колесная база 7,18+ 1,60 м, радиус поворота 24,06 м. В стандартной комплектации она может взять на борт 71 пассажира. Правда, «живьем» Intouro L еще нет. Его дебют ожидается в 2023-м.
Объем багажных отсеков у Intouro S 5,2 куб. м. Заливная горловина для двух топливных баков объемом 185 и 155 литров
В моторном отсеке рядная «шестерка» OM 936 вертикального расположения. Генераторов, предназначенных для питания батарей и систем автобуса, здесь аж целых три единицы. В отсутствие нагрузки предусмотрено их автоматическое отключение для экономии топлива
Напомним, что Mercedes-Benz Intouro предыдущего поколения оснащали рядной «шестеркой» OM 926 LA объемом 7,2 л, располагавшейся вертикально в заднем свесе, которая сочеталась с механической шестиступенчатой трансмиссией MB GO 110. В качестве опции предлагался 299-сильный горизонтально расположенный двигатель OM 457 hLA в паре с АКП ZF EcoLife. Нынче расклад иной. Для двухосных моделей предназначен компактный 7,7-литровый OM 936. Он доступен в вариантах мощности 299 л.с. (1200 Нм) и 354 л.с. (1400 Нм). Трехосный Intouro L в стандартной комплектации поставляется с рядным шестицилиндровым двигателем Mercedes-Benz OM 470 рабочим объемом 10,7 литра. Он выдает 394 л.с. при крутящем моменте 1900 Нм.
Оформление рабочего места водителя отчасти копирует таковое у флагмана мерседесовской автобусной линейки – MB Tourismо. Для сравнения приводим «кокпит» Intouro предыдущего поколения
В базовом оснащении пару OM 936 составляет шестиступенчатая МКП MB GO 190. Для двигателей с форсировкой 354 л.с. в качестве опции доступна восьмиступенчатая автоматизированная КП MB GO 250-8 PowerShift. Она же входит в стандартную комплектацию Intouro L в сочетании с OM 470. Однако этими моделями трансмиссионный арсенал автобуса не ограничивается. По желанию заказчика все три варианта двигателей могут сочетаться также с ГМП ZF (в данном случае речь о шестиступенчатой ZF Ecolife 2) или Voith.
В исполнении Business Intouro S может похвастать регулируемыми сиденьями повышенной комфортности Travel Star Eco (TSE 2). Максимальное количество мест в салоне 12,18-метровой машины – 55
Багажные полки во всю длину салона. На передней панели есть место для холодильника
Разумеется, с новым Intouro Daimler Buses традиционно выступает технологическим лидером в своем сегменте. В качестве примеров можно привести инновационную систему раздельного кондиционирования воздуха для пассажирского салона и рабочего места водителя, а также системы активной безопасности. Автобус оснащен ABA 5 (Active Brake Assist) с функцией экстренного торможения и распознавания пешеходов. Система тормозит до полной остановки как перед неподвижными и движущимися впереди препятствиями, так и перед пешеходами. Sideguard Assist, система помощи при повороте и перестроениях, предупреждает водителя о неподвижных/движущихся объектах с правого борта автобуса.
Радар слепой зоны системы Sideguard Assist с правого борта. В случае обнаружения в ней пешехода, велосипедиста или иного препятствия внимание человека за рулем привлечет световой сигнал на датчике на правой передней стойке и вибрация кресла
Подводя итог, следует сказать, что расширенная гамма MB Intouro нового поколения предполагает частичную реструктуризацию модельной линейки Daimler Buses в сегменте междугородных автобусов. По сути, Intouro заменит автобусы MultiClass 400 UL и UL business от дочернего бренда Setra. Модельный же ряд Setra по-прежнему будет включать в себя очень популярную серию полунизкопольных машин MultiClass 400 LE.
Примета времени: «антиковидное» стекло, отделяющее пассажирский салон от рабочего места водителя
Из архива
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО
Название Intouro в качестве приставки к индексу модели автобуса Mercedes-Benz О 560 появилось в 1999 году. Машина предназначалась в основном для восточных рынков в качестве более дешевой альтернативы модели Integro. Поскольку кузов ей достался в наследство от сходящей с конвейера Setra UL 315, его каркас сваривали в Германии, на стапелях завода в Ульме, там же фосфатировали и грунтовали. А далее везли железной дорогой по пути следования знаменитого «Восточного экспресса» в Стамбул, где окрашивали, вклеивали стекла и собирали окончательно.
Так выглядел Intouro первого поколения, он же MB O 560. Кузов заимствован у Setra UL 315
Машина выпускалась в версиях RH и RHD. В РФ поставлялись только версии RH. Первая поставка датируется началом 2000-х для компании «КенигАвто» (Калининград). Надо заметить, что автобусы первого поколения оснащались туалетной кабиной и кухонным блоком.
Рестайлинговый MB O 560 Intouro
В 2007-м в серию пошел Intouro второго поколения, сменив на заводе Mercedes-Benz Turk A.S. в Хошдере модель пригородного автобуса MB Conecto U. Последняя выпускалась там с 1988 года и предназначалась для рынков Турции и стран Восточной Европы. На российском рынке Intouro второго поколения дебютировал в 2008-м. Автобус отличался небольшой собственной массой, а следовательно, более высокой полезной нагрузкой и меньшим расходом топлива. К сильным сторонам Intouro также можно отнести маневренность и ездовой комфорт. За счет угла поворота передних колес, равного 58º, диаметр его поворота составляет всего 20,98 м. От своих туристических собратьев – MB Travego и MB Tourismo – Intouro позаимствовал, в частности, переднюю двухрычажную независимую подвеску и гипоидный ведущий мост Mercedes-Benz HO6.
Intouro второго поколения. Семейство было представлено исключительно двухосными машинами с разной длиной кузова
Поначалу семейство было представлено двухосными двухдверными автобусами длиной 12,14 м и 12,98 м. А версия L длиной 13,32 м появилась лишь в 2013 году.
Мимоездом
SIC TRANSIT GLORIA MUNDI
Автобус красного цвета на снимке – это не что иное, как Setra Comfort Class нынешнего, пятого поколения. В 2017-м столичные власти в лице Мосгортранса приобрели 50 таких автобусов туристического класса (модели 515 HD/2 и 517 HD/3) для обслуживания гостей и участников предваряющего чемпионат мира по футболу Кубка конфедераций (17 июня – 2 июля 2017-го, Москва, СПб, Казань, Сочи) и самого чемпионата 2018 года. Причем автобусы были «дособраны» в РФ и имели российский VIN.
Сегодня эта Setra, сменившая фирменный мосгортрансовский голубой окрас на красный, как следует из таблички, возит пассажиров от метро «Домодедовская» в аэропорт «Домодедово»!? Неужели для дорогущих туристических лайнеров стоимостью 32,4-34,25 млн руб. (в ценах 2016 года) не нашлось более рачительного применения? Остается только развести руками и порадоваться за пассажиров такой комфортабельной машины.