Пульс отрасли

IAA TRANSPORTATION:

ПОД ЗНАКОМ Е

Бенефис электротяги в Ганновере

Пульс отрасли

IAA TRANSPORTATION: ПОД ЗНАКОМ Е

Бенефис электротяги в Ганновере

Александр Солнцев, фото автора и DAF Trucks

Пропустив по понятным причинам ковидный 2020 год, крупнейшее в Европе, а скорее всего, и в мире шоу коммерческих автомобилей вновь раскинуло свои экспозиции под сводами выставочного комплекса «Hannover Messe». Организаторы отчитались о 1402 участниках из 42 стран. Среди них, кстати, значились 68 «стартапов».
DAF Trucks
Несмотря на текущие тренды по переводу коммерческих автомобилей на электротягу, «Грузовиком 2023 года» по версии жюри конкурса «International Truck of the Year» (ITOY), тем не менее стал дебютировавший в Ганновере дизельный DAF XD. Новое семейство, пришедшее на смену серии CF, представлено тягачами, грузовиками для региональных перевозок, строительной и коммунальной техникой в двух- и трехосном исполнении (4х2 и 6х2). Машины серии XD базируются на платформе флагманских XF, XG и XG⁺, которые, к слову, стали первыми коммерческими автомобилями, реализовавшими возможности новых Требований по ограничению массы и габаритных размеров грузового транспорта в Европе.

«Грузовик 2023 года» – магистральный DAF XD с High Sleeper Cab.

Её внутренний объем почти 10 м³. Обратите внимание на увеличенную площадь остекления, в том числе за счет опционального Kerb View Window, окна в двери со стороны кресла напарника/пассажира

На выбор предлагается три типа кабин: спальная с высокой (High Sleeper Cab) и обычной крышей (Sleeper Cab), а также короткая дневная (Day Cab). У первых двух вполне себе «дальнобойные» спальные полки длиной 2200 мм и шириной до 750 мм. При этом внутренний объем магистральной кабины XD достигает почти 10 м³, практически как у DAF XF. Для сравнения: кубатура спальной кабины флагманского тягача КАМАЗ-54901 поколения К5 с высокой крышей составляет девять кубических метров. Что уж говорить тогда про DAF XG+ c его 12,5 м³! Помимо простора кабины серии XD отличает также отменная обзорность, в том числе за счет увеличенной площади остекления. К тому же кабина «сидит» на раме на 170 мм ниже, чем у флагманской линейки XF, XG и XG⁺.

Строительные версии XDC пойдут в серийное производство в первой половине 2023 года

DAF ХD оснащается 10,8-литровым двигателем PACCAR MX-11 в паре с автоматизированной 12-ступенчатой КП ZF TraXon. Появление электрической версии новинки не за горами. Её выпуск, равно как и выпуск строительных XDC, стартует в первой половине 2023-го на новой линии головного завода в Эйндховене. На ДАФы с приставкой Еlectric устанавливают электромоторы постоянного тока PACCAR EX-D1 и PACCAR EX-D2 в диапазоне мощности от 170 кВт (230 л.с.) до 350 кВт (480 л.с.). В зависимости от количества и, соответственно, суммарной емкости тяговых батарей пробег электрических DAF колеблется от 200 до более чем 500 км. В последнем случае речь идет о пяти установленных на борту модулях АКБ общей емкостью 525 кВт•ч.
P.S. Любопытно, станет ли DAF XD последним в истории ITOY дизельным лауреатом?

Так выглядит электрическая силовая линия PACCAR EX-D1 D2

Флагманский DAF XG+. За счет увеличения размеров кабины, в частности, задняя стенка отодвинута на 330 мм по сравнению с XF, её внутренний объем достигает 12,5 м³

Volvo Trucks
В середине сентября 2022 года Volvo Trucks, как известно, официально объявила о начале серийного производства электрических версий Volvo FH, Volvo FM и Volvo FMX. Таким образом, компания из Гетеборга стала первым производителем тяжелых грузовиков с электроприводом, который поставил их выпуск на поток. Помимо вышеупомянутых моделей шведы также презентовали в Ганновере прототип ведущего моста со встроенными электромоторами, которые на нынешних грузовиках Volvo на электротяге расположены между лонжеронами рамы в пределах колесной базы. Такое решение, помимо прочего, позволит сэкономить место для установки дополнительных батарей, а значит, и увеличить радиус действия. Правда, конкретные даты начала серийного производства e-axle пока не определены.

Cтроительные FMX тоже обзавелись тяговыми батареями

Ведущий мост со встроенными электромоторами позволит сэкономить место для размещения дополнительных «батареек». Однако начало его серийного производства пока не определено

Таким образом, линейка электрических Volvo насчитывает уже шесть моделей: европейские FL, FE, FM, FMX и FH, а также американский VNR. По словам Рогера Альма (Roger Alm), президента Volvo Trucks, компания рассчитывает, что к 2030 году половина производимых ею грузовиков будут электрическими. Что касается машин на водородных топливных элементах, их тестовую эксплуатацию планируется начать не ранее 2025-го.
Ford Trucks
Главной премьерой на стенде Ford Trucks стал прототип электрического грузовика в образе мусоровоза, построенный, судя по очертаниям кабины, на базе Ford Cargo, а вовсе не нового F-Max. Полная масса машины 26 т, грузоподъемность – 16,5 т. В движение её приводит электродвигатель с пиковой мощностью 390 кВт, а заряда батареи емкостью 392 кВт•ч хватает для того, чтобы преодолеть до 300 км. Cерийное производство электрических Фордов намечено на 2024 год.

Электрический мусоровоз на базе Ford Cargo полной массой 26 т. Нагрузка на переднюю ось 8 т, на вторую ведущую – 11,5 т, на третью поддерживающую – 7,5 т

Помимо собственно техники не могу не обратить внимание ещё и на такой момент. Аккурат за мусоровозом турецкие фордовцы повесили щит с перечнем рынков сбыта компании, включая и домашний. Так вот Россия в нем более не фигурирует, хотя еще совсем недавно Ford Trucks ставила перед собой амбициозные цели: в 2023 году занять 5% российского рынка в сегменте грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т среди компаний европейской «Большой семерки». Понятно, почему из РФ ушла европейская «Большая семерка», но вот турецкая Ford Trucks… казалось бы, ей и флаг в руки в отсутствие конкурентов. Ан нет, ведь Ford Otomotiv Sanayi AS представляет собой совместное предприятие Ford Motor Company и турецкой финансово-промышленной группы «Коч» (Koç Group). Партнерам принадлежит по 41,04% акций СП, остальные 17,92% свободно котируются на Стамбульской фондовой бирже. Выходит, заокеанский партнер не позволил?

В перечне рынков сбыта Ford Trucks 44 страны. Россия в нем, увы, больше не фигурирует

Грузовики под проводами
Реализовать нулевой выхлоп можно разными способами. В Европе вернулись к теме дизель-троллейвозов. Напомним, что первые опыты с грузовиками, оснащенными токоприемниками, датируются еще началом прошлого века. Кстати, в СССР в разное время тоже ставили подобные опыты по электрификации коммерческого автотранспорта. Достаточно вспомнить грузовики-троллейбусы на базе ЯГ-4, ЯАЗ-210Е, МАЗ-205, МАЗ-525…

Сегодня в той же Германии в рамках государственной программы «Elisa» на автобане в районе Франкфурта-на-Майне открыт участок с контактной сетью протяженностью несколько километров, по которому курсируют «рогатые» грузовики. Свое видение грузового троллейвоза представили Webasto и кафедра «Технологии производства компонентов электронной мобильности» (РЕМ) Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена.

В качестве донора использовано шасси IVECO EuroCargo

IVECO
Итальянская компания, как, впрочем, и остальные представители европейской «Большой семерки», приняла, пользуясь советской терминологией, «встречный план» и божится к 2040 году полностью перейти на выпуск автомобилей с нулевым выхлопом, хотя первоначально власти Евросоюза вели речь о 2050-м. Посему неудивительно, что и на её стенде доминировали машины с электроприводом. В частности, малотоннажник Daily c приставкой Е. Причем сразу в двух вариантах исполнения: eDaily c источником питания от батарей, так называемый BEV (Battery-Electric Vehicle), и версия, по сути, пока что прототип, с вырабатывающими энергию на борту топливными элементами – eDaily FCEV (Fuel Cell Electric Vehicles).

IVECO eDaily: в BEV-исполнении доступны все версии малотоннажника, от фургона до шасси, полной массой от 3,5 до 7,2 т. Емкость тяговой батареи 37 кВт•ч. Прототип eDaily FCEV пока что проходит испытания, в ходе которых загруженный тремя тоннами балласта фургон полной массой 7,2 т преодолел 350 км. Сама заправка водородом заняла 15 минут. Кстати, здесь партнером IVECO выступилаHyundai Motor Company, поделившаяся топливными ячейками и электромотором мощностью 140 кВт. Батареи предоставила родственная FPT Industrial

Прием заказов на магистральный седельный тягач Nikola Tre BEV, построенный на базе IVECO S-Way, открыт. При заявленной емкости батарей в 720 кВт•ч производитель гарантирует пробег до 530 км, а зарядка аккумуляторов до 80-процентной емкости занимает всего 100 минут при подключении к зарядному устройству мощностью 350 кВт. Собирать такие машины будут на головном заводе компании в Ульме

Прием заказов на магистральный седельный тягач Nikola Tre BEV, построенный на базе IVECO S-Way, открыт. При заявленной емкости батарей в 720 кВт•ч производитель гарантирует пробег до 530 км, а зарядка аккумуляторов до 80-процентной емкости занимает всего 100 минут при подключении к зарядному устройству мощностью 350 кВт. Собирать такие машины будут на головном заводе компании в Ульме

Прототип магистрального седельного тягача на топливных элементах Nikola Tre FCEV (6х2). 70 кг водорода под давлением 700 бар хранится в баллонах, установленных за кабиной. Заявленный запас хода – до 800 км

Daimler Truck
Главная премьера на стенде швабов – «концептуальный прототип» магистрального седельного тягача Mercedes-Benz eActros Long Haul. Что же это за премьера, спросит осведомленный читатель, если первый Actros с приставкой E пошел в серийное производство на головном заводе в Верте еще в 2021 году? Все верно, но поначалу это были бортовые грузовики и фургоны для региональной эксплуатации. В зависимости от версии eActros питается от трех (eActros 300) или четырех (eActros 400) аккумуляторных батарей емкостью около 105 кВт•ч каждая. Соответственно, заявленный производителем пробег первого составляет до 300 км, второго – до 400 км.

MB eActros 300 в версии седельного тягача. При использовании зарядного устройства мощностью 160 кВт продолжительность зарядки 75 мин

Коммунальный MB eEconic c июля тоже стал серийной продукцией

Так вот нынче дошла очередь и до магистральных тягачей. Скажем, седельный eActros 300/400 заявлен в серию во второй половине 2023-го. Выпуск же eActros Long Haul намечен на 2024-й. Концепт оснащен тремя блоками батарей суммарной емкостью 600 кВт•ч, пробег на одной зарядке с такой энерговооруженностью заявлен на уровне 500 км. К слову, если верить приводимой Daimler Truck статистике, 60% магистральных перевозок в Европе осуществляется в радиусе 500 км. Сами батареи литий-железо-фосфатные (LFP), вид литий-ионных аккумуляторов, в которых используется LiFePO₄ в качестве катода. Их отличает долгий срок службы и стабильное напряжение разряда. Пополнить запас энергии батарей тягача с 20 до 80% заряда можно всего за 30 минут при наличии зарядной станции MCS (Megawatt Charging System) мощностью один мегаватт. Кстати, консорциум, образованный Daimler Truck AG, TRATON Groupe и Volvo Groupe, планирует в обозримой перспективе построить в Европе в общей сложности 1700 электрических заправочных станций (общая сумма инвестиций более 500 млн евро). Но это вовсе не означает, что все они будут стандарта MCS.

«Концептуальный прототип» магистрального седельного тягача Mercedes-Benz eActros Long Haul. Заявленный запас хода до 500 км. Два встроенных в задний мост электромотора развивают пиковые 815 л.с., постоянная же мощность – 544 л.с.

Швабы также продолжают опыты с водородными топливными элементами, свидетельством чему показанный на IAA прототип MB GenH2 Truck. Перед его разработчиками поставлена цель обеспечить пробег в 1000 км. Вообще-то, опыт работы с водородными технологиями у них большой, если вспомнить, что первый опытный образец автобуса Mercedes-Benz на топливных элементах под названием «Nebus» (New Electric Bus) появился еще в 1997 году, Построен он был на базе низкопольного MB O 405N. Перспективы серийного производства MB GenH2 Truck пока туманны, но в любом случае это вторая половина нынешнего десятилетия.

На пути к водородному будущему. Прототип MB GenH2 Truck, оснащенный двумя баками с водородом, по 40 кг каждый. Этого запаса должно хватить на 1000 км пробега

На самом деле пионером в области серийного выпуска аккумуляторных грузовиков в новейшей истории следует признать FUSO, японское отделение Daimler Truck. В Европе электрический Canter представили еще в 2017 году. С тех пор по дорогам Старого и Нового Света, а также Японии, Австралии и Новой Зеландии бегает уже более 450 eСanter’ов.

Представитель очередного поколения электрических FUSO Canter.

В зависимости от емкости АКБ его пробег без подзарядки от 70 до 200 км. Семейство представлено в шести версиях колесной базы. Полная масса от 4,25 до 8,55 т. В общей сложности возможно 42 исполнения!

MAN Truck and Bus
Как и их главные конкуренты, во всяком случае на домашнем рынке, главным шоу-стоппером своей экспозиции баварцы сделали прототип магистрального тягача MAN eTruck. Ожидается, что он сможет полностью заменить дизельные версии на магистральных и региональных перевозках в составе автопоездов разрешенной полной массой до 44 тонн. Так же как и в случае с eActros Long Haul, его конвейерное производство начнется не ранее 2024 года. А пока на головном заводе в Мюнхене оттачивают технологию его выпуска на 20 прототипах. Более того, MAN обещает с 2025-го приступить к крупномасштабному, 100 тысяч ед. в год, производству собственных АКБ на своем заводе двигателей в Нюрнберге.

MAN eTruck. Обещанный производителем запас хода между зарядками от 600 до 800 км, а в перспективе и 1000 км

«Фургон года»
Согласно вердикту жюри европейского конкурса «International Van of the Year» (IVoY), им стал Volkswagen ID. Buzz в грузовом исполнении. Напомним, что машина cоздана на платформе MEB (Modular Electric Drive Kit), на которой базируются также легковые электромобили семейства ID, а её внешность отсылает нас в самое начало 1950-х к легендарному «Bulli» – VW T1, родоначальнику всех фольксвагеновских Транспортеров. Объем грузового отсека фургона равен 3,9 м³, что позволяет загрузить в него две европалеты. Емкость тяговой АКБ составляет 77 кВт•ч, а мощность расположенного сзади электродвигателя 150 кВт (204 л.с.).
Помимо грузовой версии VW ID. Buzz представлен и в виде пассажирского вэна, изначально рассчитанного на перевозку пяти человек. Позже их количество хотят увеличить до шести-семи.

Семейство Volkswagen ID. Buzz представлено разнообразными версиями как в грузовом, так и в пассажирском исполнении. Ориентировочная стоимость грузового фургона 45 740 евро

Новинки прочих производителей
Одним из главных дебютантов IAA Transportation стал LCV Ford Transit Custom нового поколения. Помимо обычных версий с двухлитровыми дизельными двигателями мощностью от 110 до 170 л.с. семейство представлено также полностью электрической модификацией и гибридным Transit Custom PHEV. Последний может преодолеть на электротяге 57 км.
Это не новейший MAN TGX, как может показаться издали, а изделие новичка грузового автопрома – компании «Quantron AG», базирующееся на тягаче мюнхенской компании. Причем начинка у него может быть как аккумуляторная (BEV), так и на топливных элементах от Ballard (FCEV). В первом варианте пробег составляет до 350 км, а во втором, если верить производителю, внушительные 1500 км.
Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) тоже похвастала электрической техникой модельного ряда SAIC Maxus. Да, того самого, который ранее был известен как LDV Maxus и в свое время даже планировался к производству на ГАЗе. На снимках дебютант европейского рынка Maxus Electric Light Truck (полная масса 7490 кг, пробег без подзарядки 213 км) и Maxus eDelivery 3 в образе компактного самосвала грузоподъемностью 850 кг. Последний может преодолеть от розетки до розетки порядка 213 км.
Шведский стартап «Einride» специализируется на постройке автономных транспортных средств, таких, например, как вот этот футуристического вида фургон AET (Autonomous Electric Transport). Между прочим, одним из основных инвесторов Einride значится такой гигант, как судоходная компания «Maersk», а точнее, её отделение «Maersk Growth».
На электротягу перевели даже аэродромный пожарный автомобиль Rosenbauer. Правда, о его технических характеристиках Magna пока умалчивает.
Недавно образованная немецкая компания «ElectricBrands» выводит на европейский рынок свой вариант электрического «бабл-кара» по мотивам итальянской микролитражки Isetta пятидесятых годов прошлого столетия. Электромотор, установленный на задней оси, способен разогнать малышку до 90 км/ч, а батарея емкостью 14 кВт•ч обеспечивает ей запас хода более чем в 200 км.
Из архива
Первая IAA прошла в 1898 году в берлинском отеле «Бристоль», и грузовики на ней представлены не были. И не потому, что их в то время не существовало (если помните, грузовой первенец Готлиба Даймлера с двигателем внутреннего сгорания появился на свет божий за два года до этого – в 1896-м), просто почтенная публика не проявляла к ним тогда никакого интереса. Понадобилось совсем немного времени, чтобы этот интерес стал расти как на дрожжах.

Уже в 1907 году в Берлине провели первое специализированное шоу коммерческих автомобилей, в котором участвовало 400 компаний из разных стран. Впоследствии выставки коммерческих и легковых автомобилей объединились, хотя, например, экспозиции IAA’23, проходившей опять же в Берлине, из-за обилия участников пришлось разделить. Грузовики и автобусы перебрались с Кaiserdamm под своды столичного дворца спорта.

А IAA’27, организованная в Кельне по инициативе тогдашнего мэра города, небезызвестного Конрада Аденауэра, вообще была посвящена исключительно коммерческому автотранспорту. В 1989-м организатор выставок – Ассоциация немецкой автомобильной промышленности (VDA) вновь решила проводить их раздельно. Таким образом, начиная с последнего десятилетия по четным годам в Ганновере стали собираться производители коммерческих автомобилей, а по нечетным во Франкфурте-на-Майне – легковых. Впрочем, бывали и исключения. Так, в 2000-м миллениум спутал все карты и грузовое шоу тоже прошло во Франкфурте, поскольку Ганновер принимал эпохальную «Экспо 2000». А в 2001-м выставка легковых автомобилей сменила название на IAA Mobility и передислоцировалась в Мюнхен.
P.S. Следующий грузовой IAA планируется провести 17-22 сентября 2024 года (пресс-день 16.09). Мы опять будем чужими на этом «празднике жизни»?