Подвижной состав

П Р И Ш Е Л Е Ц

Новый MPV Hyundai Staria

Новый MPV Hyundai Staria

ПРИШЕЛЕЦ

Новый MPV Hyundai Staria

Александр Солнцев, фото автора, Хендэ Мотор СНГ и Николая Маркова

Пришелец из космоса. Недаром презентацию Staria устроили в сочинском планетарии «Сириус», дабы на небосклоне отчетливо разглядеть сверхновую звезду Hyundai космического дизайна. Покатый передок, смахивающий на шлем одного из героев саги «Звездные войны» Дарта Вейдера, и заниженная, вопреки нынешней моде, подоконная линия – вот два основных штриха определяющие минималистический, обтекаемый облик автомобиля и отсылающие на самом деле не в космическое будущее, а куда-то в уже далекое прошлое, во времена основоположника жанра однообъемных минивэнов Renault Espace первого поколения. Так красива Staria или уродлива?

Презентация Hyundai Staria в сочинском планетарии «Сириус»

Пока очевидно, что футуристический дизайн никого не оставил равнодушным и уже успел поляризовать общество. А я, глядя на Staria, вспомнил премьеру туристического лайнера Scania Irizar PB на автобусном салоне в бельгийском Кортрейке в 2003 году. Первое впечатление, не побоюсь этого слова, было близким к шоку. Что это за персонаж из «Парка Юрского периода»: преноцефал или гипакрозавр с огромным, нависающим надо лбом устрашающим горбом, скрывающим кондиционеры? Понадобилось время и более тесное знакомство с машиной, чтобы понять: Scania Irizar PB – это на самом деле классный и очень стильный автобус. Возможно, тот же путь в глазах обывателей проделает и Hyundai Staria.

Встреча двух поколений

Но довольно словесной эквилибристики, пора обратиться к прозе жизни. Во второй половине февраля компания «Хендэ Мотор СНГ» объявила о старте официальных продаж в России новой модели MPV Hyundai Staria, пришедшей на смену семейству Hyundai H-1/Starex. Новинка построена на доработанной платформе N3 (Santa Fe, Tucson, Kia Carnival… etc.), получившей название N3 MPV, и представлена в нескольких вариантах компоновки. Это минивэн Staria и бизнес-шаттл Staria Premium, а также коммерческий фургон Staria Van, который, впрочем, появится на рынке несколько позже своих пассажирских собратьев.

По сравнению с автомобилями семейства H-1 жесткость кузова на кручение выросла на 14%. Элементы его силовой «клетки» выполнены методом горячей штамповки. Боковины Staria отшпампованы как одна деталь. Обратите также внимание на гладкую поверхность боковин – никаких выштамповок

Две сдвижные двери уже в базовой комплектации

Помимо абсолютного нового дизайна Staria заметно крупнее своих предшественников. Eё размеры составляют 5253х1997х1990 мм (длина х высота х ширина) при колесной базе 3273 мм. Эти показатели у автомобилей семейства H-1/Starex 5150х1925х1920 мм и 3200 мм соответственно. Понятно, увеличились и внутренние размеры салона: длина на 41 мм (3790 мм), а высота – на 96 мм (1379 мм). Пожалуй, единственное, в чем Staria уступает H-1, это величина дорожного просвета. Клиренс снизился на четыре мм – до 186 мм, но и это число надо признать вполне кроссоверной величиной. Правда, если вы вдруг надумаете на городском минивэне регулярно выезжать куда-нибудь «на природу», то стоит прежде все же установить защиту поддона картера, которая там отсутствует. Под стать космическому дизайну и оформление рабочего места водителя с цифровой комбинацией приборов (в базе) и экраном мультимедийной системы размером восемь или 10,25 дюйма. Впрочем, последний вариант, как и «приборка» аналогичной размерности, привилегия только топовых версий High Tech и Premium.

Внешне отличить базовые комплектации Staria от топовых (на снимке справа) можно по разному узору решетки радиатора, форме фар головного света и цвету фирменного логотипа. У базовых версий он блестящий. Сдается, правда, что ячейки решетки слишком крупные, не пришлось бы ставить сетку для защиты радиатора. Горизонтальная линия, визуально отделяющая капот от пластикового передка, не что иное как ходовые и габаритные огни

Место водителя в стиле хай-тек, где доминируют цифровая приборная панель и сенсорный планшет. В топовых версиях диагональ того и другого 10,25 дюйма. В начальной комплектации Family размер комбинации приборов 4,2 дюйма, а мультимедийной системы – 8 дюймов

В отличие от своих европейских аналогов, Staria, типичный продукт азиатской школы автомобилестроения, не может похвастать разными вариантами длины кузова и величины колесной базы, хотя у предшественника, если мне не изменяет память, их было два. Однако в актив переднеприводного автомобиля надо занести и полноприводные версии (только в комплектации с дизельным двигателем) с системой управления HTRAC c функцией межосевой блокировки муфты. Здесь, в отличие от H-1/Starex, ведущая ось передняя, соответственно и двигатель установлен не продольно, а поперек. Колеса задней подключаются по мере необходимости благодаря электрогидравлической муфте, которая находится между карданным валом и дифференциалом задней оси (см. рис.). Муфта плавно регулирует величину передаваемого крутящего момента на заднюю ось.

Cхема полного привода HTRAC

Передняя подвеска южнокорейского минивэна типа McPherson, задняя – многорычажная. Напомним, что на машинах предыдущего семейства сзади устанавливался неразрезной мост на рессорах или пружинах. Впрочем, у грузового фургона нового поколения сзади тоже предусмотрены рессоры. Электроусилитель руля улучшает реакции и обратную связь, а также позволяет реализовать работу функций ADAC, в том числе систему удержания в полосе.
Передняя подвеска типа McPherson. Для минимизации ударных воздействий инженеры Hyundai поколдовали над её настройками. В частности, увеличили угол наклона оси шкворня и расстояние между передними и задними точками крепления подрамника. Кроме того, усилено сопротивление боковым нагрузкам. 

Задняя многорычажная подвеска со сдвоенным нижним рычагом. Увеличены схождение и боковая жесткость, а также центр крена для снижения наклона кузова. «Запаска» расположена под полом заднего свеса

Последняя, надобно заметить, работала без огрехов, каждый раз возвращая машину на середину полосы, после того как колеса касались разметки. При этом настойчиво требуя от водителя вернуться к управлению. В целом, на мой непритязательный «грузовой» взгляд, ездит Staria вполне сносно. Без кренов и раскачки. С вменяемой обратной связью на руле, делающим 3,5 оборота от упора до упора. На выбор доступны три режима движения: Eco, Normal, Sport. В последнем режиме руль немного наливается тяжестью, а коробка дольше «держит» передачи.

Режимы движения – Eco, Normal и Sport отображаются в цвете на комбинации приборов. Самый агрессивный выдержан, разумеется, в красных тонах

Варианты компоновки изображения на мультимедийном экране. Система кругового обзора автоматически активируется при движении задним ходом или принудительно кнопкой. При включении поворотника на комбинации приборов выводится изображение для контроля слепых зон

Стоит отметить и высокую маневренность. Радиус поворота пятиметрового минивэна всего 5,9 м, несмотря на увеличенную на 73 мм по сравнению с предшественником колесную базу. Пожалуй, единственный по большому счету упрек к чрезмерной жесткости, на грани пробоя, «поджатой» в угоду управляемости подвеске. Даже проезд мелких ямок вызывал явный дискомфорт. Хотя нельзя исключать, что эти впечатления обусловлены «пустым» автомобилем. При полной нагрузке, возможно, все будет выглядеть иначе. А может быть, подвеска просто не рассчитана на дороги плохого качества.

Вертикальные матричные задние фонари выдержаны в фирменной стилистике Hyundai. Кстати, их верхняя часть декоративная…

Относительно небольшие по размеру колеса – 17- и 18-дюймовые, начиная с версии Prestige, отнюдь не превращают однообъемник в бегемота, и все благодаря выверенным пропорциям за счет низкой подоконной линии

У гостиницы «Маrriott», где мы останавливались на ночлег в Красной Поляне, прохожий, засмотревшийся на космическую Старию и явно не узнавший в ней преемника H-1/Starex, вполне резонно поинтересовался: это электромобиль? Возможно, у себя на родине для него и будет предусмотрен электропривод, но вряд ли в России. У нас пассажирская линейка Hyundai Staria предлагается с двумя двигателями: 2,2-литровым дизелем CRDi с чугунным блоком (177 л.с., 430 Нм), а также бензиновым атмосферным мотором Smartstream G3.5 (249 л.с., 332 Нм), работающими в паре с 8-ступенчатой АКП.

Оба двигателя в подкапотном пространстве скомпонованы поперечно. Основным мотором Staria, несомненно, будет дизель. Специалисты Хендэ Мотор СНГ считают, что их доли распределятся в пропорции 85:15

При этом надобно отметить, что шумоизолязация нового MPV на весьма высоком уровне. Если не «выкручивать» до упора бензиновый мотор, то в салоне его практически не слышно. Дизелек, конечно, заметно шумнее, но без намека на вибрации. Динамика тоже вполне приемлемая, если подходить к её оценке с разумными мерками и иметь в виду, что мы имеем дело с автомобилем полной массой три тонны. Особенно это касается, понятно, 249-сильного «атмосферника», разгоняющего машину до сотни менее чем за 10 сек. Но и дизель весьма неплох, тем более что, в отличие от версии, устанавливаемой на той же Kia Palisade, здесь полка крутящего момента начинается уже с 1500 оборотов, хотя сама сила тяги на 10 Нм меньше. Поскольку бензиновые двигатели предлагаются только для трех топовых версий – Prestige, High Tech и Premium, – ежу понятно, что основным мотором для Staria будет дизель.

Электронный селектор переключения передач 8-ступенчатой АКП. «Ручник» тоже электронный. Между передними креслами вместительный бокс со сдвижной крышкой. Cалон не обделен как отсеками для хранения вещей водителя и пассажиров, так и USB-портами. Всего их может быть семь плюс розетка на 220 В

Что касается фургона Staria Van, то он оснащается исключительно дизельным двигателем 2.2 CRDi, который может сочетаться как с 6-ступенчатой МКП, так и с 8-ступенчатой АКП и передним приводом. И еще несколько слов о «грузовике», высота которого, к слову, на 10 мм больше, чем у пассажирских версий. Помимо цельнометаллического кузова, рессорной задней подвески он отличается от них и задними двухстворчатыми распашными дверьми. Заявленная вместимость грузового отсека 4,935 куб. м. В нем можно разместить три стандартные европалеты размерами 1200х800 мм. Предусматривается две модификации модели: версия с максимально разрешенной массой 2490 кг, позволяющая без ограничений передвигаться в крупных городах, и модификация с полной массой 3150/3160 кг, отличающаяся грузоподъемностью более 1 т.

В отличие от коммерческих автомобилей предыдущего поколения, цельнометаллический фургон Staria Van будет предлагаться на российском рынке по официальным каналам. Предполагавшийся объем продаж в 2022-м – примерно 100 ед. Но это было до того, как…

На российском рынке минивэн в пассажирской версии доступен в пяти комплектациях: Family, Lifestyle, Prestige, High Tech и Premium. Фургон будут предлагать в комплектациях Classic, Comfort и Comfort Plus. Говорить сегодня о цене в силу известных событий бессмысленно. Разве что напомнить о том, что поначалу стоимость Family в начальной комплектации (2,2 л, 8АКП) стартовала от 2 999 000 рублей. Версии Premium с тем же 2,2-литровым дизелем – от 4 049 000 руб. В свою очередь, за дизельный грузовой фургон Classic с 6-ступенчатой МКП намеревались просить от 2 149 000 руб.

Staria предлагается в двух вариантах компоновки: стандартном восьмиместном и топовой семиместной версии Premium с сиденьями второго ряда повышенной комфортности

На автомобили семейства Staria предоставляется гарантия на три года или 100 тысяч км пробега. Межсервисный интервал составляет 15 тысяч км. Локализация сборки машин в России не планировалась изначально, а тем более неуместно говорить об этом сейчас. В качестве ближайших конкурентов Staria на российском рынке можно назвать тройку от Stellantis – Peugeot Traveller, Citroen Spacetourer и Opel Zafira Life. В топовых комплектациях «кореец» вполне может сыграть на одном поле с Volkswagen Multivan/California/Caravelle. Теоретически и с MB V-класс, чем черт не шутит.

Возможные варианты трансформации салона предусматривают как складывание спинок сидений, так и перемещение сидений второго и третьего рядов. Правда, поворотных кресел, судя по всему, не предусмотрено, а для демонтажа сидений в случае необходимости понадобится специнструмент

Из архива
Считается, что Staria – представитель пятого поколения южнокорейских минивэнов, если за точку отсчета принять 1996-й, когда в серию пошли машины, прообразом которых послужил Mitsubishi Space Gear, и известные на разных рынках как H-1 и Starex, а во франкоязычных странах Европы еще и как Satellite. Однако на самом деле родословная Staria куда древнее и начинается еще с HD 1000.
По данным Хендэ Мотор СНГ, за последние пять лет официальные продажи южнокорейских однообъёмников колебались в среднем от 1200 до 1800 ед. Исключением стали ковидный 2020-й (1076 ед.) и 2019-й, когда удалось реализовать более двух тысяч экземпляров. При этом речь только о пассажирских версиях. Грузовые фургоны вообще не фигурируют в статистике официального импорта.
Продажи минивэнов Hyundai H-1/Starex
2017 год – 1278 ед.
2018 год – 1201 ед.
2019 год – 2207 ед.
2020 год – 1076 ед.
2021 год – 1731 ед.

Слева направо: HD 1000 (1977-1981 гг.), Grace/H 100 (1986-2003 гг.), H-1/Starex (1996-2004 гг.)

Слева направо: H-1/Starex (2004-2007 гг.), H-1/Starex (2007-2017 гг.), H-1/Starex (2017-2021 гг.)

МИМОЕЗДОМ
«САНКИ»

Мне неведомо, какими соображениями руководствовались сотрудники Хендэ Мотор СНГ, когда в качестве «культурной программы» для представителей СМИ выбрали Центр санного спорта неподалеку от Красной Поляны. Однако можно предположить, что сделано это было тоже неспроста, как и презентация новинки в сочинском планетарии «Сириус», ведь при известной доле фантазии можно утверждать, что стилистически формы спортивного снаряда (боба) и кузова Staria схожи.

Боб-«двойка» развивает до 139 км/ч. Для того чтобы получить максимальный заряд адреналина, автору этих строк с лихвой хватило и 117 км/ч. Туристический мягкий боб «Вучка» рассчитан на четырех человек. Максимальная скорость – до 90 км/ч

Построенная здесь к зимним Олимпийским играм 2014 года первая в России трасса для соревнований международного уровня – единственная в мире, имеющая три контруклона. Её общая протяженность 1814 метров, из них 314 метров – зона торможения. Трасса максимально повторяет существующий рельеф местности, её высшая точка расположена на отметке 836 метров над уровнем моря, низшая -– на отметке 704 метра.

В бетонном основании трассы скрываются многочисленные охлаждающие трубки, по которым циркулирует хладагент – аммиак. Охлаждаемую поверхность заливают водой, и образуется лёд, на котором состязаются бобслеисты и саночники