ПОДВИЖНОЙ СОСТАв
FMX В КРАЮ VOLVO
Первое, что я услышал, сойдя с трапа самолета в аэропорту Махачкалы, было приветствие «Добро пожаловать в край Volvo!». Потом, справедливости ради, его малость подкорректировали – «…край КАМАЗов, Volvo, Тойот и “десяток”». А прилетел я в столицу Дагестана с тем, чтобы поближе познакомиться с новым шведским «строителем» – самосвалом Volvo FMX...

Александр Солнцев, фото автора и Volvo Group Trucks Russia

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
FMX В КРАЮ VOLVO
Первое, что я услышал, сойдя с трапа самолета в аэропорту Махачкалы, было приветствие «Добро пожаловать в край Volvo!». Потом, справедливости ради, его малость подкорректировали – «…край КАМАЗов, Volvo, Тойот и “десяток”». А прилетел я в столицу Дагестана с тем, чтобы поближе познакомиться с новым шведским «строителем» – самосвалом Volvo FMX...

Александр Солнцев, фото автора и Volvo Group Trucks Russia

Напомним... Родословная грузовиков модельного ряда FMX прослеживается с 2010 года. Своему появлению на свет божий они обязаны стратегам из Гетеборга, решившим развести дальнобойную и строительную версии FM, что называется, «по разным углам». В результате последняя, чей дебют состоялся одновременно на выставке «COMTRANS» в Москве и мюнхенской «Bauma», получила дополнительную букву X в индексе. Оная интерпретируется шведскими маркетологами как X-factor с намеком на дополнительные возможности самосвала в тяжелых условиях эксплуатации, а главное, четко указывает на его строительную профессию.

Впрочем, и без «икса» специализация Volvo FMX не вызывает сомнений, достаточно просто взглянуть на машину. Доминирующим элементом её экстерьера стала выступающая нижняя «челюсть», суть мощный стальной бампер, удлинивший грузовик на 165 мм. Для упрощения ремонта в случае повреждения он сделан составным из трех частей, причем толщина наиболее уязвимых угловых секций достигает трех миллиметров.

В 2013 году Volvo Trucks выпустила новую версию FMX. Грузовик получил модифицированную кабину в стилистике нового модельного ряда, а обновленная пневматическая подвеска позволила довести дорожный просвет до впечатляющих 300 мм. Кроме того, переднее буксировочное устройство теперь рассчитано на тяговое усилие в 32 тонны. В том же году компания вывела на рынок патентованную новинку под названием VDS (Volvo Dynamic Steering) – систему динамического рулевого управления, сочетающую встроенный в рулевой механизм электродвигатель с электронной регулировкой и гидроусилитель руля.
Новая строительная версия популярной АМКП Volvo I-Shift появилась в 2016-м.

Благодаря наличию одной или двух ползучих передач FMX’ы стали способны работать в составе автопоездов полной массой до 325 тонн (!), а точность маневрирования обеспечивалась уже на сверхмалых скоростях от 0,5 км/ч. В актив FMX можно отнести и серийное производство пятиосных шасси с колесными формулами 10х4 и 10х6...
Кстати, встречавшие меня представители Volvo Group Trucks Russia нисколько не приукрасили. У нас в стране Дагестан, наряду, наверно, с Якутией, действительно вотчина Volvo. К машинам компании из Гетеборга здесь относятся с особым пиететом. Судите сами: по данным RAMR, их доля в местном парке тяжелых грузовиков европейской «Большой семерки» составляет 59%, а среди автомобилей десятилетнего возраста так и все 72% (см. диаграмму)
Рынок тяжелых грузовиков европейского производства в Дагестане (по данным RAMR)
Вот только с комплектацией ожидавшего меня FMX поначалу вышел облом. Я-то уже предвкушал, что буду наслаждаться VDS, системой динамического рулевого управления, сочетающей встроенный в рулевой механизм электродвигатель с электронной регулировкой и гидроусилитель руля. Оная одновременно призвана обеспечивать курсовую устойчивость на высоких скоростях и комфортное маневрирование, в том числе автовозврат рулевого колеса в нулевое положение и снижение влияния на руль неровностей дороги. В свете модного нынче курса на автономность транспортных средств наличие VDS позволяет еще и автоматически возвращать автомобиль в занимаемую полосу, если он «без санкции» человека за рулем коснется колесами, например, дорожной разметки. Более того, эта система и для здоровья водителя весьма полезна, так как не нагружает мышцы спины и плечевые суставы. Даже заголовок для материала уже придумал: «В роли хомяка Чарли». Те, кто смотрел в свое время видео про одноименного грызуна, крутившего баранку FMX одной лапой, поймут, о чем я. Однако же фирменный пакет «Тектон» для самосвала 8х4 наличие VDS, увы, не предусматривает
Самосвал Volvo FMX 420 HP 8х4. Технически допустимая нагрузка на передние оси 18 т, на заднюю тележку – 32 т. Огромный 20,5-кубовый кузов от Meiller (гидравлика тут, понятно, «родная») провоцирует на перегруз. При технически допустимой полной массе в 50 т конструкция самосвала его, несомненно, выдержит. Но как быть с легальными для «четырехосок» на дорогах общего пользования 32 тоннами…
В Махачкале загрузились, не порожняком же идти, да и ход у загруженной машины с рессорной подвеской куда плавнее, нежели чем у пустой. Погрузчик закинул в кузов несколько ковшей сырого после дождя песка. По приблизительным прикидкам, с учетом коэффициента насыпной плотности, вышло примерно 12 тонн. 20,5-кубовый кузов мог, конечно, вместить и раза в три больше, но нарушать правила, перегружая самосвал, тем более передвигаясь в основном по дорогам общего пользования, в наши планы не входило. Рейс предстоял не то чтобы дальний, но и не короткий, в общей сложности не менее 80 км. Сначала на бархан Сарыкум, затем Чиркейское водохранилище, далее Сулакский каньон, и обратно в Махачкалу...
Толщина лонжеронов рамы восемь миллиметров.
Плюс 5,5-мм вставки-усилители


Защитную решетку на фарах головного света теперь можно просто отщелкнуть. На машинах прежнего поколения для этой операции требовалась отвертка. Фары, кстати, на FMX галогенные. Такое решение позволяет регулировать направление светового потока в ручном режиме. В то время как у модных нынче светодиодных фар с автоматической регулировкой её диапазона бывает недостаточно для того, чтобы компенсировать изменение угла наклона фар из-за деформации подвески под нагрузкой на тяжелых версиях шасси, к коим и относится модель FMX

Поддон двигателя надежно укрыт стальной защитой

Вместимость топливного бака и бачка с AdBlue 405 л и 32 л соответственно

На машины нового модельного ряда устанавливают AGM-аккумуляторы (AGM - Absorbent Glass Mat). Они практически не теряют емкость после глубоких разрядов. Служат в несколько раз дольше традиционных свинцово-кислотных АКБ, а высокий пусковой ток (до 1200 А) обеспечивает уверенный старт при низких температурах

Об отсутствии VDS я забыл довольно быстро. Крутить баранку не составило никакого труда, тем паче что условия движения, в основном трассовый режим, не предполагали «наматывания» на руль. Да и вообще хватало новых «фишек», на которые стоило обратить внимание. Начнем с того, что FMX обзавелся новой кабиной кубической формы, позаимствованной у модельного ряда FM (упреждая возможный вопрос, замечу, что силовые агрегаты, рама и ходовая остались прежними). И это вопрос не только увеличения ее объема, который в дневной версии кабины вырос на 800 л (!), но и заметного улучшения обзорности. За счет чего? Загибайте пальцы. Во-первых, ветровое стекло стало больше и его немного сдвинули вниз. Увеличилась площадь бокового остекления, это два. Наконец, стойки ветрового стекла стали вертикальными и располагаются чуть дальше от водителя и как результат перекрывают меньший угол и улучшают обзорность

FMX’ы могут оснащаться как 11-, так и 13-литровыми моторами. У героя нашего повествования установлена 428-сильная (2100 Нм) рядная «шестерка» D13C420 уровня Евро-5

Словом, у меня нет абсолютно никаких оснований сомневаться в том, что, как утверждает пресс-релиз, суммарные углы обзорности у новой кабины на 15% больше, чем у старой. А вот категорично соглашаться с тем, что в ней стало на 20% тише, улучшена ее теплоизоляция, снижены вибрации и подвеска стала комфортнее, я бы не спешил. Может, оно и так, однако про теплоизоляцию в конце апреля речь вести вообще абсурдно, к комфорту подвески кабины, а она у FMX четырехточечная на пружинах и амортизаторах, претензий нет. Но звук работы двигателя и вибрации на холостых, как ни крути, никуда не делись...
Вход в кабину стал более удобным за счет увеличенного угла открывания дверей и ступенек с противоскользящим покрытием. Кроме того, дверная карта стала уже, а удлинитель двери защищает верхнюю ступеньку от грязи.
Обратите внимание на интерьер дневной кабины. К слову, в общей сложности у FMX их шесть вариантов, в том числе и двухрядный. Обратите внимание на притороченную к задней стенке полку, которая легко превращается в место для отдыха
Поездке в Махачкалу предшествовала презентация нового модельного ряда Volvo на Дмитровском полигоне. Представители компании заострили тогда внимание журналистов на камере слепой зоны, существенно повышающей безопасность движения в плотном потоке и стесненных условиях, и «простой» опции – круиз-контроле на спуске. Обе системы наличествовали и в FMX, и обе оставили по себе самое приятное впечатление
За стандартной внешностью этого самосвала скрывается настоящий Голиаф. Его грузоподъемность по сравнению с обычным FMX на 5,6 тонны выше...
Спереди 10-тонные оси, подвешенные на четырехлистовых рессорах.
Суммарная нагрузка на заднюю тележку достигает 38 тонн.
Cами мосты с пятью сателлитами без бортовых редукторов, что, с одной стороны, снижает их вес примерно на 200 кг, с другой – на 4% повышает экономичность.
Причем производит их не Meritor, а родственная Volvo Trucks VCE (Volvo Construction Equipment).
Словом, такую версию FMX можно считать своего рода ответом Volvo сканиевским «карьерникам» Odin и Hagen

Камера встроена в основание внешнего зеркала заднего вида с правой стороны и передает изображение на 9-дюймовый экран, установленный на передней панели. Активируется она либо автоматически, при включении правого поворотника, либо принудительно нажатием соответствующей кнопки. Особенно оценил я сей «девайс» при въезде на главную дорогу с примыкающей: не надо было подобно гусю вытягивать шею, чтобы убедиться, можно совершать маневр или нет. Поле зрения камеры позволяет отслеживать куда более широкую картинку, а не только то, что творится у тебя рядом с правым бортом
Еще одна весьма полезная вещица, существенно повышающая безопасность движения и позволяющая лучше ориентироваться в стесненных условиях, – камера слепой зоны.
Изображение с нее выводится на 9-дюймовый экран в кабине

Весьма полезен на практике оказался и круиз-контроль на спуске. Водителю надо лишь надо задать нужную скорость движения на спуске, все остальное машина сделает сама. И тут, в отличие от обычного круиз-контроля, все «по чесноку»: выставил, допустим, 70 км/ч, выше этого значения автомобиль под горку не разгонится. Сначала система задействует мощный VEB – фирменный моторный тормоз, а в случае если его усилий не хватает, то и рабочие тормоза. Опять же, это вопрос безопасности, так как снижается риск перегрева тормозов (на FMX они барабанного типа по кругу)

«Коробочка» АМКП I-Shift на своем привычном месте. Изменилась не только её внешность, но и программное обеспечение, позволяющее адаптировать движение автомобиля под любые условия эксплуатации

Заслуживает упоминания и новая прошивка АМКП I-Shift (силовой линии). Напомним, что на машинах текущего модельного ряда она выбиралась под условия эксплуатации еще на заводе – магистральные перевозки, дистрибуция, строительная техника, перевозка тяжелых грузов. Внутри этой прошивки было два режима – Eco и Perfomance. На автомобилях нового поколения от прошивки под условия эксплуатации решили отказаться. Теперь одна машина содержит сразу все режимы: Eco (улучшенный аналог Eco-режима магистральной прошивки старой машины); Standard (универсальный режим работы КП под любые условия); Perfomance (режим работы для сложного рельефа или динамичного движения); Off-road (улучшенный аналог прошивки старой машины) и Heavy Haulage (адаптация силовой линии для автопоездов полной массой свыше 85 т). Последняя, к слову, на нашем FMX отсутствовала
Улучшенный интерфейс блокировки дифференциалов. Вместо кнопок теперь используется эргономичный поворотный переключатель. Кроме того, появилась кнопка отключения ABS (равно как и антипробуксовочной системы) на малых скоростях и вне дорог общего пользования, что, например, дает возможность тормозить юзом на скользкой поверхности

Индикация последовательной блокировки дифференциалов отображается на комбинации приборов. Сначала включается межосевая блокировка, а затем и межколесная

По ходу дела я воспользовался тремя режимами. На магистрали соблюдал режим Eco, на грунтовке и пересеченной местности переключался в Standard. Бог мой, как же оживала машина после придушенного Eco! А в горах на перевале задействовал Perfomance. Попутно отмечу, что тяговитый мотор позволял не опускаться ниже восьмой передачи даже на самых крутых уклонах. Воспользоваться режимом Off-road cлучая не представилось. Другое дело, что пару раз, выбирая подходящую точку для съемки в окрестностях Сулакского каньона, дабы ненароком не встать в самом неподходящем месте, по совету бывалых переводил АМКП в ручной режим и «запирал» передачу. Так оно надежнее!
Бархан Сарыкум (в переводе с кумыкского языка – желтый песок). Это крупнейший песчаный бархан в Европе и одна из крупнейших песчаных дюн в Евразии. Его длина приблизительно три километра и площадь 1175 га, высота самой высокой вершины может варьироваться от 213 до 262 метров. Дюна находится на охраняемой территории в составе Дагестанского заповедника, который был создан в 1987 году. Рассказывают, что некоторые сцены из истерна «Белое солнце пустыни» снимались именно здесь
Стартовав утром из Махачкалы, на базу вернулись уже затемно, привезя расход в 32 литра на сотню и незабываемые впечатления, как от местных природных красот, так и от самосвала.

P.S. И все-таки мой вам совет: не скупитесь на установку VDS. В конце концов в пересчете ежедневной стоимости владения системой в четырехгодичном усредненном цикле эксплуатации это всего лишь 215 рублей в день…
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Бугаудин Идрисов, генеральный директор ООО «Дорсервис-09»

«О ВЫБОРЕ VOLVO НЕ ЖАЛЕЕМ»

ООО «Дорсервис-09» из Махачкалы владеет самым крупным парком Volvo FMX в Дагестане. Подвижной состав с диагональной полосой на передке насчитывает 77 самосвалов Volvo FMX 8x4, 6x4, 8x4 тридем, плюс 10 тягачей Volvo FH 4x2 и 6х4.

Бугаудин Идрисов, генеральный директор предприятия (он на фото), вспоминает, что работать с Volvo они стали с 2013 года. «И с тех пор ни разу о своем выборе не пожалели. Машины очень надежные, коэффициент выхода на линию составляет не менее 0,9. При этом все они собраны на заводе в Калуге, но качество у них шведское. Конечно, большую роль сыграло наличие фирменного сервиса. Авторизованная сервисная станция Volvo Trucks – Каспийсктраксервис, находится с нами по соседству, в Махачкале. К обслуживанию никаких нареканий нет.

Техника сложная и дорогостоящая, поэтому абы кого за руль не сажаем. Прежде чем сесть за баранку Volvo, новичок проходит стажировку у опытного наставника. Кроме того, все автомобили подключены к фирменной телематической системе управления автопарком Dynafleet, и у диспетчеров всегда есть возможность отследить не только местонахождение автомобиля, но и стиль вождения водителя, расход топлива и прочие параметры.

Все машины приобретаем в лизинг через ООО «ВФС Восток» и Сбербанк. Надеюсь, что сотрудничество с Volvo Trucks продолжится, тем более что первое знакомство с новым FMX оставило самое благоприятное впечатление»
Авторизованная СТО Volvo Trucks в Махачкале – Каспийсктраксервис.
Свой нынешний статус получила в мае 2015-го.
Ремзона рассчитана на 22 поста, штат механиков – 21 чел.
Помимо грузовиков здесь обслуживается и прицепной состав...

P.S. Фото на память...
Пожалуй, самая впечатляющая природная достопримечательность республики – Сулакский каньон. Смотришь вниз, аж дух захватывает! Еще бы, это один из самых глубоких каньонов в мире. 1920 метров! Между прочим, даже глубже знаменитого Большого каньона в США. Каньон растянулся по территории Дагестана на 53 километра. Река сверху выглядит тоненьким и беспомощным ручейком, а ведь на самом деле Сулак — одна из самых полноводных рек Дагестана. Глубина каньона в месте, где сделан этот снимок, немногим более 600 м