АВТОБУСНЫЙ

ФЛАГМАН

РБА

Подвижной состав:

Обновленная версия Higer KLQ6128LQ

Подвижной состав

АВТОБУСНЫЙ ФЛАГМАН РБА
Обновленная версия Higer KLQ6128LQ
Статус эксклюзивного дистрибьютора продукции Higer Bus Company Ltd ГК «Русбизнесавто» (РБА) получила ещё в 2006 году. Тогда в РФ удалось завезти 245 китайских автобусов, а год спустя – уже 1200. Одна только Казань закупила несколько сотен городских 10,5-метровых машин KLQ 6118G.
После выхода в 2013 году приснопамятного федерального закона № 44 («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») торговать здесь городскими машинами зарубежного производства в сколь-либо заметных объемах стало весьма проблематично, а проще говоря, невыгодно, учитывая немалые затраты на их сертификацию.

Александр Солнцев, фото автора и Максима Чернявского

Буквенно-цифровой индекс модели расшифровывается следующим образом:

■ KLQ – Higer Bus Company;

■ 6 – шестеркой в Китае кодируется автобусный транспорт;

■ 12 – округленная длина автобуса, в данном случае 12 метров;

■ 8 – порядковый номер модели у данного производителя;

■ L – применяется, если автобус длиннее стандартной длины 12 м

■ Q – обозначение пневмоподвески

Посему нынешняя модельная линейка Higer представлена востребованными на российском рынке «туристами» среднего класса - 6928 и 6826, а также пригородным/междугородным 6119 и большим туристическим автобусом 6128. Причем модель 6119 поставляется к нам как в дизельном, так и в газовом (метан) исполнении. Разумеется, в линейке Higer Bus Company есть и электробусы, но в РФ они пока не представлены. Лавры бестселлера принадлежат 6119, вторая по популярности модель - 6128.

Передняя маска, равно как и задняя, теперь полностью пластиковая. Это исключает коррозию и позволяет автобусу дольше сохранять презентабельный вид. Обновленная светодиодная оптика с улучшенным световым потоком

Завершая небольшой экскурс в историю присутствия китайской марки на российском рынке, скажем, что за прошедшие 17 лет в РФ поставлено более 4800 Higer’ов. В минувшем году компания из Сучжоу заняла второе место на рынке китайских автобусов в России, реализовав 334 ед. (уточненные РБА данные Автостат Инфо), что на 51% выше результата 2021-го. Попутно отметим, что партнерские отношения РБА и производителя автобусов из Поднебесной не ограничиваются только их реализацией, продажей запчастей, послепродажным обслуживанием и ремонтом, консультациями и т.д. Инженеры Русбизнесавто принимают непосредственное участие в производственном процессе, помогая азиатским конструкторам в разработке машин и их сертификации на территории России.

Для защиты от коррозии все наружные силовые элементы подвергнуты катафорезной обработке. По бокам кузов обшит оцинкованным листом во всю длину, люки - из алюминия

Внешние зеркала заднего вида теперь сферические, что позволило улучшить обзорность

В силу тектонических трансформаций российского автомобильного рынка можно прогнозировать дальнейший рост доли китайских производителей автобусов и Higer Bus Company в частности. Так называемый захват рынка китайцами, прежде всего в сегментах «межгород» и «туризм», произошел по причине отсутствия конкуренции со стороны европейских и локальных производителей, которые из-за резко возникшей проблемы с поставками импортных компонентов были вынуждены срочно менять их на аналоги из Китая, что, в свою очередь, и вызвало снижение объёмов производства.

Сквозное багажное отделение объемом 10,3 м³ с антискользящим покрытием пола и освещением. Обратите внимание, что крышки багажного отсека с газоупорными амортизаторами открываются параллельно вверх, что удобно в стесненном пространстве. Заливные горловины топливных баков расположены по обе стороны автобуса. Бачок с мочевиной располагается под блоком АКБ. Доступ к воздушному фильтру и бачку с «омывайкой» не вызывает нареканий. Блок предохранителей перенесен из-под окна водителя в нишу над колесом, так он лучше защищен от попадания влаги и грязи, да и работать с ним комфортнее

Кроме того, что весьма важно, цены на автобусы из Поднебесной, как и раньше, продолжают оставаться привлекательными для конечных клиентов. И о повышении ставки утилизационного сбора на пассажирские ТС импортного производства, в отличие от тех же самосвалов, речи пока нет. Кстати, по мнению специалистов ГК «Русбизнесавто», в 2023 году автобусный рынок сохранится на уровне прошлого года, но, возможно, произойдет смена долей продаж его участников по причине прихода новых игроков и наращивания объёмов выпуска местными производителями.

Извлечение запасного колеса, размещенного в отсеке за нижней передней панелью, отныне не требует использования вспомогательных устройств. Буксировочный крюк выставлен на подиум, и расширен проем каркаса. Обратите внимание, что сюда из моторного отсека перенесли выводы от пневмосистемы автобуса

В этой связи уместно порассуждать о дальнейшем присутствии автобусов европейского производства на рынке РФ, тем более что Higer Bus Company также была представлена в этом сегменте моделью Scania Touring (совместный проект Scania-Higer – китайский кузов на шведском шасси). Вероятно, ввоз «европейцев» по каналам параллельного импорта все же сохранится, но в пределах статистической погрешности, и особого значения для рынка они иметь не будут. Даже те перевозчики, которые сейчас рассматривают варианты приобретения автобусов из Европы, сталкиваются как со сложностями их приобретения, так и с проблемами ремонта и диагностики в РФ, в том числе и с наличием гарантии и запасных частей. Поэтому какой-нибудь спортклуб, спонсируемый Газпромом, возможно, и купит себе европейский автобус, а вот частный предприниматель, скорее всего, рассмотрит более стабильный вариант приобретения машины китайского производства.

Моторный отсек с системой пожаротушения и дополнительным пультом запуска двигателя. Используется два генератора: один для питания муфты компрессора кондиционера, второй «висит» с левой стороны двигателя и отвечает за обслуживание электрики всего автобуса. Вынос топливных фильтров в легкодоступное место облегчает обслуживание

Что же касается продаж автобусов Scania-Higer в РФ, то они прекратились вместе с решением компании из Седертелье покинуть российский рынок в 2022 году. Обслуживание клиентских автобусов осуществляется на оставшихся дилерских станциях Scania.

Новая передняя консоль. Рычаг переключения передач, располагавшийся ранее на отдельной «башенке», пристыкованной к водительскому креслу, перенесли на прилив передней консоли. В качестве опции рулевое колесо может быть оснащено кнопками управления мультимедиа и круиз-контролем. Водительское кресло явно прибавило в комфорте

Пора, впрочем, поговорить и о флагмане Higer Bus Company в РФ. Высокопалубный «турист» нового поколения Higer KLQ6128LQ вышел на российский рынок в 2018 году, сменив в этом качестве KLQ6129Q. Спустя пару лет модель претерпела модернизацию и рестайлинг. В частности, из бросающихся в глаза деталей экстерьера отметим переднюю маску. Помимо измененного дизайна она теперь полностью пластиковая, что, в отличие от прежней металлической, исключает коррозию и позволяет дольше сохранять презентабельный внешний вид. Кузов автобуса представляет собой полунесущую конструкцию. Это означает, что базой для силового каркаса служат продольные лонжероны, пристыкованные с обеих сторон к средней части кузова с пространственной рамой. В задней части на них покоится силовой агрегат.

Новая консоль позволила разместить в ней холодильник, сохранив при этом пассажировместимость. На дорестайлинговой версии его установка могла быть осуществлена только с потерей посадочных мест

При длине 12,3 м в салоне можно разместить 51, 53 или 55 пассажиров в зависимости от наличия туалета и кухонного блока. Более того, предусмотрено и исполнение повышенной комфортабельности с трехрядной планировкой салона (2+1), при которой число мест снижается до 32. Емкость багажных отсеков варьируется от 6 до 10,4 кубометра.

В салоне установлены более комфортабельные кресла. В качестве опции их можно снабдить регулируемыми подголовниками. В спинке каждого впереди стоящего кресла встроен USB-разъем. Кстати, трехточечные ремни безопасности удлинили на 200 мм

Поставщиком ведущего заднего моста и передней оси выступает компания «Guangxi Fangsheng Axles». При этом передняя подвеска по заказу может быть и независимой, хотя несущая балка, конечно, дешевле и проще в эксплуатации. Агрегатная база представлена 9,5-литровым дизелем Cummins ISL, оный доступен сразу в трех вариантах мощности (340, 375 или 385 л.с.), а также 10-литровым Weichai (368 л.с.). Не маловато ли «лошадок» для флагманской модели?

В передней части полок появились два отделения с дверцами для хранения вещей. Блок вентиляции и индивидуально освещения

Примечательно, что перевозчики предпочитают приобретать машины с американским двигателем китайского происхождения (от DongFeng Cummins Engine Co., Ltd), несмотря на то что Weichai дешевле. Не иначе довлеет магия марки и её известность в ремонтных организациях. Моторы работают в паре с 6-ступенчатой «механикой» от Shaanxi Fast Gear. Однако все большую популярность набирают и сертифицированные в прошлом году автобусы с 6-ступенчатой АМКП того же производителя. Более того, в процессе получения ОТТС сейчас находится версия и с гидромеханической трансмиссией. Таким образом, Higer KLQ6128LQ станет вторым после Foton BJ6122 12-метровым китайским «туристом» с АКП, сертифицированным в РФ.

Пол ровный без подиумов под кресла. В базовой комплектации предлагаются кондиционер и автономный подогреватель Spheros: равномерный обогрев по всей длине салона обеспечивается конвекторами, установленными вдоль бортов. В районе второй пассажирской двери установлена корзина для мусора

Периодичность его ТО составляет 20 тысяч км, а гарантия – два года или 200 тысяч км. К услугам владельцев Higer’ов 11 собственных сервисных станций РБА плюс 24 независимых авторизованных сервисных партнера марки по всей России. Имеется центральный склад запасных (заказ, планирование и доставка запасных частей осуществляются силами дистрибьютора) и постоянно пополняемый склад новых автобусов, который также находится в управлении компании «Русбизнесавто». Впрочем, возможно приобретение автобуса и на заказ, в этом случае срок ожидания до 140 дней. Финансирование сделки возможно через федеральные лизинговые компании. Стоимость «туриста» Higer KLQ6128LQ, изображенного на снимках, 11 млн 200 тысяч рублей (на 28.02.2023).
От первого лица
Олег Власов,
исполнительный директор ООО «New Moscow Bus»
«В парке нашего предприятия, списочный состав которого насчитывает 186 ед. техники разных марок, включая Ford, Mercedes-Benz, Yutong МАЗ и ПАЗ, с 2017 года эксплуатируется 20 автобусов Higer модели 6122. Машины работают как в городском, так и в междугородном сообщении. На данный момент их пробег составляет порядка 400 тысяч км, и особых претензий к ним нет. Помимо «детских болезней», серьезных поломок у них не было, за исключением разве что единичного случая выхода из строя коробки передач, которую специалисты ГК «Русбизнесавто» заменили по гарантии.

В процессе эксплуатации Higer’ов мы были также приятно удивлены умеренным расходом топлива – 32 л/100 км, и это с учетом дополнительных потребителей: кондиционера, «котла» и т.д. В целом эксплуатационные расходы составляют 11 рублей на километр пробега. Это хороший показатель, который укладывается в экономику наших перевозок. Поэтому сейчас ведем переговоры с ГК «Русбизнесавто» о приобретении новых автобусов Higer моделей 6119 и 6128».
Из архива
HIGER BUS COMPANY

Как и у большинства автопроизводителей Китая, история компании, квартирующей в Сучжоуском промышленном парке (провинция Цзянсу), по европейским меркам весьма короткая. Завод был основан в 1998 году как дочернее предприятие Hiamen King Long Automotive Industry (видимо, отсюда и буквы KL в индексе моделей). В 2003-м он получил название, под которым известен и сегодня - Higer Bus Company Limited, - и ныне входит в пятерку крупнейших производителей автобусов Поднебесной.

В 2020-м стоимость компании достигла 50,687 млрд юаней. Объем производства автобусов длиной свыше семи метров составил в 2022-м порядка 10 тысяч ед. Помимо городских, пригородных, междугородных и туристических автобусов завод в Сучжоу выпускает также LCV и грузовые автомобили. Предприятие и его продукция соответствуют стандартам ISO 9001 и TS16949. Автобусы и прочая техника Higer экспортируются в 65 стран (Южная Корея, Пакистан, Израиль, Оман, Бельгия, Австралия, Ирландия, Испания…), в том числе и в Россию.
HIGER + SCANIA

В середине нулевых Higer Bus заключила соглашение со Scania о постройке автобусов на шведских шасси, получив таким образом статус местного Irizar’а (испанское ателье «Irizar» – основной поставщик кузовов для туристических автобусов Scania). Производство началось с моделей роскошных туристических лайнеров – Scania-Higer A80 и Scania-Higer A90, стоимостью в зависимости от комплектации $170 000-220 000 (цены 2007 года). Причем по условиям соглашения сбытом машин совместного производства в Европе занимается сама Scania.

Примечательно, что A80 мог стать и массовым российским автобусом. В свое время подмосковный перевозчик Мострансавто всерьез рассматривал возможность приобретения шведско-китайских автобусов и даже проводил их опытную эксплуатацию. Но не срослось. На подмосковные маршруты тогда вышли турецкие Mercedes-Benz Conecto H в количестве 600 ед. (!).

Сотрудничество Scania и Higer продолжается и поныне и выглядит довольно плодотворным. На заводе появляются новые модели на шасси Scania, которые ориентированы не только на азиатский, но и на европейский рынок. Так, к примеру, в конце 2021 года в Европе были презентованы автобусы городского и междугородного класса Scania Fencer.