Автопром

«ЛИСЫ» ИЗ ВОРСМЫ

Автобус среднего класса FoxBus («Лиса»)

Автопром
«ЛИСЫ» ИЗ ВОРСМЫ

Автобус среднего класса FoxBus («Лиса»)

Александр Солнцев, фото автора, ООО «Фоксбас» и Николая Маркова

В 2011 году автобус среднего класса FoxBus («Лиса») на шасси IVECO Daily 65С15, творение дизайнера Алексея Белякова и главного конструктора Николая Феоктистова, представленный компанией «ИнТех» (ООО «Инновационные технологии»), произвел фурор на разного рода выставках. Прототипом для него послужил опытный автобус «Перспектива», построенный фирмой «Самотлор-НН» еще в 2008-м. «Рыжий» цвет кузова и разрез фар головного света, ассоциировавшийся с узкой лисьей мордочкой, очевидно, и дали название новинке. Однако для того, чтобы воплотить концепцию в товарные образцы, понадобилось еще два года – столько времени ушло на отладку и подготовку производства...

Опытный образец Фокса, демонстрировавшийся на выставках в 2011-м (слева), а так выглядела уже товарная машина 2013 года

С тех пор поголовье «лис» исчисляется примерно четырьмя сотнями находящихся в эксплуатации экземпляров. Сейчас из ворот завода выезжают FOX’ы уже второго поколения. По словам Александра Титова, управляющего ООО «Фоксбас», в планах на 2021-й увеличить их численность еще на 100 ед. Ведутся переговоры о создании сборочного производства «лис» в Казахстане. Но не FOX’ами едиными жив завод – с одним из российских регионов прорабатывается пилотный проект по организации капитально-восстановительного ремонта электротранспорта. А осенью прошлого года и весной 2021 года руководство завода в Ворсме (Нижегородская обл.) совместно с руководителями одного из крупнейших российских автомобильных предприятий провели переговоры и вышли на финальную стадию по созданию совместного проекта, о котором будет объявлено в скором времени в официальных источниках.

«Турист» с кузовом кабриолет.

Шесть таких машин уже находятся в эксплуатации, из них пять – в Сочи

Кстати, первым обладателем FOX’ов стала компания «Транслайн» из Дзержинска. Пять машин встали на маршрут «Дзержинск – Нижний Новгород» и с тех пор намотали на одометры по 700-800 тысяч км. Это к вопросу о живучести ивековского рамного шасси, на которое предоставляется двухлетняя гарантия (или 200 000 км пробега), и композитного (стеклопластикового) кузова (гарантия на каркас три года). Нынешний модельный ряд образованного в апреле 2018 года ООО «Фоксбас» представлен туристическими, пригородными и городскими модификациями, а также «туристом» с кузовом кабриолет. Последний, к слову, стал шоу-стоппером экспозиции ИВЕКО Руссия на II Международном транспортном фестивале «Spb Transport Fest» в Санкт-Петербурге. Шесть таких машин уже нашли своих покупателей, причем пять из них, что неудивительно, проданы в Сочи. Однако львиная доля продаж приходится все-таки на обычных «туристов».
В таком виде шасси IVECO Daily приходят из Испании. Для защиты водительского кресла, торпедо, рулевого колеса и переднего оперения от осадков во время транспортировки на деревянный каркас натянут тент из ПВХ. В «короб с прикладом» складывают остатки пластиковых элементов обшивки кабины
Производство Fox’ов разместилось в бывшем помещении Медико-инструментального завода в Ворсме, некогда снабжавшего своей продукцией – иголками для шприцов и внутривенными системами – не только СССР, но и весь соцлагерь. Тут надобно заметить, что первоначально продукция ИнТеха прямого отношения к автобусам не имела: речь шла о разработке и мелкосерийном производстве композитных деталей для тюнинга интерьера и экстерьера автомобилей, а также различных изделий промышленного и бытового назначения, в том числе труб и резервуаров.

На этих площадях производится полный цикл изготовления автобусного кузова – от сварки каркаса на стапелях и выклейки наружных панелей до окончательной сборки и внутренней отделки. Численность персонала завода примерно 125 сотрудников, из них 90 – это «синие воротнички». Ключевой особенностью «лис» из Ворсмы в сравнении с аналогичными машинами конкурентов, скажем, тех же белорусских Неманов, стала полностью оригинальная отделка кузова с использованием цельных композитных панелей, не подверженных коррозии и выцветанию. Кроме того, передний бампер и задняя маска Fox’ов делаются составными, что повышает их ремонтопригодность.

После «свадьбы» кузова и шасси автобус начинает обрастать композитным обвесом

Шасси Daily, как правило, это тяжелые модификации полной массой до семи тонн с трехлитровыми рядными «четверками» IVECO F1C мощностью 170-210 л.с., приходят в Ворсму с завода IVECO в Вальядолиде (Испания). Здесь им укорачивают задний свес, примерно на метр, и дополняют выпускную систему еще одним коленом, дабы вывести конец выхлопной трубы из-под днища по левому борту, подальше от зоны посадки пассажиров. В зависимости от комплектации шасси замене подвергается и топливный бак.

В основе Fox’а шасси тяжелого Daily в автобусной спецификации – с пневматической задней подвеской. Передняя независимая двухрычажная подвеска QUAD-TOR с продольными торсионами, выдерживающая нагрузку до 2500 кг

Силовой каркас кузова, его здесь называют силовой капсулой, выполняется из профильных труб разного сечения (легированная сталь). Технологическая оснастка для сборки и сварки силовых капсул – стапели и кондукторы, разработаны и изготовлены непосредственно самим заводом. Что касается поставщиков комплектующих, то в целом их порядка пятидесяти, в основном это предприятия, расположенные по соседству, в Нижегородской области.
Каждый этап сварки принимается контролерами ОТК. Сваренный корпус отправляется на антикоррозионную обработку, в ходе которой на него наносят три слоя разных грунтов, включая кислотный.

Сварка силовой капсулы.

Сваренные кузова передаются на антикоррозионную обработку

В середине технологической цепочки, когда произведена вклейка крыши, стекол и прочих наружных элементов корпуса, автобус на сорок минут отправляется в дождевальную камеру. Затем, при отсутствии течей, он опять возвращается на линию сборки, где происходит подсбор интерьера. Предпродажная подготовка уже готовых машин проходит в два этапа. Сначала автобус своими силами приводят в товарный вид – убирают салон, чистят, полируют, моют. Второй этап предполагает диагностику ходовой, двигателя, трансмиссии на омологированном сервисе IVECO в Нижнем Новгороде. Заодно машины проходят обкатку – плечо до Нижнего чуть больше полусотни километров. Правда, не исключено, что с ростом объемов выпуска вся предпродажная подготовка Fox’ов в дальнейшем будет осуществляться в Ворсме.

Этой практически готовой машине предстоит пройти предпродажную подготовку

В связи со стартом продаж в РФ обновленного IVECO Daily на заводе готовятся к переходу на выпуск машин следующего, уже третьего по счету поколения. Ожидается, что дизайн Fox’ов претерпит некоторые изменения. Речь, в частности, о креплении задней запасной двери и более удобном доступе к заднему багажному отделению. Кроме того, в Ворсме намерены освоить выпуск автобусов и на метановых версиях Daily.

«Лиса» в исполнении «Турист». В зависимости от компоновки салона пассажировместимость до 32 человек (с учетом места гида). Вместимость боковых багажных отсеков 1,5 м³. Стоимость такого автобуса колеблется в районе шести с половиной – семи миллионов рублей в зависимости от оснащения

Некоторые технические характеристики автобуса среднего класса FoxBus Турист 62412-01

(по данным производителя)