АВТОПРОМ - ООО «ФОРВАРД»

В ЦАРСТВЕ ПЛАСТИКА

Нижегородская компания «Форвард» уже успела получить широкую известность как изготовитель передвижных медицинских комплексов, фудтраков, учебных классов и других необычных спецмашин с оригинальными кузовами из композитов на шасси автомобилей ГАЗ. В нынешнем году ассортимент продукции компании пополнился двумя новыми типами техники, о которых и пойдет речь в этой статье. 

АВТОПРОМ - ООО «ФОРВАРД»

В ЦАРСТВЕ ПЛАСТИКА

Нижегородская компания «Форвард» уже успела получить широкую известность как изготовитель передвижных медицинских комплексов, фудтраков, учебных классов и других необычных спецмашин с оригинальными кузовами из композитов на шасси автомобилей ГАЗ. В нынешнем году ассортимент продукции компании пополнился двумя новыми типами техники, о которых и пойдет речь в этой статье.

Николай Марков, фото компании Форвард

Когда я впервые приехал на производство нижегородской компании «Форвард» и увидел, какие шикарные каркасные кузова там строят для ГАЗелей, ГАЗонов, Садко и Уралов с приставкой «NEXT», то сразу отметил: да это же великолепная основа для строительства автодома! Стильные внешне, просторные внутри, с прочным стальным каркасом и пластиковой обшивкой, стойкой к мелким повреждениям и не подверженной коррозии. Однако в тот момент заказчиками «форвардовских» машин выступали в основном различные госструктуры, и мне показалось, что в руководстве компании не сильно верили, что тема с автодомами может «выстрелить». Все-таки цена подобной техники для частных заказчиков может оказаться неподъемной. Тем не менее, нынешней осенью из ворот завода вышел первый экземпляр автодома на шасси Садко NEXT!

Первый образец автодома компании Форвард на шасси Садко NEXT

Попасть в жилой отсек можно или через заднюю дверь кабины, или через двухстворчатую дверь в задней стенке кузова

За основу была взята модификация грузовика с длинной колесной базой и двухрядной кабиной. Но из изначальных семи в ней осталось только пять мест: один задний двухместный диван демонтировали, чтобы организовать прямое сообщение кабины с жилым отсеком, установив в задней стенке сдвижную дверь.

В основе кузова автодома – прочный каркас из стальных труб

Кабина и кузов автодома объединены в одну конструкцию

Особенность «форвардовских» кузовов заключается в том, что они монтируются не отдельно от кабины, а увязываются с ней в единую монолитную конструкцию. При этом сверху над кабиной монтируется довольно внушительная надстройка. Благодаря ней в задней правой части кабины (там, где нет сидений) теперь можно стоять в полный рост. А вот над сиденьями оставили штатные потолки, использовав прирост по высоте для обустройства вместительных антресолей.

Над сиденьями обустроены антресоли для хранения личных вещей экипажа, а от уличной двери до двери в задней стенке кабины можно ходить в полный рост: высота потолка здесь под два метра

Основной отсек машины разделен на две функциональные зоны: комнату в центральной части кузова и санузел с техническим отсеком в корме. Что любопытно, заказчик не пожелал устанавливать внутри какой-либо кухонный блок, поэтому в комнате предусмотрен только холодильник. Вдоль боковых стенок смонтированы два дивана, а между ними – раскладной столик, который на ночь трансформируется в огромное спальное место, соединяя собой оба дивана. И под диванами, и над диванами также предусмотрены вещевые ящики и шкафы. А оборудование, которое не поместится в комнате, можно убрать на верхний багажник, обустроенный со стороны улицы на крыше фургона.

По центру в жилом отсеке установлен раскладной стол, за которым на стоянках может расположиться компания из шести человек

А вот так стол и диваны трансформируются в спальные места

Разумеется, кузов утеплен, оснащен 220-вольтовой электросетью, автономными системами водоснабжения и вентиляции. Освещение салона – светодиодное: яркое, но экономичное. Не забыты и кондиционер с независимым отопителем. А на длительных стоянках помещение можно отапливать компактной дровяной печью, установленной в задней части кузова (дымоход выведен на улицу через крышу автомобиля), а для подзарядки батарей использовать бензогенератор.

В задней части кузова по левой стороне расположен санузел, а по правой – дровяная печь и бензогенератор

Заднюю левую часть салона занимает санузел, который тоже состоит из двух обособленных помещений: в одном установлена душевая кабина, а в другом – биотуалет и умывальник. Причем простора тут больше, чем в ванной комнате в «хрущевке»! Глядя на проект в целом, вызывает некоторое удивление выбранная цветовая гамма внутренних отделочных материалов: почти всё выполнено белым или серым. Так и просятся какие-нибудь яркие вставки в фасады шкафов или в стеновые панели, чтобы оживить интерьер. Но это, опять же, пожелание заказчика. А в целом – начало положено, и я не сомневаюсь, что это далеко не последний автодом от компании Форвард!

Интерьер санузла с душем, биотуалетом и раковиной

Второй же проект не только не имеет ничего общего с прочей продукцией Форварда, но и совершенно лишен аналогов на всем российском рынке. Речь про трехколесный электрический скутер для городских служб доставки, который самим производителем именуется как электроцикл.

Самый маленький отечественный грузовик получил обозначение Форвард-1355. Этот экземпляр построен для курьерской службы Pony Express

Грузовой мототранспорт с трехколесным шасси в нашей стране перестали делать четверть века назад, когда Тульский машиностроительный завод свернул производство мотороллеров «Муравей». Но нынешний электроцикл – все же не замена «Муравью», поскольку создан для другого круга задач. Его потребителями должны стать городские службы курьерской доставки для использования в рамках концепции «последней мили» (доставки почтовых отправлений, посылок и заказов от районного пункта выдачи до двери дома). В подобном транспорте нынче заинтересованы многие крупные компании, вплоть до Почты России или Pony Express. А первым партнером Форварда по разработке и эксплуатационным испытаниям электроцикла стала сеть пиццерий Додо Пицца. Потому самый первый построенный образец «трехколески» и был оформлен в цвета этой компании.

Самый первый образец электроцикла Форвард-1355 построили для самарской Додо Пиццы

В минувшем августе нижегородский электроцикл, получивший название Форвард-1355, успешно прошел сертификацию по категории L2. Это означает, что для управления им достаточно «модедной» категории «М» в правах, которая проставляется автоматически при наличии любой другой открытой категории. Соответственно, как и в случае с мопедами или скутерами, в органах ГИБДД такую «трехколеску» регистрировать тоже не надо. Производитель получил одобрение типа транспортного средства, разрешающее выпуск в обращение партии из 150 машин, и уже приступил к изготовлению первых товарных электроциклов для эксплуатационных испытаний.

А этот экземпляр построили для Почты России

Поскольку Форвард является кузовопроизводителем, то шасси для своих машин традиционно приобретает на стороне. За полным отсутствием хоть чего-нибудь подходящего в родном отечестве «тележку» для электроциклов пока пришлось целиком покупать в Поднебесной, где подобные изделия штампуют десятками тысяч в год.

Вот так выглядит базовое шасси китайского производства

Китайский машинокомплект представляет собой простенькую раму лестничного типа из прямоугольных труб. Спереди к раме пристыкована мотоциклетная вилка с подвеской на сдвоенных телескопических амортизационных стойках. Соответственно, все основные органы управления электроциклом – классические мотоциклетные, однако есть механический стояночный тормоз, как на автомобилях. Задняя подвеска – предельно простая: на многолистовых рессорах (грузовик же!). Как и тормоза: они тут барабанные, с механическим тросовым приводом. Колеса, кстати, имеют 12-дюймовую размерность. В центральной части рамы спрятан блок свинцово-гелевых аккумуляторных батарей 6-ЕVF-32 (весом по 10 кг каждая). В базовой комплектации ставится пять таких аккумуляторов. В летний период времени их хватает примерно на 40 км пробега. Если этого мало, можно установить двойной комплект батарей, которых хватит уже на 80 км. Однако и вес такого накопителя энергии составит уже 100 кг.

Аккумуляторы расположены в центральной части рамы, под полом кузова

Тяговый электродвигатель модели CJGW6-800 закреплен прямо на заднем мосту автомобильного типа и соединен с главной передачей без карданов или цепей, через понижающий редуктор. Мотор этот постоянного тока, бесщеточный, работает от напряжения 60 вольт. В привычных автомобильному уху единицах измерения он развивает номинальную мощность порядка 1,1 л.с. Смешная цифра? Но только не для электромотора! Кратковременно-то, в момент трогания и начала разгона, он способен выдать заметно больше. А дальше для степенного перемещения по городским улицам со скоростью 20-30 км/ч вполне хватает и одной «лошади».

Электромотор закреплен прямо на картере ведущего моста, который в свою очередь подвешен к раме на продольных листовых рессорах

Кузов и кабина электроцикла разработаны и изготовлены нижегородцами самостоятельно. Тут уже все по-взрослому: две двери с форточками, автомобильные зеркала заднего вида и стеклоочиститель, а на сиденье есть даже ремень безопасности! При этом вся наружная и внутренняя обшивка выполнена из композитных материалов. Обращает на себя внимание тщательная проработка интерьера кабины: выглядит все очень добротно!

Несмотря на всего одно посадочное место в кабине, у электроцикла две двери кабины: выходить можно на любую удобную сторону, паркуясь в самых тесных закоулках. Вся светотехника – светодиодная, с низким энергопотреблением

В распоряжении водителя есть подстаканники, плоские поверхности по бокам от рулевой вилки, заменяющие столики, багажные сетки на задней стенке, куда удобно засунуть бумаги или планшет. Педаль на полу управляет тормозами задних колес, а передний тормоз по-мотоциклетному размещен на руле. Для обогрева ветрового стекла в холодное время года предусмотрен небольшой фен.

Интерьер кабины проработан очень тщательно. Обратите внимание, что сиденье оборудовано поясным ремнем безопасности

Доступ же в грузовой отсек открывается роль-ставней в задней стенке, за которой скрывается кубометр свободного пространства (1030х820х1130 мм). Груз, который требует фиксации, можно закрепить посредством ремней с лебедками за две направляющие рейки, расположенные чуть выше уровня пола.

Доступ в грузовой отсек открывается роль-ставней в задней стенке. Грузоподъемность – 150 кг

Конечно, конструкция электроцикла пока еще сыровата, и на Форварде это прекрасно понимают. Основные вопросы вызывает именно китайское шасси (в том числе еще и длительными сроками поставки после заказа). Поэтому на заводе идет активная работа по доводке машины. В планах – перевести ее на шасси собственного изготовления или производства иного российского предприятия, для которого за рубежом будут закупаться только отдельные узлы силового привода и ходовой части. В существующей конфигурации у электроцикла есть проблемы с устойчивостью при движении на максимальной скорости, поэтому «форвардовцы» хотят построить опытный образец фургона с расширенной колеей заднего моста и измененным углом наклона вилки.

Розетка для подключения к внешней сети для подзарядки расположена на правой стойке кабины

Есть проблемы со скоростью разряда батарей в холода: вероятно, батареи придется ставить в термоизолированный контейнер, который не даст им быстро остывать после выезда из теплого бокса. Но главное, что на Форварде полны решимости довести свою машину до ума. И, памятуя о других реализованных проектах фирмы, у меня нет сомнений, что у них все получится.
Стоп-кадр

Основной объем производства автомобильной техники у Форварда приходится на передвижные медицинские комплексы, которые выпускаются на шасси газовской каркасной «маршрутки» ГАЗель NEXT Cityline.
Они могут работать и в паре с прицепом полной массой 3,5 тонны